Автор Тема: Руки без головы  (Прочитано 5640 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Yakov Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 21
Руки без головы
« : Декабря 03, 2009, 18:48:10 »
Свой ответ я задумал написать, когда наткнулся на письмо на форуме, в котором человек просил помочь ему с рукой - у него были проблемы с мышцами. Операция, которая ему грозила, не была гарантией. Гарантия в таком деле, как постановка техники или восстановление руки - излишняя самоуверенность гаранта. Но я абсолютно уверен, что успех будет при правильном подходе. И здесь не важно - для меня, - кто получится Steve Vai, Scott Henderson, David Gilmour, Pat Metheny… или Вася Иванов. Важно, что вы играете и качество музыки.
Как в становлении девственных рук, так и в реабилитации (в связи с различными профессиональными травмами) важна дисциплина рук - система, которая включает в себя комплекс последовательных упражнений - от базовых или другими словами, заливка фундамента, на котором будет выстраиваться техническое сооружение + постоянство - регулярность занятий. Как говорится, что построите, в том и будете жить. За этим скрывается успех/неудача гитариста. Техника игры - это тонкая моторика, которая начинает формироваться в младенчестве с хватательных движений, а игра на инструменте - это ее апогей. Для развития тонкой моторики у детей психологами разработаны методики, которые используются в дет.садах, начальных классах общеобразовательной школы, в музыкальных школах.
Я вывел еще один постулат: скорость - это не количество нот сыгранных в единицу времени; это  новое качество - преобразованное медленное в быстрое. Например, вода - переход ее в различные состояния - жидкое, твердое, газообразное. Это все качественные изменения. Так и техника - качественные преобразования. Короче, систему упражнений одинаково подходит как для начинающих, так и для тех, кто получил различные травмы рук. Левая и правая руки взаимосвязаны и при неправильной игре одной нарушается моторика другой. Становление рук происходит как бы параллельно, но с минимальным опережением правой.
В моей практике было 2 случая, когда я помог, не считая себя. Первый клиент пришел ко мне с тем же, от чего я легко избавился сам. Через три месяца он играл легко и свободно все упражнения в хорошем темпе. Он еще удивлялся, что так все оказалось просто. Но как раз простыми вещами человек часто пренебрегает. У второго была мышечная панцирность. Особенно сильно она себя проявляла при игре связки - средний палец и мизинец. Для того чтобы снять болевые симптомы, что искривляло грифовую руку так, что было страшно смотреть, потребовалось около месяца работы. Убрать симптом - значит устранить причину. И вот тут уже - и в первом и во втором случаях - работа начиналась с головы, как основы и внесение изменений в аксессуары: диаметр струн, размер медиатора, способ держания инструмента, звукоизвлечение. Вначале никаких метрономов, комбиков и примочек, даже - желательно - иметь простую - не электро - гитару, но это не принципиально. Далее, не снимать, а только слушать и слушать, - пропитываться до мозга костей и методично играть упражнения. Природа подскажет, когда вам пора играть. Мышление, лишенное операциональной техники, будет таким же неуклюжим, как и техника. Операциональная - значит неконтролируемая. Пример, при формировании письма ребенок контролирует каждое движение пера, и по мере приобретения навыка на первое место выходит ни как, а что писать. Но стоит только начать изучать иностранный язык, как человеку снова  приходится осваивать навыки письма, т.е. контролировать каждый крючок и загогулину. Вот для того, чтобы мыслить - необходимо, чтобы техника стала на уровне операции. Учитель с большой буквы "У" помимо формирования техники должен развивать и эстетический вкус. Со мной было то же самое. Я приезжал к Учителю, а он давал мне 15 мин. на то, чтобы прийти в себя от поездки и ставил джаз-рок. Сначала для меня это была какофония, и только по прошествии нескольких лет до меня дошел его замысел - голая техника - это все равно, что поэзия в переводе - лишена мелодики и очарования мелизмов родного языка.
Что касается видео школ. Каждый гитарист дает свою технику с высоты собственного сложившегося мышления. Ученик перенимает как приемы игры, так и образ мыслей, а это не есть хорошо. При условии, что вы добились техники, ваша индивидуальность будет поглощена автором, и вас всегда будут сравнивать с ним. По-моему, это неправильно. Когда мы слушаем кого-то, то по манере изложения можем узнать, кто играет. Гармония, фразировки, окраска и т.д. Кому нужен второй Gambale, не понимаю. Просто сказать, что я играю как он. Это слабый аргумент для самореализации в творчестве. Если вы как кто-то, то вас нет.
Упражнения:
1) сядьте, положите руки на колени так, чтобы кисти рук свободно свисали; сосредоточьтесь на кончике мизинца правой руки: важно почувствовать горячую тяжесть (для тех, кто играет с опорой на мизинец), он служит вроде снятия напряжения, как громоотвод.
Поймав это ощущение, продлите его во времени для психофизиологического закрепления.
2) правая рука: держать руку перед собой согнутую в локте на уровне шеи и параллельно полу; кисть свисает  почти перпендикулярно предплечью; ладонь, как если бы вы обхватили теннисный мяч; 1,2,3 пальцы касаются друг друга на уровне ногтей; большой палец положить на указательный и зажать медиатор. В таком положении совершите маятниковые движения предплечьем так (от себя и к себе), чтобы кисть следовала за ним, как бы догоняя. Примерно 100 колебаний.
3) повиснете медиатором на 6-й струне всем весом руки (можно на ней даже покачаться); затем, не прибегая к мышечному давлению, скатитесь на 5-ю струну (сначала идет предплечье, а за ним кисть) и на ней повисните… и так далее. Выглядит, что кость сопротивляется переходу и только благодаря весу руки - предплечья и минимум плеча - кисть следует следом. С 1-й струны рука уходит в пол. Сделайте 10 подходов.
Важно, не применять силу для перехода со струны на струну; достаточно только команды мозга. Это не значит, что мышечного усилия нет, но таким подходом происходит минимизация мышечного давления для совершения поступательного движения.
4) повисните на 6-й струне и, поймав "желание" руки скатиться, соскользните по всем струнам разом - без задержек - до вертикального положения руки при этом, критерием правильности будет затухающие колебания руки в ее крайнем нижнем положении. 5 скольжений. Затем снова повторите упр. № 3, а потом 4.
Обычно такое задание дается на неделю. После часа работы сделайте перерыв 10-15 мин.

