Автор Тема: Пальцы перестали слушаться  (Прочитано 3956 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ae_fedorov Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 87
  • Репутация: +12/-0
Пальцы перестали слушаться
« : Ноября 13, 2020, 00:42:16 »
В последнее время регулярно играю на гитаре. Сижу по несколько часов в день до самой ночи, вырабатывая технику для соло-партии, которую я сейчас изучаю. Начал замечать, что пальцы просто перестают меня слушаться. То, что несколько дней получалось очень хорошо, теперь получается только на очень маленьких скоростях игры. И лучше пока не становится. Значит ли это, что пальцам нужен некоторый отдых? Или же будет достаточно просто временно переключиться на медленный темп? Заранее спасибо!

Оффлайн Kranick

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4669
  • Репутация: +1976/-10
  • против войны
Re: Пальцы перестали слушаться
« Ответ #1 : Ноября 13, 2020, 09:47:54 »
ae_fedorov, здесь конечно нужно разбираться, что значит "пальцы перестали слушаться", ибо по факту это может значить что угодно (при прямом значении фразы мы приходим к тому, что пальцы просто не работают вообще или работают хаотично, без связи с головой). Но есть в принципе универсальное правило - никогда нельзя играть через боль, и при любой непонятке нужно сделать паузу пока она сама не пройдет (если тебе меньше 30, то подавляющее большинство всяких отклонений нормализуются, как правило, сами собой).

Ну и по занятиям тоже нужно разбираться. Разминаешь ли ты руки перед тем, как начать играть (то есть еще до того как гитара окажется в руках)? Как ты разогреваешься? Как ты "вырабатываешь технику" для своей соло-партии?

У меня в истории было несколько повреждений рук, потому я сознательно не играю без разогрева. Буквально пара минут на банальное сжимание/ разжимание ладоней в кулаки уже дает какой-то прилив крови к пальцам и приводят мышцы в нужную пластичность. После этого стоит включить метроном в ближе к медленному темпу (в моем случае это 70 bpm) и поиграть хроматизмы задействуя все 4 играющих пальца левой руки. Достаточно одного раза пройтись по грифу от шестой струны до первой, нажав струну на каждом ладу с нулевого до 21-22-24, чтоб быть готовым к чему-то большему.

Это все занимает минут 10, но благодаря этому отрезку ты кроме того, что бережешь руки от повреждения, так ещё и
(а) помогаешь гитаре быть более разыгранной, ибо считается что для гитары хорошо, когда на ней играют на каждом ладу каждой струны,
(б) оттачиваешь навыки ровной игры, умение следить за таймингом и быть более ритмичным, потому что ты играешь медленно, ровно под метроном и осваиваешь эту так тяжело достижимую для большинства современных гитаристов технику "играть ровно";
(в) экономишь время на разогрев, который тебе все равно придется проходить, и лучше это сделать правильно играя что-то простое и направленное именно на это, что занимает 10 минут, чем сразу включать 160 bpm и играть плохо, с зажимами, закрепляя в мышечной памяти неправильную технику которую потом попробуй еще исправь.

К этому можно добавить экономию денег на поход к врачу, к которому при неправильном подходе рано или поздно попадают все.

Ну и разучивание любого соло тоже осуществляется под метроном. Без него ты, даже начав медленно, все равно будешь улетать на свои любимые 160. Если есть цель сыграть соло хорошо и целиком, тогда нужно выбрать какой-то медленный темп, в котором ты его можешь сыграть полностью и без ошибок, освоиться на нем, и после этого постепенно повышать. При этом следить за качеством взятых нот (в медленном темпе это не сложно), динамикой и, что очень важно, за зажимами в мышцах, стараясь их расслаблять тогда, когда можно. Повышая дальше по 2-3-5 bpm ты в итоге рано или поздно придешь к нужному темпу, не потеряв при этом контроль над пальцами.

