Автор Тема: Учимся подбору на слух!  (Прочитано 63817 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Jamiro Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3105
  • .
Учимся подбору на слух!
« : Декабря 05, 2014, 20:24:00 »
Привет!
В этой теме я бы предложил коснуться настолько сложной для многих темы, как подбор на слух. В двух словах о том, что это такое и с чем это едят.

(нажмите чтобы показать/спрятать)

(нажмите чтобы показать/спрятать)

Подбор на слух — это банальное «услышал—воспроизвел». Лично я считаю эту практику наиболее важной и эффективной в процессе развития, и заменить ее, на мой взгляд, просто нечем. Во-первых, у вас фактически нарабатывается связь «уши—руки», то есть вы, грубо говоря, начинаете буквально слышать то, что представляете на грифе. В плане придумывания, например, своих гитарных партий это штука незаменимая, так как позволяет не играть упражнения или чужие клише, а играть то, что представляется внутры. Понятно, что для всякого рода импровизации это также немаловажная вещь.

Во-вторых, это серьезнейшим образом развивает слух, который вам нужен в том числе для техники: вы не сможете прогрессировать технически, если слаборазвитый слух вам не позволит элементарно слышать ошибки.

В-третьих, это позволит избежать ряда буквально казусов, когда в песне играется одно, а в табулатурах написано другое: большинство табулатур написано такими же любителями и зачастую в них содержатся просто адские ошибки.

В-четвертых, это позволит буквально понять суть стиля, группы, песни и так далее. Например, небезызвестная песня AC/DC «Back In Black» — там есть один микронюанс в основном риффе, из-за которого у них этот рифф звучит очень круто, а на большинстве каверов — «как-то нефирмово».

В общем, перечислять то, для чего нужен слух и для чего нужно уметь подбирать по слуху, можно бесконечно. Когда разные именитые гитаристы говорят, что они не делали упражнений и нигде не учились, а просто играли вплоть до того, что слышали по радио — это оно и есть, и это истинная правда. Научиться так не то что можно, а и более того — на мой взгляд, в этом случае развитие получается наиболее полным и гармоничным. Да, где-то вы будете отставать технически от человека, который 10 лет сидел над упражнениями, пока вы эти же 10 лет снимали на слух, но техника нарабатывается при должном подходе за год-два, а вот ему потом придется потратить еще 10 лет на такое же развитие слуха, музыкального восприятия, памяти и так далее. В конечном итоге, даже гитарные партии сильно отличаются у тех и у других, и на мой взгляд далеко не в пользу «технарей».

Научиться подбирать на слух — тяжело. То есть действительно тяжело. Именно поэтому многие занимаются самооправданием в духе «я не могу», «мне медведь на ухо наступил» и подобным, хотя лично я за почти 10 лет своей преподавательской работы при потоке под сотню учеников ежемесячно могу сказать, что аномально глухих не видел вообще. Были начинающие, были ленивые или просто немотивированные — да, но такого, чтобы человек не слышал двух элементарных нот — этого не было.

В этой теме я решил сделать следующее: фактически, я хочу поделиться своим опытом подбора на слух, начиная от самых азов и заканчивая уже подбором сложных партий, насыщенных мелизмами, надстройками, альтерированными ступенями и так далее и тому подобное.

От желающих научиться требуется только одно: практика. Схема работы будет следующей: я для начала хотел бы определиться с той песней, партией, соло и так далее, с которой мы будем начинать. Для простоты и наглядности, а также чтобы вы могли сравнивать свои результаты с результатами других участников, предлагаю не распыляться и начать с одной общей партии. Пользоваться табулатурами и прочим — запрещено: мы же это для себя делаем, я не для формального подбора типа «сыграть любой ценой». Нам важно не сыграть партию, а именно научиться подбирать. Пользоваться видео с руководством типа «как играть то-то» — тоже, в крайнем самом случае.

После этого я сделаю небольшое видео о том, как начать подбирать на слух и какие принципы и основы помогут научиться это делать. После этого вам нужно будет подобрать какой-то фрагмент (вплоть до нескольких нот) и выложить его в видео-формате на youtube, запостив видео в этой теме.

Я буду следить и участвовать в процессе, подсказывать, писать различные видео- и аудио-материалы, которые таки позволят провести эту работу.

Думаю, что если эта тема пойдет и будет определенный результат, это будет некий прямо FAQ в дальнейшем по тому, как же научиться подбирать на слух.

Начнем с первого же вопроса: что бы вы хотели начать подбирать? Я рекомендую начать с чего-то небыстрого, желательно (даже очень), чтобы это была одноголосая партия. Я от себя порекомендовал бы начать подбирать с самого начала тему (то, где играет уже гитара основную партию) вот этой вещи:

Joe Satriani - Rubina

Почему? Несложная одноголосая партия в начале, потом начинаются интервалы — тоже будет полезно научиться подбирать. Затем уже соло с дисторшном — тоже своих нюансов полно, тем более к этому моменту наиболее активные товарищи смогут подбирать формальные партии и уже можно будет коснуться подбора бендов, мелизмов и так далее.