(продублировал пост #32 - alesis)
« Последнее редактирование: Января 25, 2010, 11:00:58 от alesis »

Оффлайн Menelkir

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 261
Re: Руки без головы
« Ответ #1 : Декабря 04, 2009, 09:32:32 »
Yakov, ну у меня специальность дипломная тоже далека от музыки. И как раз она-то мне и подсказывает, что скоростная техника исполнения достигается развитием моторики групп мышц, отвечающих за нужные движения, а так же наработкой движений до уровня, близкого к уровню рефлексов.

А на счёт "молоточков", как раз пальцы-то напрягать и не за чем. Напрягаются мышцы предплечья, отвечающие за движение пальцев. Да и проблема не в физ. нагрузке (её просто надо постепенно наращивать), а спазматическом статичном напряжении. Причём зачастую оно наблюдается на всём участке от предплечья до пальцев включительно.  При нормальной технике исполнения мышцы напрягаются во время движений и расслабляются в промежутках, между оными.
А для того, что бы избежать такой "зажатости", гораздо эффективнее не визуализировать свои движения через образы, а отслеживать такие моменты и самому расслаблять мышцы. Это, к тому же, ещё и улучшит контроль над действиями руки.

Игра на музыкальных инструментах с позиции техники исполнения, как раз чистейшей воды спорт. А вот сочинять как Блэкмор... медицина тут бессильна  ???