Оффлайн ae_fedorov Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 87
  • Репутация: +12/-0
Re: Пальцы перестали слушаться
« Ответ #2 : Ноября 13, 2020, 10:25:22 »
ae_fedorov, здесь конечно нужно разбираться, что значит "пальцы перестали слушаться", ибо по факту это может значить что угодно (при прямом значении фразы мы приходим к тому, что пальцы просто не работают вообще или работают хаотично, без связи с головой). Но есть в принципе универсальное правило - никогда нельзя играть через боль, и при любой непонятке нужно сделать паузу пока она сама не пройдет (если тебе меньше 30, то подавляющее большинство всяких отклонений нормализуются, как правило, сами собой).

Ну и по занятиям тоже нужно разбираться. Разминаешь ли ты руки перед тем, как начать играть (то есть еще до того как гитара окажется в руках)? Как ты разогреваешься? Как ты "вырабатываешь технику" для своей соло-партии?

У меня в истории было несколько повреждений рук, потому я сознательно не играю без разогрева. Буквально пара минут на банальное сжимание/ разжимание ладоней в кулаки уже дает какой-то прилив крови к пальцам и приводят мышцы в нужную пластичность. После этого стоит включить метроном в ближе к медленному темпу (в моем случае это 70 bpm) и поиграть хроматизмы задействуя все 4 играющих пальца левой руки. Достаточно одного раза пройтись по грифу от шестой струны до первой, нажав струну на каждом ладу с нулевого до 21-22-24, чтоб быть готовым к чему-то большему.

Это все занимает минут 10, но благодаря этому отрезку ты кроме того, что бережешь руки от повреждения, так ещё и
(а) помогаешь гитаре быть более разыгранной, ибо считается что для гитары хорошо, когда на ней играют на каждом ладу каждой струны,
(б) оттачиваешь навыки ровной игры, умение следить за таймингом и быть более ритмичным, потому что ты играешь медленно, ровно под метроном и осваиваешь эту так тяжело достижимую для большинства современных гитаристов технику "играть ровно";
(в) экономишь время на разогрев, который тебе все равно придется проходить, и лучше это сделать правильно играя что-то простое и направленное именно на это, что занимает 10 минут, чем сразу включать 160 bpm и играть плохо, с зажимами, закрепляя в мышечной памяти неправильную технику которую потом попробуй еще исправь.

К этому можно добавить экономию денег на поход к врачу, к которому при неправильном подходе рано или поздно попадают все.

Ну и разучивание любого соло тоже осуществляется под метроном. Без него ты, даже начав медленно, все равно будешь улетать на свои любимые 160. Если есть цель сыграть соло хорошо и целиком, тогда нужно выбрать какой-то медленный темп, в котором ты его можешь сыграть полностью и без ошибок, освоиться на нем, и после этого постепенно повышать. При этом следить за качеством взятых нот (в медленном темпе это не сложно), динамикой и, что очень важно, за зажимами в мышцах, стараясь их расслаблять тогда, когда можно. Повышая дальше по 2-3-5 bpm ты в итоге рано или поздно придешь к нужному темпу, не потеряв при этом контроль над пальцами.

Большое спасибо!
Конечно же, пальцы не перестали работать совсем. Я просто начал сильно путаться в тех местах, которые раньше получались хорошо. Наверное, это из-за раннего стремления к высокой скорости игры. Судя по всему, действительно нужно вернуться к медленному темпу, потому что на оригинальной скорости очень тяжело исправить эту ситуацию.

По поводу разогрева - я не разминаю пальцы перед игрой. Не думал, что это настолько важно. Беру гитару и сразу начинаю играть. Теперь учту.

По поводу метронома. Я его не использую в данный момент, так как играю под бэк-партию. Сойдёт такой вариант? Я могу менять ее скорость, как и в случае с метрономом.

По поводу боли - у меня с пальцами все в порядке. Болят только подушечки (там, где мозоли), но это нормально.

