Автор Тема: Сколько работать над упражнением?  (Прочитано 3626 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Kvintо Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 6
  • Репутация: +44/-4
  • Мизантроп.
Сколько работать над упражнением?
« : Августа 12, 2019, 11:42:13 »
Допустим есть вертушка на ПШ в духе Гилберта (упражнение может быть любым легато, тэппинг и тд), которое включено в список ежедневных упражнений наряду с другими. Начинаем играть медленно, все как обычно, повышаем темп и тд. Но вот сколько уделять упражнению времени? Допустим поиграли в 60-70-80-90, все играет легко и чисто, дошли до 100, попытались пробить, откатили назад например на 95 снова играете. Сколько уделять времени? Не сидеть же час? Есть ли какая-то примерная эффективность? Все цифры и упражнение приведены для примера, подставить можно любые, тут они чтобы понять принцип.

А вторая часть вопроса, возвращаясь к тому же упражнению, где его предел? Начали вы его секстолями валить в 130 или 140? Те в техническом плане это более чем хорошо. Нужно ли продолжать его играть постоянно или можно и нужно сократить время на нем, но продолжать поигрывать для поддержания?

Оффлайн Vasik_NJ

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8106
  • Репутация: +2202/-29
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Сколько работать над упражнением?
« Ответ #1 : Августа 12, 2019, 18:35:07 »
То ли Стив Ай, то ли ещё кто, говорил что надо сыграть разучиваемый фаргмент 40 раз без ошибок - ошибся, начинай считать сначала.
Играй в нормальном темпе, в каком будет играться произведение.
Вы там к спортивным соревнованиям по скоростной стрельбе игре занимаетесь или музицированием?
Есть ещё такой момент, не знаю как у гитаристов, но у пианистов часто бывает, когда можно скоростными занятиями без перерывов и отдыха забить мускулатуру пальцев, что они просто перестают реагировать почти совсем - всё приехали! На восстановление потом могут понадобиться недели, а то и месяцы.
С гитарой я как то тоже приходил к такому, но вовремя останавливался - когда чувствуешь что просле прогресса и увеличения скорости, вдруг мышцы отказываются слушаться и начинается жуткое торможение.

Оффлайн Kranick

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4669
  • Репутация: +1976/-10
  • против войны
Re: Сколько работать над упражнением?
« Ответ #2 : Августа 13, 2019, 06:59:42 »
То ли Стив Ай, то ли ещё кто, говорил что надо сыграть разучиваемый фаргмент 40 раз без ошибок - ошибся, начинай считать сначала.

Немного измененная версия этого принципа называется '5 Times Perfect'. Суть её в том, что ты берешь какой-то фрагмент и играешь его до тех пор, пока не выйдет сыграть пять раз подряд идеально. Именно пять и именно подряд. То есть если ты 4 раза сыграл отлично, а на пятом лажанул, то счетчик обнуляется и ты снова пробуешь сыграть это подряд. Вот такое вот adding games to your practice  ;D Эффективно до чертиков ибо вместо бесцельного ганяния что ты там гоняешь, ты как бы играешь в игру "смогу ли я?" и видишь конечную соревновательную цель. :)

Kvintо, выбранный тобой подход имеет смысл только в одном случае: если ты хочешь стать чемпионом мира по игре этого упражнения и играть его быстрей всех на белом свете. И это самое бестолковое занятие которое можно себе придумать. Я видел много парней (и немного меньше девчонок), которые занимаются только упражнениями, пытаются играть их быстрее... еще быстрее.... еще!!!!.... Но при этом так и не получивших от гитары того же, что имеют хлопцы во дворе на лавочке, играющие Цоя всю ночь напролет.  :hmmm:

На форуме много раз обсуждалось, тож можешь поискать другие темы про упражнения. Попробую еще раз повторить основные тезисы:
- нет никакого смысла играть упражнения радии упражнений. Упражнения нужны прежде всего для того, чтоб дать тебе технический арсенал дабы играть музыку, которую ты хочешь играть. Они критически нужны когда ты только начинаешь учиться играть или осваивать какую-то новую технику, но они малоэффективны когда ты просто их повторяешь без понятной тебе цели;