Оффлайн Mi-fa-mi

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1808
  • вдохновенный
Re: Руки без головы
« Ответ #2 : Декабря 08, 2009, 12:52:32 »
Yakov, это самореклама? Вы гитарный врач?  :)
Цитировать
В среднем через 45 мин. игры опускают кисти - по запястье - в теплую воду: каждая рука в свою глубокую тарелку на 3-5мин одновременно. Это также расслабляет руки.
Ага. И полчаса потом сушить эти самые руки, чтоб разбухшие подушечки не остались на грифе  :)
Я при 3-4х часовых занятиях 2-3 раза мою руки с мылом в горячей воде, контакт с водой ~10 секунд, и то этого хватает, чтоб кожа чуть размягчилась там где не надо  ;D .

Оффлайн sar Lion

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1899
Re: Руки без головы
« Ответ #3 : Декабря 08, 2009, 17:20:00 »
я просто  под горячей водой пару минут мою типо) реально руки разогреваются :crazy:

Оффлайн alesis

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2340
Re: Руки без головы
« Ответ #4 : Декабря 11, 2009, 15:13:01 »
Товарищи, без флуда, пожалуйста.
Yakov высказал свою теорию, и право каждого, соглашаться с ней или нет.
Зря спровоцировали автора на удаление, тема интересная.

Оффлайн Nothing Personal

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 1528
Re: Руки без головы
« Ответ #5 : Декабря 11, 2009, 19:11:02 »
 Ну, кстати, да... Зачем сразу так резко. Возможно человеку действительно есть, что сказать.
 Yakov,
 Здесь есть адекватные люди, которые интересуются подобной мудростью - мы можем пообщаться. По существу того, что Вы  изложили в своих постах. Я в целом могу с Вами согласиться. Только вот свои теории Вы высказывали не вполне конкретно и возможно я перенес на Вас свои точки зрения по этим вопросам))
 Если не сложно - прокомментируйте более подробно то, что Вы называли "секретом" относительно правой руки. На Вашем месте я не боялся бы утечки ценной информации) Мой опыт говорит о том, что подобные вещи могут передаваться в большинстве случаев только непосредственно - это сложно сделать посредством форумного общения. Т.е. есть люди, которые этим владеют - и в этом случае Ваша информация не будет для них новой. И есть люди, которые "не в теме" - а им эта информация все равно будет непонятна )
 Так что , если хотите общения - милости просим :)

