Свой ответ я задумал написать, когда наткнулся на письмо на форуме, в котором человек просил помочь ему с рукой - у него были проблемы с мышцами. Операция, которая ему грозила, не была гарантией. Гарантия в таком деле, как постановка техники или восстановление руки - излишняя самоуверенность гаранта. Но я абсолютно уверен, что успех будет при правильном подходе. И здесь не важно - для меня, - кто получится Steve Vai, Scott Henderson, David Gilmour, Pat Metheny… или Вася Иванов. Важно, что вы играете и качество музыки.
Как в становлении девственных рук, так и в реабилитации (в связи с различными профессиональными травмами) важна дисциплина рук - система, которая включает в себя комплекс последовательных упражнений - от базовых или другими словами, заливка фундамента, на котором будет выстраиваться техническое сооружение + постоянство - регулярность занятий. Как говорится, что построите, в том и будете жить. За этим скрывается успех/неудача гитариста. Техника игры - это тонкая моторика, которая начинает формироваться в младенчестве с хватательных движений, а игра на инструменте - это ее апогей. Для развития тонкой моторики у детей психологами разработаны методики, которые используются в дет.садах, начальных классах общеобразовательной школы, в музыкальных школах.
Я вывел еще один постулат: скорость - это не количество нот сыгранных в единицу времени; это новое качество - преобразованное медленное в быстрое. Например, вода - переход ее в различные состояния - жидкое, твердое, газообразное. Это все качественные изменения. Так и техника - качественные преобразования. Короче, систему упражнений одинаково подходит как для начинающих, так и для тех, кто получил различные травмы рук. Левая и правая руки взаимосвязаны и при неправильной игре одной нарушается моторика другой. Становление рук происходит как бы параллельно, но с минимальным опережением правой.
В моей практике было 2 случая, когда я помог, не считая себя. Первый клиент пришел ко мне с тем же, от чего я легко избавился сам. Через три месяца он играл легко и свободно все упражнения в хорошем темпе. Он еще удивлялся, что так все оказалось просто. Но как раз простыми вещами человек часто пренебрегает. У второго была мышечная панцирность. Особенно сильно она себя проявляла при игре связки - средний палец и мизинец. Для того чтобы снять болевые симптомы, что искривляло грифовую руку так, что было страшно смотреть, потребовалось около месяца работы. Убрать симптом - значит устранить причину. И вот тут уже - и в первом и во втором случаях - работа начиналась с головы, как основы и внесение изменений в аксессуары: диаметр струн, размер медиатора, способ держания инструмента, звукоизвлечение. Вначале никаких метрономов, комбиков и примочек, даже - желательно - иметь простую - не электро - гитару, но это не принципиально. Далее, не снимать, а только слушать и слушать, - пропитываться до мозга костей и методично играть упражнения. Природа подскажет, когда вам пора играть. Мышление, лишенное операциональной техники, будет таким же неуклюжим, как и техника. Операциональная - значит неконтролируемая. Пример, при формировании письма ребенок контролирует каждое движение пера, и по мере приобретения навыка на первое место выходит ни как, а что писать. Но стоит только начать изучать иностранный язык, как человеку снова приходится осваивать навыки письма, т.е. контролировать каждый крючок и загогулину. Вот для того, чтобы мыслить - необходимо, чтобы техника стала на уровне операции. Учитель с большой буквы "У" помимо формирования техники должен развивать и эстетический вкус. Со мной было то же самое. Я приезжал к Учителю, а он давал мне 15 мин. на то, чтобы прийти в себя от поездки и ставил джаз-рок. Сначала для меня это была какофония, и только по прошествии нескольких лет до меня дошел его замысел - голая техника - это все равно, что поэзия в переводе - лишена мелодики и очарования мелизмов родного языка.
Что касается видео школ. Каждый гитарист дает свою технику с высоты собственного сложившегося мышления. Ученик перенимает как приемы игры, так и образ мыслей, а это не есть хорошо. При условии, что вы добились техники, ваша индивидуальность будет поглощена автором, и вас всегда будут сравнивать с ним. По-моему, это неправильно. Когда мы слушаем кого-то, то по манере изложения можем узнать, кто играет. Гармония, фразировки, окраска и т.д. Кому нужен второй Gambale, не понимаю. Просто сказать, что я играю как он. Это слабый аргумент для самореализации в творчестве. Если вы как кто-то, то вас нет.
Упражнения:
1) сядьте, положите руки на колени так, чтобы кисти рук свободно свисали; сосредоточьтесь на кончике мизинца правой руки: важно почувствовать горячую тяжесть (для тех, кто играет с опорой на мизинец), он служит вроде снятия напряжения, как громоотвод.
Поймав это ощущение, продлите его во времени для психофизиологического закрепления.
2) правая рука: держать руку перед собой согнутую в локте на уровне шеи и параллельно полу; кисть свисает почти перпендикулярно предплечью; ладонь, как если бы вы обхватили теннисный мяч; 1,2,3 пальцы касаются друг друга на уровне ногтей; большой палец положить на указательный и зажать медиатор. В таком положении совершите маятниковые движения предплечьем так (от себя и к себе), чтобы кисть следовала за ним, как бы догоняя. Примерно 100 колебаний.
3) повиснете медиатором на 6-й струне всем весом руки (можно на ней даже покачаться); затем, не прибегая к мышечному давлению, скатитесь на 5-ю струну (сначала идет предплечье, а за ним кисть) и на ней повисните… и так далее. Выглядит, что кость сопротивляется переходу и только благодаря весу руки - предплечья и минимум плеча - кисть следует следом. С 1-й струны рука уходит в пол. Сделайте 10 подходов.
Важно, не применять силу для перехода со струны на струну; достаточно только команды мозга. Это не значит, что мышечного усилия нет, но таким подходом происходит минимизация мышечного давления для совершения поступательного движения.
4) повисните на 6-й струне и, поймав "желание" руки скатиться, соскользните по всем струнам разом - без задержек - до вертикального положения руки при этом, критерием правильности будет затухающие колебания руки в ее крайнем нижнем положении. 5 скольжений. Затем снова повторите упр. № 3, а потом 4.
Обычно такое задание дается на неделю. После часа работы сделайте перерыв 10-15 мин.