Оффлайн Kranick

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4669
  • Репутация: +1976/-10
  • против войны
Re: Пальцы перестали слушаться
« Ответ #3 : Ноября 13, 2020, 13:11:12 »
ae_fedorov, медленный темп - в большинстве случаев является самым простым и надежным решением гитарных проблем. Любой преподаватель тебе скажет, что прежде чем втыкать скорость, нужно научиться играть слитно и медленно (они даже произносят это как "мееееедленно" или "sloooooowly"). Есть различные практические упражнения на этот счет. К примеру, ты можешь взять фрагмент, который, как тебе кажется, играешь хорошо, и замедлить его в 5 (пять!) раз. И ты легко увидишь, где, какие и в каком объеме у тебя лажи, и над чем можно поработать. Есть правило '5 Times Perfect', которое у меня практически в крови, настолько сильно я его затаскал по жизни. По нему, при отработке какого-то лика, рифа или упражнения, ты играешь его в медленном темпе до тех пор, пока не получится сыграть 5 раз подряд идеально. Если идеально вышло 4 раза, а на пятом лажанулся, все обнуляется и ты снова начинаешь считать свои 5 раз. Как только вышло, увеличиваешь битрейт на пару bpm (у меня обычно от 2 до 5, в зависимости от сложности).

Относительно метронома vs jamtrack, то я скажу только свое мнение, не претендуя на истину. Мне кажеся, метроном больше дисциплинирует. Он более располагает к сосредоточенной игре, не дает поводов сильно отвлекаться на постороннее, если что-то не получилось сыграть, тебе не нужно ждать нужного фрагмента трека чтоб под него сыграть и так далее. Кроме того, метроном универсален, и тебе не нужно искать какой-то новый трек чтоб отработать что-то другое - максимум что может быть нужно изменить, это скорость. Но тем не менее игра под Jamtrack очень важна, и нею тоже нужно заниматься.

Если говорить обо мне, то я обычно разделяю работу над каким-то соло на части. В первой я банально разучиваю ноты и подбираю удобные мне аппликатуры. Во второй под метроном в медленном темпе разучиваю последовательность нот, чтоб пальцы банально запомнили что играть. Потом прослушиваю трек внимательней чтоб понять, где есть исполнительские нюансы типа различной динамики, глубины и экспрессивности вибрато и так далее. После этого включаю метроном и начинаю проигрывать весь трек полностью с учетом всех услышанных нюансов в медленном темпе. При такой игре обязательно находятся какие-то фразы/ лики, которые играются хуже, и которые стоит прорабатывать немного больше. Я их выделяю отдельно, и играю как упражнение в течение минут 5, может быть 10, пока в медленном темпе не разучу. И вот после этого можно собрать все разучиваемое соло полностью, и играть его в медленном темпе. Теоретически, это можно делать под бек, но по клик метронома просто лучше слышно насколько ты правильно играешь.

Занятие под замедленный jamtrack я б советовал начинать уже после того, как у тебя все разучено, и единственный оставшийся нюанс - это скорость. В таком случае ты постепенно увеличиваешь скорость бека, и играешь до него.

Что касается разогрева, то если тебе меньше 30, то ты можешь это и не чувствовать. Но аспект мышц и связок при игре на гитаре примерно такой же, как и в спорте. Разогрев может банально спасти тебя от травмы. Во многих школах по игре на гитаре этому отводится отдельный урок, как разогревать (к примеру, басист Стью Хамм, джазист Шон МакГован, рокер Ален Хайндс и так далее). Потому тут нет особых разногласий, стоит ли это делать. Вопрос лишь в том, когда ты сам решишь это делать: либо загодя, не доводя до того как будет плохо, либо после того как плохо уже наступит, и ты начнешь искать причины и пытаться их утсранять. Большинство из нас на первых порах забивает на это, и приходит к тому, что надо бы как-то разогреть руки лишь после того, как что-то произойдет более-менее ощутимое. Потому в данном случае выбор за тобой.