- "понятная цель" - это сыграть что-то конкретное, что ты хочешь сыграть. Желательно чтоб цель была достижимая в кратковременной перспективе. То есть берешь какое-то соло, риф или даже целый трек, который немного выше твоего нынешнего уровня и который ты объективно сможешь сыграть, к примеру, через неделю занятий, и идешь к нему. Как говорится, есть только один способ съесть слона - принимать его по чайной ложке. Вот так вот за счет маленьких шагов ты придешь к своей цели;

- идя к своей цели ты все равно столкнешься с тем, что какие-то куски у тебя получаются херово. И вот так у тебя появляется набор упражнений - все фрагменты разучиваемой пьесы, с которыми у тебя проблемы, они все переносятся в твой to-do list и всеми занимаешься пока у тебя перестает получаться их играть плохо. Описанный выше метод 5 times perfect здесь в помощь (хотя он никакая не догма и далеко не единственный, но как хочешь);

Из своего опыта могу сказать, что у большинства людей есть проблемы с бендами, вибрато и легато. Стив Вай (да и не только он) говорит, что бенды - это техника которую приходится совершенствовать всю жизнь. Есть штук 100 способов сыграть их правильно и красиво, и миллиард - как сделать их криво и бестолково. Но так как обычный слушатель лучше всего запоминает именно них, то он легко может не заметить кризизну в твоем пассаже, но четко зафиксирует когда мелодический кусок будет сыгран недотянутыми бендами с кривыми и нервными вибрато. Потому независимо от того, что там у тебя будет в списке упражнений, бенды включаются обязательно. К примеру, ниже видео, как об этом рассказывает Кори Конджилио.

В любом случае - играй больше музыки, занимайся музыкой, учись играть музыку, а не упражнения, и все будет намного веселей. Если ты не профессиональный музыкант, то в принципе главная штука, ради которой ты хватаешься за гитару - получить свою порцию положительных эмоций от собственной игры. Парни с гитарой поющие Цоя её получают. Такие же парни, играющие месяцами одни лишь упражнения скоро выдыхаются и выставляют гитару на сайт объявлений. Чтоб такого не случилось, определись с целью и найди какие-то музыкальные фрагменты, которые тебе будет интересно играть, и начни их играть. Так как цель будет ясна, и цели будут меняться по мере их достижения, ты сам заметишь как прогрессируешь намного быстрей, чем сейчас, когда ты играешь упражнения, и спрашиваешь на форуме чтоб тебе ответили, зачем ты это делаешь, и долго ли их играть  :pozor:


http://youtu.be/U6G12tyWvyg

Оффлайн Kvintо Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 6
  • Репутация: +44/-4
  • Мизантроп.
Re: Сколько работать над упражнением?
« Ответ #3 : Августа 13, 2019, 08:12:52 »
Kranick, спасибо за ответ. Но чтобы сразу не было недопониманий, я в свое время очень долго играл и много играл на гитаре и играл как раз музыку, которой за моей спиной достаточное количество. В силу лени, не собранности, не желания или еще чего я не сильно развивался технически. Те я садился за гитару и начинал делать свой материал нежели чем заняться тем чтобы подтянуть себя, а когда садился на долго меня не хватало. Сейчас я вернулся скажем так для себя и просто хочу сыграть те вещи которые никогда не мог сыграть, а они технически сложные и отсюда возникают вопросы как и сколько над чем работать. Поэтому вопросы про музыку, бенды, вибрато они мне все как раз понятны и это фундамент который в моем сознании выстроен давно. Тут можно даже дальше пойти не берись за бенды и вибрато или условные лид партии, пока твой ритм и тайминг не будут в порядке, а это тоже весьма не простые задачи всаживать риффы или создавать Грув это далеко не все могут.