Оффлайн Yakov Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 21
Re: Руки без головы
« Ответ #6 : Декабря 12, 2009, 00:31:27 »
Ну, кстати, да... Зачем сразу так резко. Возможно человеку действительно есть, что сказать.
 Yakov,
 Здесь есть адекватные люди, которые интересуются подобной мудростью - мы можем пообщаться. По существу того, что Вы  изложили в своих постах. Я в целом могу с Вами согласиться. Только вот свои теории Вы высказывали не вполне конкретно и возможно я перенес на Вас свои точки зрения по этим вопросам))
 Если не сложно - прокомментируйте более подробно то, что Вы называли "секретом" относительно правой руки. На Вашем месте я не боялся бы утечки ценной информации) Мой опыт говорит о том, что подобные вещи могут передаваться в большинстве случаев только непосредственно - это сложно сделать посредством форумного общения. Т.е. есть люди, которые этим владеют - и в этом случае Ваша информация не будет для них новой. И есть люди, которые "не в теме" - а им эта информация все равно будет непонятна )
 Так что , если хотите общения - милости просим :)
Правая рука (медиаторная) - изначально слабее левой (грифовой). Формирование  колебательных движений строиться на двух принципах - маятника и свободного падения.
Попытаюсь объяснить. Согните правую руку в локте и поднимите ее перед собой так, чтобы плечо и локоть находились параллельно полу, а предплечье также параллельно относительно пола и перпендикулярно плечу; кисть свободно свисает. Проще, положите правую руку на левое плечо, а потом снимите ее перед собой на уровне шеи/подбородка так, чтобы предплечье и плечо образовали прямой угол и были параллельны полу. При этом кисть свисает под собственной тяжестью. Далее, начните делать резкие колебательные движения предплечьем от себя и к себе так, чтобы кисть, как бы догоняла предплечье, оставаясь свободно болтающейся. Сначала нужно добиться легкости таких движений без медиатора. И лишь потом проделать тоже с медиатором, держа его так, как всегда держали. На счет держания медиатора  - это отдельная песня. Для некоторых поясняю, что это лишь один из нескольких способов построения движения. Затем это движение переноситься в иную плоскость - на струны. Рука медиатором ложится всей своей массой на 6 струну и повисает на ней. Здесь важно почувствовать силу притяжения, т.е. стремление руки прийти в крайнюю нижнюю точку. Струна - это препятствие. Важно дать руке самой - под собственным весом - сползти/сорваться/соскользнуть вниз на 5-ю и на ней зафиксироваться, прогнув ее всей массой руки. И так до конца. Перед тем как перейти на следующую струну необходимо прочувствовать временной отрезок, что рука у вас тяжела и свободна одновременно и что вы ее не толкаете вниз волевым усилием. Т.е. нужно убрать толкательное микродвижение. Сразу хочу предупредить, что струны будут рваться и на корпусе оставаться следы от медиатора. Поэтому, лучше иметь плохенький инструмент, например, простую акустику типа шиховской, ленинградской и т.п. В паре с одиночными движениями, как при стрельбе из автомата, играются и "очереди", т.е. за одно соскальзывание рука проходит все струны. Такое чередование дает точность движения как при игре вдоль грифа, так и арпеджио. Обратное движение, когда рука идет вверх, нарабатывается при игре тремоло на 4 струне вначале. 4 струна имеет оптимальное положение и толщину, когда рука менее всего подвержена помехам. А также есть опора на 3-ю. Играть это нужно, как все понимают, в максимально медленно.
Проблемы с левой рукой часто возникают как следствие неправильное игры правой: напряженность, разболтанность. Левая рука автоматически начинает - по психофизиологическому закону - получать лишнюю информацию от правой в виде помех. Она как бы пытается снять с правой часть напряжения, взяв на себя часть забот, и сама же попадает в ловушку. Примерно через неделю игры правой можно приступать к объединению ее с левой. 
Если это интересно, то продолжение последует.

Оффлайн Nothing Personal

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 1528
Re: Руки без головы
« Ответ #7 : Декабря 12, 2009, 01:04:33 »
...
Если это интересно, то продолжение последует.


 Интересно. Продолжайте пожалуйста)

Правая рука (медиаторная) - изначально слабее левой (грифовой). ...

 Почему?

 И еще, если это возможно, поясните - какая Ваша специальность? Вы - преподаватель? Насколько я понимаю, у Вас была возможность применить Вашу методику на практике? Насколько это эффективно? Каков результат? Какова выборка Ваших учеников?

Оффлайн Menelkir

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 261
Re: Руки без головы
« Ответ #8 : Декабря 12, 2009, 01:25:06 »
Цитировать
Левая рука автоматически начинает - по психофизиологическому закону - получать лишнюю информацию от правой в виде помех.

Yakov, было бы неплохо по поводу закона отсылку к первоисточнику сделать.

Оффлайн #4JR

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1152
Re: Руки без головы
« Ответ #9 : Декабря 12, 2009, 02:10:21 »
Yakov, а нет возможности записать видео? Было бы нагляднее, и возможно для тебя быстрее и удобнее.

Оффлайн Yakov Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 21
Re: Руки без головы
« Ответ #10 : Декабря 12, 2009, 13:00:48 »
Интересно. Продолжайте пожалуйста)

 Почему?