Оффлайн ae_fedorov Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 87
  • Репутация: +12/-0
Re: Пальцы перестали слушаться
« Ответ #4 : Ноября 13, 2020, 13:57:45 »
ae_fedorov, медленный темп - в большинстве случаев является самым простым и надежным решением гитарных проблем. Любой преподаватель тебе скажет, что прежде чем втыкать скорость, нужно научиться играть слитно и медленно (они даже произносят это как "мееееедленно" или "sloooooowly"). Есть различные практические упражнения на этот счет. К примеру, ты можешь взять фрагмент, который, как тебе кажется, играешь хорошо, и замедлить его в 5 (пять!) раз. И ты легко увидишь, где, какие и в каком объеме у тебя лажи, и над чем можно поработать. Есть правило '5 Times Perfect', которое у меня практически в крови, настолько сильно я его затаскал по жизни. По нему, при отработке какого-то лика, рифа или упражнения, ты играешь его в медленном темпе до тех пор, пока не получится сыграть 5 раз подряд идеально. Если идеально вышло 4 раза, а на пятом лажанулся, все обнуляется и ты снова начинаешь считать свои 5 раз. Как только вышло, увеличиваешь битрейт на пару bpm (у меня обычно от 2 до 5, в зависимости от сложности).

Относительно метронома vs jamtrack, то я скажу только свое мнение, не претендуя на истину. Мне кажеся, метроном больше дисциплинирует. Он более располагает к сосредоточенной игре, не дает поводов сильно отвлекаться на постороннее, если что-то не получилось сыграть, тебе не нужно ждать нужного фрагмента трека чтоб под него сыграть и так далее. Кроме того, метроном универсален, и тебе не нужно искать какой-то новый трек чтоб отработать что-то другое - максимум что может быть нужно изменить, это скорость. Но тем не менее игра под Jamtrack очень важна, и нею тоже нужно заниматься.

Если говорить обо мне, то я обычно разделяю работу над каким-то соло на части. В первой я банально разучиваю ноты и подбираю удобные мне аппликатуры. Во второй под метроном в медленном темпе разучиваю последовательность нот, чтоб пальцы банально запомнили что играть. Потом прослушиваю трек внимательней чтоб понять, где есть исполнительские нюансы типа различной динамики, глубины и экспрессивности вибрато и так далее. После этого включаю метроном и начинаю проигрывать весь трек полностью с учетом всех услышанных нюансов в медленном темпе. При такой игре обязательно находятся какие-то фразы/ лики, которые играются хуже, и которые стоит прорабатывать немного больше. Я их выделяю отдельно, и играю как упражнение в течение минут 5, может быть 10, пока в медленном темпе не разучу. И вот после этого можно собрать все разучиваемое соло полностью, и играть его в медленном темпе. Теоретически, это можно делать под бек, но по клик метронома просто лучше слышно насколько ты правильно играешь.

Занятие под замедленный jamtrack я б советовал начинать уже после того, как у тебя все разучено, и единственный оставшийся нюанс - это скорость. В таком случае ты постепенно увеличиваешь скорость бека, и играешь до него.

Что касается разогрева, то если тебе меньше 30, то ты можешь это и не чувствовать. Но аспект мышц и связок при игре на гитаре примерно такой же, как и в спорте. Разогрев может банально спасти тебя от травмы. Во многих школах по игре на гитаре этому отводится отдельный урок, как разогревать (к примеру, басист Стью Хамм, джазист Шон МакГован, рокер Ален Хайндс и так далее). Потому тут нет особых разногласий, стоит ли это делать. Вопрос лишь в том, когда ты сам решишь это делать: либо загодя, не доводя до того как будет плохо, либо после того как плохо уже наступит, и ты начнешь искать причины и пытаться их утсранять. Большинство из нас на первых порах забивает на это, и приходит к тому, что надо бы как-то разогреть руки лишь после того, как что-то произойдет более-менее ощутимое. Потому в данном случае выбор за тобой.