Оффлайн Kranick

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4669
  • Репутация: +1976/-10
  • против войны
Re: Сколько работать над упражнением?
« Ответ #4 : Августа 13, 2019, 09:28:19 »
Kvintо, для каждого уровня владения инструментом есть крутые рифы и соло. Примеров масса - те же Smoke on the Water и Stariway to Heaven довольно быстро осваиваются новичками, так как они звучат круто, но при этом технически играются не так сложно (правда есть нюанс, что большинство их играет криво и неправильно, и если провести пару часов в любом гитарном магазине мира ты легко найдешь этому подтверждение).

В любом случае - играть музыку именно твоего технического уровня будет более перспективным чем стараться играть то, к чему по-хорошему нужно двигаться несколько лет, и надорваться уже сейчас. Гитара не спортивный снаряд, а музыкальный инструмент. То есть средство, с помощью которого ты можешь играть музыку, которая тебе нравится. И именно на этом и стоит фокусироваться: учиться играть музыку, которая тебе нравится, а не бесцельные упрожнения, от которых рано или поздно начнет воротить.

Оффлайн SPI

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5419
  • Репутация: +605/-154
  • ибо нех
Re: Сколько работать над упражнением?
« Ответ #5 : Августа 13, 2019, 12:14:15 »
ИМХО любое техническое упражнение (допустим, легато, или штрих) - играть более получаса неэффективно - банально устанешь.
Какие скорости ставить - ну тут - какие хочешь. Но опять же, все упражнения для того, чтобы проще играть музыку. Пределы конечно же есть - имхо, те же секстоли выше 120 - истинное задротство и спорт в чистом виде.

Оффлайн phill

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 13988
  • Репутация: +8173/-336
  • любитель внести сумятицу
Re: Сколько работать над упражнением?
« Ответ #6 : Августа 13, 2019, 12:32:47 »
иногда полезно отрабатывать какие-то упражнения прям до одурения,. в такие моменты сам как-бы входишь в некоторый раж (транс), и это очень эффективно,. похоже на "прожигание" мышц в бодибилдинге, когда происходит разрушение тканей и дальнейший их рост,.

Оффлайн Halho

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 571
  • Репутация: +91/-9
Re: Сколько работать над упражнением?
« Ответ #7 : Августа 13, 2019, 13:10:35 »
иногда полезно отрабатывать какие-то упражнения прям до одурения,. в такие моменты сам как-бы входишь в некоторый раж (транс), и это очень эффективно,. похоже на "прожигание" мышц в бодибилдинге, когда происходит разрушение тканей и дальнейший их рост,.
Не совсем согласен. Упражнения действительно можно играть долго (но польза этого для меня сомнительна), но каждый повтор должен быть осознанным. Как только теряешь концентрацию, надо переключиться или хотя бы перерыв сделать. По аналогии с бодибилдингом, нужна правильная нейронно-мышечная связь. А если гонять упражнения необдуманно, не обращая внимание на то что делаешь, то:
- не запомнишь правильные движения,
- запомнишь то "поверхностно",
- запомнишь неправильную технику.

Оффлайн Kvintо Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 6
  • Репутация: +44/-4
  • Мизантроп.
Re: Сколько работать над упражнением?
« Ответ #8 : Августа 13, 2019, 14:23:01 »
иногда полезно отрабатывать какие-то упражнения прям до одурения,. в такие моменты сам как-бы входишь в некоторый раж (транс), и это очень эффективно,. похоже на "прожигание" мышц в бодибилдинге, когда происходит разрушение тканей и дальнейший их рост,.

В любом случае чтобы пробить тема надо его поднимать и это как раз своего прожигание и будет. Вероятно получаться не будет, но рукам/мозгу надо дать понять куды мы идем и явно за несколько повторений ты никакие ошибки не посадишь себе.

... и добавил:

ИМХО любое техническое упражнение (допустим, легато, или штрих) - играть более получаса неэффективно - банально устанешь.
Какие скорости ставить - ну тут - какие хочешь. Но опять же, все упражнения для того, чтобы проще играть музыку. Пределы конечно же есть - имхо, те же секстоли выше 120 - истинное задротство и спорт в чистом виде.