 И еще, если это возможно, поясните - какая Ваша специальность? Вы - преподаватель? Насколько я понимаю, у Вас была возможность применить Вашу методику на практике? Насколько это эффективно? Каков результат? Какова выборка Ваших учеников?
Правая слабее не в смысле силовых упражнений - поднятий тяжести, - а по характеру движений при удержании медиатора: точность попадания в струну при изменении угла ее положения, сохраняя при этом легкость и в тоже время используя переменную силу при звукоизвлечении. Колебательные движения д.б. минимальны, как бы обтекающие струну, скачки через струну, а то и две, три… арпеджио. Все это связано с мелкой моторикой ни пальцев, а начиная с плеча и до манипуляций с медиатором. Поэтому, первое, с чего начинают - это правая. Критерием правильного выполнения упражнений, после того как она соскочила с первой струны является крайняя нижняя точка руки, где она, повиснув, продолжает непроизвольно колебательные движения по затухающей.
Психолог, преподаватель психологии (МГУ) + аспирантура (ВШЭ). Лучший эксперимент - это на себе. После, примерно, 20 лет относительного перерыва я сумел не только восстановить, но и достичь высокой техники за три месяца. Но уже через две недели руки стояли на месте. А мне на тот момент был 41 год. Для меня критерием исполнительской сложности (техники+гармонии+муз.темы) был Pat Metheny. Вот фрагменты его вещей я играл свободно. Хотя, признаюсь, я не любитель снимать и играть кого-то; я просто слушал и создавал, насколько мне удавалось в меру моих творческих способностей, свой мир.
Такую метод преподавания применяют, насколько я знаю, еще два человека; обоих я хорошо знаю. У одного из них много лет назад я сам же и обучался. Мое образование просто дополнило к тому методу дополнительные техники; в частности, в решении заигранных рук. Этот метод сложен по освоению, но когда им овладеешь, открываются большие перспективы.
Нужно еще понимать, что каждый привносит в метод своё - индивидуальное. Это не значит, что происходит открытие чего-то досель невиданного. Просто "подгоняется" под свое музыкальное мышление: вырабатывается удобная аппликатура.
Мои ученики - это два подростка - дети моих друзей. Когда-то надо начинать. Хотя, я всегда консультировал кого-нибудь из гитаристов. Наступает момент, когда и у технаря возникают проблемы.
К сожалению, моя основная деятельность оставляет мне мало времени на гитару, и потому я и писал ранее, что я не гитарист в чистом виде. Но методологический опыт - это же не техника: его не пропьешь. 5 лет прошло, как я практически не играю. Знаете, как в медицине: наступает время, когда хирург перестает оперировать, но всегда присутствует в роли консультанта при операциях.
Из трех учеников - по далекому опыту - один добивается прекрасной техники. Здесь трудно говорить о надежности полученных результатов, поскольку выборка статистически не значима. Много зависит от усердия самого ученика. Например, в юности я сидел каждый будний день с 19 до 23 в выходные - с 9 до 23. В 41 год - в отпуске - я сидел за гитарой с 9 до 23, а без медиатора до 24. Хочу заметить, что морфология имеет значение при расположенности к высокой технике, но ведь можно играть и при том превосходно играть с умеренной скоростью, например, как Блэкмор.


... и добавил:

Yakov, было бы неплохо по поводу закона отсылку к первоисточнику сделать.
Схема рефлекторного кольца Бернштейна. Совершаемое движение нуждается в постоянном корректировании.
 Это научный труд 1947 г.  "О построении движения" Бернштейна Н.А.
Схематично: есть программа движения, она и выполняемое реально движение поступают в блок сличения, где выявляется разница между как д.б. и есть; это информ. поступает в блок перешифровки и далее идет в орган движения, затем во внешний мир (у нас струны), от него поступает обратная связь для ориентации. Прогр. движ.и выполняемое движение должны совпасть.