На самом деле, для меня это открытие. Никогда бы не подумал, что разминка перед игрой настолько важна. Мне всего 20, и я, естественно, не чувствую никакого дискомфорта в пальцах (опять же, если не считать мозоли). Тем не менее, теперь постараюсь уделять этому внимание. По поводу правила "5 Times Perfect" - отличный совет, обязательно буду пробовать. Ну и метроном тоже включу в практику:) Еще раз большое спасибо!

P.S. Если интересно, речь идет о соло из Богемской Рапсодии. Как раз таки с него я начал осваивать электрогитару (она у меня появилась около двух месяцев назад, но на акустике я играю где-то с 12 лет). В данный момент у меня хуже получается (не так, как на видео), хотя и на записи, конечно, еще очень сырой вариант.

https://youtu.be/oLkIRJPSwRE

Оффлайн Kranick

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4669
  • Репутация: +1976/-10
  • против войны
Re: Пальцы перестали слушаться
« Ответ #5 : Ноября 13, 2020, 15:29:02 »
ae_fedorov, богемская рапсодия не самое простое соло. Для того чтоб начать можно было бы найти и что-то более простое.

При выборе треков для разучивания нужно стараться отбирать те, которые можно будет сыграть в течение ближайших дней, максимум неделю. Если что-то за неделю не осваивается, стоит отложить в сторону и выбрать что-то еще.

Оффлайн ae_fedorov Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 87
  • Репутация: +12/-0
Re: Пальцы перестали слушаться
« Ответ #6 : Ноября 13, 2020, 15:31:36 »
ae_fedorov, богемская рапсодия не самое простое соло. Для того чтоб начать можно было бы найти и что-то более простое.

При выборе треков для разучивания нужно стараться отбирать те, которые можно будет сыграть в течение ближайших дней, максимум неделю. Если что-то за неделю не осваивается, стоит отложить в сторону и выбрать что-то еще.

Хорошо, учту. Большое спасибо!

Оффлайн Kranick

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4669
  • Репутация: +1976/-10
  • против войны
Re: Пальцы перестали слушаться
« Ответ #7 : Ноября 13, 2020, 15:34:37 »
попробуй отсюда что-то выбрать. Они как раз разбиты по уровням.
https://www.justinguitar.com/songs

Оффлайн ae_fedorov Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 87
  • Репутация: +12/-0
Re: Пальцы перестали слушаться
« Ответ #8 : Ноября 13, 2020, 16:11:15 »
попробуй отсюда что-то выбрать. Они как раз разбиты по уровням.
https://www.justinguitar.com/songs

Да, очень удобно. Спасибо!

Оффлайн Дрыгер

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 827
  • Репутация: +247/-1
  • ай, молодца
Re: Пальцы перестали слушаться
« Ответ #9 : Ноября 13, 2020, 18:46:33 »

P.S. Если интересно, речь идет о соло из Богемской Рапсодии. Как раз таки с него я начал осваивать электрогитару (она у меня появилась около двух месяцев назад, но на акустике я играю где-то с 12 лет). В данный момент у меня хуже получается (не так, как на видео), хотя и на записи, конечно, еще очень сырой вариант.
На видео кстати всё очень плохо. Интонирования нет, левая из ваты, бенды мимо, лишних звуков куча. Вместо вибрато имитация, руки бенд не держат. Если это вы, то посмотрите на ютубе уроки на бенды и на вибрато, и поделайте их на регулярной основе, чтобы левая рука хоть немного окрепла.

Оффлайн ae_fedorov Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 87
  • Репутация: +12/-0
Re: Пальцы перестали слушаться
« Ответ #10 : Ноября 13, 2020, 18:54:16 »
На видео кстати всё очень плохо. Интонирования нет, левая из ваты, бенды мимо, лишних звуков куча. Вместо вибрато имитация, руки бенд не держат. Если это вы, то посмотрите на ютубе уроки на бенды и на вибрато, и поделайте их на регулярной основе, чтобы левая рука хоть немного окрепла.

Я в электрогитарной сфере еще совсем новичок) Всегда играл только на акустике. И стили игры принципиально другие были. Это видео - лишь одна из промежуточных точек на пути к грамотной технике. Спасибо за советы!

