Автор Тема: Сколько надо учиться играть на гитаре? 10 000 часов.  (Прочитано 38468 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Hellios Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 614
  • Репутация: +1192/-152
Прелюбопытная статья попалась мне. Оказывается теория старая и широко известная, но вот как-то раньше не ознакомился с ней.
Итак, здесь уже не первый год время от времени появляется тема вида "сколько мне надо заниматься на гитаре, чтоб нормально играть?".
Оказывается ответ существует и касается он не только игры на музыкальных инструментах, но и любого сложного навыка.

Вам надо три часа практики в день, или двадцать часов в неделю на протяжении десяти лет. Итого - 10 000 часов.

Оно так и называется "Правило 10 000 часов".

Статья большая. Ниже я приведу выдержку. Оригинал: http://www.forbes.ru/forbes/issue/2009-04/7255-pravilo-10000-chasov

Цитировать
То, что мы называем талантом, — результат сложного переплетения способностей, благоприятных возможностей и случайно полученного преимущества. Если белые вороны выигрывают благодаря особым возможностям, подчиняются ли эти возможности какой-нибудь закономерности? Как выясняется, да.

Двадцать лет назад психолог Андерс Эриксон вместе с двумя коллегами провел исследование в Академии музыки в Берлине. Студентов-скрипачей разделили на три группы. В первую вошли звезды, потенциальные солисты мирового класса. Во вторую — те, кого оценили как перспективных. В третью — студенты, которые вряд ли могли бы стать профессиональными музыкантами, в лучшем случае — учителями музыки в школе. Всем участникам задали один вопрос: сколько часов вы практиковались с того момента, как впервые взяли в руки скрипку, и до сегодняшнего дня?

Почти все студенты начали играть примерно в одном возрасте — лет в пять. Первые несколько лет все занимались около двух-трех часов в неделю. Но лет с восьми стали проявляться различия. Лучшие студенты упражнялись больше всех остальных: к девяти годам по шесть часов в неделю, к двенадцати по восемь часов, к четырнадцати по шестнадцать, и так до двадцати лет, когда они стали заниматься — то есть целенаправленно и сосредоточенно совершенствовать свое мастерство — более чем по тридцать часов в неделю. К двадцати годам у лучших студентов набиралось до 10 000 часов занятий. В багаже середнячков было 8000 часов, а у будущих учителей музыки — не более 4000.

Затем Эриксон с коллегами сравнили профессиональных пианистов и пианистов-любителей. Была выявлена та же закономерность. Любители никогда не занимались более трех часов в неделю, поэтому к двадцати годам у них за плечами было не больше 2000 часов практики. Профессионалы, напротив, каждый год играли все больше и больше, и к двадцати годам каждый из них имел в багаже по 10 000 часов упражнений.

Любопытно, что Эриксону не удалось найти ни одного человека, который добился бы высокого уровня мастерства, не прикладывая особых усилий и упражняясь меньше сверстников. Не были выявлены и те, кто вкалывал изо всех сил, но не вырвался вперед просто потому, что не обладал нужными качествами. Оставалось предположить, что люди, способные поступить в лучшую музыкальную школу, отличались друг от друга лишь тем, насколько упорно они трудились. И все. Кстати, лучшие студенты работали не просто больше, чем все остальные. Они работали гораздо больше.

Мысль о том, что достичь мастерства в сложных видах деятельности невозможно без обширной практики, не раз высказывалась в исследованиях по профессиональной компетенции. Ученые даже вывели волшебное число, ведущее к мастерству: 10 000 часов.

Невролог Даниель Левитин пишет: «Из многочисленных исследований вырисовывается следующая картина: о какой бы области ни шла речь, для достижения уровня мастерства, соразмерного со статусом эксперта мирового класса, требуется 10 000 часов практики. Кого ни возьми — композиторов, баскетболистов, писателей, конькобежцев, пианистов, шахматистов, отпетых уголовников и так далее, — это число встречается с удивительной регулярностью. Десять тысяч часов — примерно три часа практики в день, или двадцать часов в неделю на протяжении десяти лет. Это, разумеется, не объясняет, почему одним людям занятия идут на пользу больше, чем другим. Но пока еще никому не встретился случай, когда высочайший уровень мастерства достигался бы за меньшее время. Складывается впечатление, что ровно столько времени требуется мозгу, чтобы усвоить всю необходимую информацию».

Это относится даже к вундеркиндам. Вот что пишет о Моцарте, который начал писать музыку в шесть лет, психолог Майкл Хоув: «По сравнению с работами зрелых композиторов ранние произведения Моцарта не отличаются ничем выдающимся. Велика вероятность, что они были написаны его отцом и в дальнейшем исправлялись. Многие произведения маленького Вольфганга, например первые семь концертов для фортепиано с оркестром, представляют собой по большей части компиляцию произведений других композиторов. Из концертов, полностью принадлежащих Моцарту, самый ранний, считающийся великим (№ 9, K. 271), был написан им в двадцать один год. К этому времени Моцарт сочинял музыку уже десять лет».

Музыкальный критик Гарольд Шонберг идет еще дальше. Моцарт, по его словам, «развился поздно», поскольку величайшие свои произведения он создал после двадцати лет сочинения музыки.

Чтобы стать гроссмейстером, также требуется около десяти лет. (Легендарный Бобби Фишер справился с этой задачей за девять.)