... и добавил:

Yakov, а нет возможности записать видео? Было бы нагляднее, и возможно для тебя быстрее и удобнее.
Сожалею, но записать не могу, да и вряд ли это что-то даст, т.к. почувствовать тяжесть и свободу можно только непосредственно.
« Последнее редактирование: Декабря 13, 2009, 16:04:58 от Yakov »

Оффлайн Nothing Personal

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 1528
Re: Руки без головы
« Ответ #11 : Декабря 12, 2009, 18:16:56 »
Yakov,
 Спасибо, интересно Вас читать.

...
Такую метод преподавания применяют, насколько я знаю, еще два человека; обоих я хорошо знаю. У одного из них много лет назад я сам же и обучался....

 Наверное это информация, которую Вы не хотите открывать, но может быть поделитесь со мной (в личку) - о ком из преподавателей идет речь. Я знаю некоторых преподавателей, имею представление об их методах , могу судить об эффективности их преподавания по их ученикам. В общем интересно было бы узнать о ком идет речь, кто придерживается такого же подхода как и Вы, мне кажется  - это лишний способ доказать правильность Вашего метода. Заранее благодарен.

Оффлайн Yakov Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 21
Re: Руки без головы
« Ответ #12 : Декабря 13, 2009, 12:51:36 »
Yakov,
 Спасибо, интересно Вас читать.

 Наверное это информация, которую Вы не хотите открывать, но может быть поделитесь со мной (в личку) - о ком из преподавателей идет речь. Я знаю некоторых преподавателей, имею представление об их методах , могу судить об эффективности их преподавания по их ученикам. В общем интересно было бы узнать о ком идет речь, кто придерживается такого же подхода как и Вы, мне кажется  - это лишний способ доказать правильность Вашего метода. Заранее благодарен.
Василий Новиков и Игорь Мялик

Оффлайн Nothing Personal

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 1528
Re: Руки без головы
« Ответ #13 : Декабря 13, 2009, 22:41:02 »
Василий Новиков и Игорь Мялик

 Спасибо за ответ. К сожалению не знаком с ними.

Оффлайн Yakov Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 21
Re: Руки без головы
« Ответ #14 : Декабря 18, 2009, 10:12:18 »
Спасибо за внимание к теме. Мне было бы интересно познакомиться с Вашим творчеством. Жду ссылок.
Что касается левой руки, то в самом начале я даю следующее упражнение (на неделю) - играть глиссандо на всех струнах поочередно 4-мя пальцами сразу. Это на пространственную ориентацию. Первая струна - все четыре пальца лежат на своих ладах (фа, #фа, соль, #соль); далее нужно их сместить на полтона выше и зафиксировать; затем вернуть в исходное положение - назад. Потом сместить на тон и обратно в начало и так до полной октавы, т.е. прийти к фа, #фа, соль, #соль (13, 14, 15, 16 соответственно). Отсюда начинается обратный отсчет: те же движения, но по нисходящей. Позже можно и нужно усложнить упражнение, но нужен тот, кто будет называть случайные цифры от 1 до 13. Те же действия - по мере освоения в этих позициях - перенести на высокие позиции - от 13 и до... все зависит от количества ладов.
Молоточки: гриф лежит на ребре ладони у основания пальца (не принципиально, зависит от строения кисти); ладонь открыта, пальцы нависают над струной, как ветви плакучей ивы. Затем резким импульсом бросаете первый палец на струну и тут же убираете - отскоком. Нужно получить эффект именно отскока. И так каждым пальцем с отскоком. Важно поймать ощущение остроты удара. Такое упражнение минимизирует напряжение практически всех мышц от леча до кисти. При этом не нужно сжимать гриф: большой палец лишь слегка его касается примерно в районе сгиба фаланг. Таким способом можно играть любые упражнения. Нужно получить стаккато точными выпадами пальцев. Ощущение легкости появится достаточно быстро. Это раскрепощает руку и развивает ловкость движений.