Не уверен на счет спорта, 120 это необходимый запас как по мне. Я никогда не мерил группы типа pantera, Metallica или соло в исполнении Zakk Wylde, но что-то подсказывает мне, что чтобы играть все и уверенно то 120 там точно необходимы.

Оффлайн SPI

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5419
  • Репутация: +605/-154
  • ибо нех
Re: Сколько работать над упражнением?
« Ответ #9 : Августа 13, 2019, 14:34:59 »
Не уверен на счет спорта, 120 это необходимый запас как по мне. Я никогда не мерил группы типа pantera, Metallica или соло в исполнении Zakk Wylde, но что-то подсказывает мне, что чтобы играть все и уверенно то 120 там точно необходимы.
согласен - если есть подобные партии в музыке - запас нужен. Тогда запасаемся терпением и пилим) 120 это более-менее оптимальный запас, кмк, если не брать в расчет одиозные партии

Оффлайн Kranick

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4669
  • Репутация: +1976/-10
  • против войны
Re: Сколько работать над упражнением?
« Ответ #10 : Августа 13, 2019, 14:43:01 »
Гитарная техника в большинстве своем сводится к банальной мышечной памяти. То есть пальцы получают навыки игры одним, заученным способом. Именно потому очень важно учиться сразу играть правильно: мышцам все равно что заучивать, правильную технику или нет, и если их постоянно учить все делать с ошибками (лишнее напряжение рук, недожимы или пережимы, кривые бенды, истеричные легато итд), то ошибки будут шлифоваться до совершенства. Это и объясняет, почему так важно учиться играть медленно, постепенно наращивая скорость: в медленных темпах мышцы "учатся" работать практически так же, как они станут работать в более быстрых. Но если играть медленно, у тебя больше времени на то, чтоб подумать как взять этот аккорд, как ударить правильную струну с правильной динамикой, как расслабить руку чтоб она не зажималась итд... Как следствие, плавная игра в темпе 60 может быть качественно более прогрессивным для развития, чем рывки в темпе 120-160.

Оффлайн phill

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 13988
  • Репутация: +8173/-336
  • любитель внести сумятицу
Re: Сколько работать над упражнением?
« Ответ #11 : Августа 13, 2019, 14:55:23 »
Kranick, всё правильно,, медленный темп именно для концентрации и нужен, а игра на пределе возможностей закрепляет навык именно форсированной игры,, ещё одним важным условием можно считать резкое переключение между режимами., Это тоже надо усвоить и запомнить, как оно делается,,

Оффлайн Kranick

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4669
  • Репутация: +1976/-10
  • против войны
Re: Сколько работать над упражнением?
« Ответ #12 : Августа 13, 2019, 15:26:44 »
phill, не знаю, что такое "резкое переключение между режимами", но точно знаю, что полезность игры на "пределе возможностей" - вопрос дискуссионный. На гитаре учатся играть так, чтоб тебе было комфортно в партии, которую ты играешь, ничего не болело и все звучало хорошо. Даже не представляю как это сделать играя на пределах возможностей ???

И на всякий случай акцентирую: медленный темп нужен не столько для концентрации, сколько для отработки правильной техники. Ты просто берешь любой сложный для тебя фрагмент, разбираешь его на куски/ фразы, определяешь на слух (или придумываешь сам) динамику, после чего включаешь метроном и ищешь темп, в котором получается это сыграть без ошибок и без напряга. Как только темп найден, можешь этим заниматься пока не устанешь. Я обычно ставлю программируемый метроном и ставлю 6 минут, в течение которых я играю только этот кусок и только в этом, комфортном для меня темпе. После этого тестирую результат по описанному выше правилу 5 Times Perfect и если все получается, могу увеличить шаг. Если речь идет о низких темпах, делаю шаг в 5 ударов вперед. Если заходит за 100, то шаг укорачивается до 2-3. Потому как лучше играть медленно, но хорошо, чем быстро и плохо. :)