Оффлайн Guitar_troll

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 448
  • Репутация: +40/-2
  • Плотный в себе
Да-да-да. Сейчас приведём вам мнооожество контрпримеров. Как тех, что можно научиться и за меньший срок, так и тех, что можно и не научиться за больший срок.

Оффлайн OiD

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 992
  • Репутация: +182/-2
Что можно не научиться... вероятность гораздо бОльшая .

Оффлайн user747

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1428
  • Репутация: +112/-2
Интересная теория, но...
В эксперименте участвовали профессиональные музыканты. Как я понимаю, означает это следующее:
умение играть на инструменте = умение исполнить произведение любой сложности в точности следуя партитуре.
Всё круто, но это не рок-н-ролл.  :)
В случае с рок-музыкой, блюзом в понятие "нормально играть" вкладываются несколько другие вещи, нежели в классике.
Стоит исходить от целеполагания. Мало кто из музыкантов играющих на электрогитаре ставит перед собой задачи играть того же Хендрикса с листа с точным соблюдением всех нюансов. Тут важнее общее настроение, ощущение, драйв.
Есть конечно определенный технический минимум, определенный уровень владения инструментом, но важнее другое.
Так что теория справедлива лишь отчасти в конкретном случае.

Оффлайн Hellios Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 614
  • Репутация: +1192/-152
если внимательно прочесть ту статью, а паче того и другие материалы, то становится очевидно, что правило дщолжно работать где угодно.

я хотел раньше ремарку сделать, но думал что народ сам поймет. ошибся.

это не рецепт как стать популярным и великим. это про то, как стать экспертом в своем деле. профессионалом высшего класса.

Оффлайн OiD

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 992
  • Репутация: +182/-2
если внимательно прочесть ту статью, а паче того и другие материалы, то становится очевидно, что правило дщолжно работать где угодно.

я хотел раньше ремарку сделать, но думал что народ сам поймет. ошибся.

это не рецепт как стать популярным и великим. это про то, как стать экспертом в своем деле. профессионалом высшего класса.
При этом нужно правильно учиться...и желательно лет с пяти.... а иначе можно умножить 10000 на пять а в результате иметь ....0
« Последнее редактирование: Мая 13, 2012, 20:38:41 от OiD »

Оффлайн Hellios Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 614
  • Репутация: +1192/-152
ну там просто изучается масштаб работы. никаких секретных методик или рецептов.

Оффлайн Dunkar

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 601
  • Репутация: +116/-6
  • Усугубитель
Блин, еще пахать и пахать  :7:

Все-таки ингода обидно, что раньше не начал - кстати, это к вопросу о том, в каком возрасте считаются эти 10000 жопочасов. Если начинать лет с 35, то, наверное, этого будет маловато.

Оффлайн waitNbleed

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 248
  • Репутация: +18/-36
Hellios, Пот и трут все перетрут ;D

Оффлайн Hellios Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 614
  • Репутация: +1192/-152
Dunkar,

недостаток возраста, вернее его избыток компенсируется четкой методикой  ;D

Оффлайн Guitar_troll

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 448
  • Репутация: +40/-2
  • Плотный в себе
Dunkar, Я тоже раньше думал, что зря я раньше не играл и всё такое, даже в музыкалке не учился и тд. Но сейчас я понимаю, что если бы я играл раньше, то возможно это отбило бы желание заниматься сейчас.
А вообще жалеть о чём-то это совсем не круто.

Оффлайн user747

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1428
  • Репутация: +112/-2
если внимательно прочесть ту статью, а паче того и другие материалы, то становится очевидно, что правило дщолжно работать где угодно.

я хотел раньше ремарку сделать, но думал что народ сам поймет. ошибся.

это не рецепт как стать популярным и великим. это про то, как стать экспертом в своем деле. профессионалом высшего класса.
Согласен, но тема начиналась со слов
Итак, здесь уже не первый год время от времени появляется тема вида "сколько мне надо заниматься на гитаре, чтоб нормально играть?".
Оказывается ответ существует и касается он не только игры на музыкальных инструментах, но и любого сложного навыка.
Так вот я сомневаюсь, что создавая темы такого плана люди ставят себе задачи стать профессионалами высшего класса.

А так, повторюсь, теория и исследования крайне интересны. И в любом случае только подтверждают правило, что решает практика, практика, и ещё раз практика. Некоторые методики могут сделать занятия несколько более эффективными (взять ту же постановку рук), но всё равно как ты правильно не поставь руки - правильно работать они будут только после сотен часов тренировок.

Оффлайн Dunkar

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 601
  • Репутация: +116/-6
  • Усугубитель
Guitar_troll, понятно, что история не знает сослагательного наклонения. Просто я, например, играл на гитаре лет с 13, по собственному желанию. Но как играл - абы как, нерегулярно. Не было понимания цели и как к ней идти.

Я говорю не про волшебный пендель от родителей, который сделает крутым музыкантом. Из под палки вряд ли выйдет что-то путное. Я имею в виду то, что мне не показали мир музыки раньше, музыкантов, на которых можно равняться - чтобы я еще в том возрасте мог понять, что это такое и хочу ли я действительно этим заниматься.

Оффлайн Divai

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 956
  • Репутация: +405/-6
Dunkar, Редко в детстве  ребенок осознанно и добровольно способен напрягаться...в большинстве случаев это происходит с инициативы взрослых...где кренделя где пенделя... ;D

Оффлайн Dunkar

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 601
  • Репутация: +116/-6
  • Усугубитель
Я думаю, оба фактора важны  8)