Оффлайн Macsimpain

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3548
  • Репутация: +740/-18
  • Follow your Dream
Re: Пальцы перестали слушаться
« Ответ #11 : Ноября 13, 2020, 23:28:26 »
ae_fedorov,

Молодец! - лёгких путей не ищешь ))

И ещё взялся же за такую тему :hmmm: нет, чтоб для начала пачку сигарет какую-нибудь разучить .. )

Оффлайн ae_fedorov Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 87
  • Репутация: +12/-0
Re: Пальцы перестали слушаться
« Ответ #12 : Ноября 13, 2020, 23:47:27 »
ae_fedorov,

Молодец! - лёгких путей не ищешь ))

И ещё взялся же за такую тему :hmmm: нет, чтоб для начала пачку сигарет какую-нибудь разучить .. )

Пачку сигарет я с ходу сыграю) Уж в таких вещях у меня нормальный опыт. Говорю ж, я на гитаре давно играю, и прошел как минимум через несколько стилей игры. Начинал я вообще в музыкальном коллективе, где мы играли преимущественно народную музыку (испанские, бразильские, кубинские танцы и т.п.). Потом я ушел из этого коллектива, решив, что дальше хочу развиваться самостоятельно. В те годы я частично освоил технику фингерстайла. Потом я вообще начал петь, а гитару использовал только для того, чтобы аккомпанировать. В итоге частично растерял опыт инструментального исполнения, позабыв почти всё, что играл когда-либо. И вот сейчас я вдохновился на освоение электрогитары (до этого играл только на акустике). Да, я уже понял, что рано замахнулся на достаточно сложные соло-партии. Теперь буду уделять больше времени упражнениям.
« Последнее редактирование: Ноября 13, 2020, 23:54:26 от ae_fedorov »

Оффлайн Macsimpain

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3548
  • Репутация: +740/-18
  • Follow your Dream
Re: Пальцы перестали слушаться
« Ответ #13 : Ноября 14, 2020, 00:19:24 »
Пачку сигарет я с ходу сыграю) Уж в таких вещях у меня нормальный опыт.

Дело не в пачке сигарет. И не важно что ты сыграл - важно как ты сыграл! Вот взять, например, Нирвану - там есть композы в пару квинт, но без должного скилла хрен ты их нормально сыграешь - вот о чём я :)

... и добавил:

Богемская рапсодия далеко не сложная вещь, но лучше начни с более простого.

Касаемо дискомфорта при игре, возможна неправильная постановка руки, неподходящий калибр струн + их высота, а также непрогретые мышцы и сухожилия кисти.
« Последнее редактирование: Ноября 14, 2020, 00:26:15 от Macsimpain »

Оффлайн ae_fedorov Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 87
  • Репутация: +12/-0
Re: Пальцы перестали слушаться
« Ответ #14 : Ноября 14, 2020, 00:34:01 »
Дело не в пачке сигарет. И не важно что ты сыграл - важно как ты сыграл! Вот взять, например, Нирвану - там есть композы в пару квинт, но без должного скилла хрен ты их нормально сыграешь - вот о чём я :)

Да, это верно!

... и добавил:

Богемская рапсодия далеко не сложная вещь, но лучше начни с более простого.

Да, надо бы подбирать что-нибудь попроще на первых этапах, хоть руки и тянутся к виртуозным рифам.


... и добавил:

Касаемо дискомфорта при игре, возможна неправильная постановка руки, неподходящий калибр струн + их высота, а также непрогретые мышцы и сухожилия кисти.

Разговор скорее не о дискомфорте был, а о том, что пальцы стали заплетаться. Судя по всему, повлияло стремление к высокой скорости игры при отсутствии должной практики на низких скоростях. Теперь буду чаще практиковать медленный темп и специальные упражнения.
« Последнее редактирование: Ноября 14, 2020, 00:40:04 от ae_fedorov »