В ходе занятий и исполнительской практики, я заметил одну очень полезную фишку:
Гаммы вещь хорошая, но изучение гамм в классических аппликатурах несколько ограничивает музыканта позиционно, импровизируя в быстром я обратил внимание, что играю штампами, не музыкальными даже, а техническими, я обратил на это внимание именно потому что на слух мне не нравилось то, что получается, к тому же я всегда был более склонен к ритмической импровизации.
Потом я увлекся би-бопом (я понимаю, что не всем нравится такая музыка) и стал разучивать би-боповые стандарты, чтобы на каком-нибудь джеме не опозориться. В первую очередь я играл вещи Паркера. И разучивая "Donna Lee" "Blues For Alice" "Billie's Bounce" "Merry-Go-Round" я столкнулся со следующим: мне, могущему с листа сыграть трехголосную фугу Баха, приходится подбирать аппликатуру иначе я сбиваюсь. Позднее я понял что это касается только вещей Паркера его мелодического мышления, а также аппликатурных особенностей альт-саксофона (вещи Гиллеспи Монка Пауэлла ложаться на гриф легче). Растяжки и даже перекрещивания, игра через струну в сумасшедшем темпе стали не просто новым техническим приемам а вынужденными вещами - иначе просто не сыграть. (Я знал, что есть готовые джазовые аппликатуры, но тогда я был очень упертым и не хотел их учить потому что боялся что они меня свяжут, не позволят мне играть по-своему, а счас они мне не нужны, и счас я знаю, что если талант есть - учение его не испортит, а если нет - то никакое учение не поможет).
Причем начиная импровизировать я первое время соскакивал на стандартные аппликатуры.
Еще один плюс - это их сумасшедший темп (bpm180-280)играешь ты их под минус или с группой чуть-чуть замешкался и ты вылетаешь, в теме когда солисты играют ее в унисон и особенно в импровизации, где, первое время, остановившись я не мог понять где мы находимся, особенно с опытными аккомпаниаторами которые не повторяют квадраты один в один, с опытом я научился вступать в любом месте незнакомой мне вещи, но вначале было очень тяжело. (И безусловно би-боп и особенно Паркер учит настоящему свингу, совмещению легкости и скорости.)
Игра би-боповых стандартов заставила меня по-другому посмотреть на гриф в буквальном смысле, из упорядоченной системы аппликатур и звуков он превратился в начале в полный хаос в котором я терялся, а потом сложилась какая другая система в которой я уже начал ориетироваться.
Реккомендую хотя бы попробовать.