Оффлайн Мастер Михалыч

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3780
  • Репутация: +2120/-48
  • In distortion I trust
Re: Сколько работать над упражнением?
« Ответ #13 : Августа 13, 2019, 17:26:50 »
Попробую еще раз повторить основные тезисы:
- нет никакого смысла играть упражнения радии упражнений. Упражнения нужны прежде всего для того, чтоб дать тебе технический арсенал дабы играть музыку, которую ты хочешь играть. Они критически нужны когда ты только начинаешь учиться играть или осваивать какую-то новую технику, но они малоэффективны когда ты просто их повторяешь без понятной тебе цели;

- "понятная цель" - это сыграть что-то конкретное, что ты хочешь сыграть. Желательно чтоб цель была достижимая в кратковременной перспективе. То есть берешь какое-то соло, риф или даже целый трек, который немного выше твоего нынешнего уровня и который ты объективно сможешь сыграть, к примеру, через неделю занятий, и идешь к нему. Как говорится, есть только один способ съесть слона - принимать его по чайной ложке. Вот так вот за счет маленьких шагов ты придешь к своей цели;

- идя к своей цели ты все равно столкнешься с тем, что какие-то куски у тебя получаются херово. И вот так у тебя появляется набор упражнений - все фрагменты разучиваемой пьесы, с которыми у тебя проблемы, они все переносятся в твой to-do list и всеми занимаешься пока у тебя перестает получаться их играть плохо. Описанный выше метод 5 times perfect здесь в помощь (хотя он никакая не догма и далеко не единственный, но как хочешь);

Из своего опыта могу сказать, что у большинства людей есть проблемы с бендами, вибрато и легато. Стив Вай (да и не только он) говорит, что бенды - это техника которую приходится совершенствовать всю жизнь. Есть штук 100 способов сыграть их правильно и красиво, и миллиард - как сделать их криво и бестолково. Но так как обычный слушатель лучше всего запоминает именно них, то он легко может не заметить кризизну в твоем пассаже, но четко зафиксирует когда мелодический кусок будет сыгран недотянутыми бендами с кривыми и нервными вибрато. Потому независимо от того, что там у тебя будет в списке упражнений, бенды включаются обязательно. К примеру, ниже видео, как об этом рассказывает Кори Конджилио.

В любом случае - играй больше музыки, занимайся музыкой, учись играть музыку, а не упражнения, и все будет намного веселей. Если ты не профессиональный музыкант, то в принципе главная штука, ради которой ты хватаешься за гитару - получить свою порцию положительных эмоций от собственной игры. Парни с гитарой поющие Цоя её получают. Такие же парни, играющие месяцами одни лишь упражнения скоро выдыхаются и выставляют гитару на сайт объявлений. Чтоб такого не случилось, определись с целью и найди какие-то музыкальные фрагменты, которые тебе будет интересно играть, и начни их играть. Так как цель будет ясна, и цели будут меняться по мере их достижения, ты сам заметишь как прогрессируешь намного быстрей, чем сейчас, когда ты играешь упражнения, и спрашиваешь на форуме чтоб тебе ответили, зачем ты это делаешь, и долго ли их играть  :pozor:

восхищен вашим текстом. СПАСИБО!
Если бы вы преподавали, то были бы самым лучшим учителем, потому что то что вы пишете, максимально способствует прогрессу новичка (ученика). Ваш текст = эссенция обучения гитарному мастерству!

Оффлайн califf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8636
  • Репутация: +4053/-398
Re: Сколько работать над упражнением?
« Ответ #14 : Августа 15, 2019, 09:48:37 »
Я вообще никогда не играл упражнений, только соло целиком, если ошибался повторял. Но именно так закрепляются навыки игры без ошибок длинных партий. Треннинг фрагментов бесполезен (имхо) и ведет к "механической игре" в итоге, без предслышанья.

ну вот именно поэтому у тебя и нет техники.  ???

наоборот, фрагментарно ты приучаешься к контролю, а техника - это прежде всего контроль.  ??? ты же не будешь в зале делать становую с большим весом, если ты не знаешь техники подъема и делаешь это с согнутой спиной. ??? прежде всего ставится техника, потом ты начинаешь прибавлять веса. так и здесь.  ???