Общим скопом решим, что подбирать, на днях выложу первое видео про подбор на слух :)
« Последнее редактирование: Декабря 14, 2014, 01:17:20 от Jamiro »

Оффлайн Jamiro Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3105
  • .
Re: Учимся подбору на слух!
« Ответ #1 : Декабря 05, 2014, 21:14:26 »
Прежде чем научиться подбирать фразы, нужно освоить азы. Они тут элементарные, но это не про «тыкаешь ноты» — там несколько иначе все. Об этом как раз и надо будет сделать видео.

Оффлайн Jamiro Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3105
  • .
Re: Учимся подбору на слух!
« Ответ #2 : Декабря 05, 2014, 22:50:04 »
Алиса84, если правильно — подобранная нота совпадает с той, которая звучит на записи. Если неправильно — не совпадает.

Если слухом не заниматься, что даже левая нота будет казаться правильной. Если заниматься — ошибка будет очевидна. Никаких «для каждого свой единственный правильный» быть не может и нет.

Онлайн -I-

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9498
  • Long Live Rock ’n’ Roll
    • vk.com/sergeon11
Re: Учимся подбору на слух!
« Ответ #3 : Декабря 06, 2014, 00:34:51 »
давайте francis goya - nostalgia подбирать, там табов-нот нигде нету, не сжульничать)) :crazy:

Оффлайн кок

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 48162
  • Слесарь-сборщик пентатоник
Re: Учимся подбору на слух!
« Ответ #4 : Декабря 06, 2014, 00:59:07 »
:pozor: Невероятная самоуверенность, попытка любой ценой заработать авторитет среди новичков? Уважаемая Алиса84 кмк вполне себе разбирается в теме, и скорее всего, поболее, чем Вы.

Развивать слух тырканьем в гриф, да еще кусочками, сверяя ноты - даже я дилетант, пробовавший оное в юности, знаю что это пустая трата времени, разглагольствовать об оном с важным видом будет только шарлатан.

Слух полноценно развивается с помошью  традиционного сольфеджио, ПЕНИЯ (пропевания), АНАЛИЗА, развития ПРЕДСТАВЛЕНИЯ об услышанном.

???...не согласен...подбор на слух самое то для музыканта!!!! имх...а то = дайте табы(и хто их ток придумал... :crazy:..шоб на заваленке попырому лобать?)..и сольфеджио тоже необходимо....но я как то без него обхожусь...не учился в свое время) :pozor:

Оффлайн m1x

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 41
Re: Учимся подбору на слух!
« Ответ #5 : Декабря 06, 2014, 02:35:51 »
Есть вопрос: можно ли использовать при подборе всякие фичи типа замедления, обрезания "лишних" частот в эквалайзере и т.п.? Дабы упростить сиё трудное занятие.

Оффлайн Guitard

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 404
  • Виртуозный Гитараст!
Re: Учимся подбору на слух!
« Ответ #6 : Декабря 06, 2014, 05:06:31 »
Есть вопрос: можно ли использовать при подборе всякие фичи типа замедления, обрезания "лишних" частот в эквалайзере и т.п.? Дабы упростить сиё трудное занятие.

вроде да,я так делал у меня более менее развивается слух,мне кажется лучше взять и замедлить песню и до конца доснять,чем снимать в оригинальном темпе,ничего не понять и в конце концов забросить ее

Оффлайн кок

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 48162
  • Слесарь-сборщик пентатоник
Re: Учимся подбору на слух!
« Ответ #7 : Декабря 06, 2014, 08:23:12 »
Есть вопрос: можно ли использовать при подборе всякие фичи типа замедления, обрезания "лишних" частот в эквалайзере и т.п.? Дабы упростить сиё трудное занятие.

имхо - конечно.!..это облегчает задачу )...раньше на магнитофонах подбирали...так там спецом ставили скорость(на 9ку...вроде...уже не помню)) :)...и по частотам тоже - низ прибрать...высоких тож мона чуть...в зависимости от качства записи...

... и добавил:

вроде да,я так делал у меня более менее развивается слух,мне кажется лучше взять и замедлить песню и до конца доснять,чем снимать в оригинальном темпе,ничего не понять и в конце концов забросить ее

;)...ну в оригинальном темпе ток натренированные спецы могут подбирать...и еще без инструмента-сразу на ноты пишут)))

Оффлайн Сильвер

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8839
Re: Учимся подбору на слух!
« Ответ #8 : Декабря 06, 2014, 08:37:51 »
Странно, предложенная тема Сатриани не особо что-то воспроизводится в стандартном строе... Впечатление такое, что там строй относительный :hmmm:

Оффлайн Gpstone

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 2
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Учимся подбору на слух!
« Ответ #9 : Декабря 06, 2014, 09:59:23 »
Отличная тема. С удовольствием приму участие.

Начнем с первого же вопроса: что бы вы хотели начать подбирать? Я рекомендую начать с чего-то небыстрого, желательно (даже очень), чтобы это была одноголосая партия.

Павел, а если в начале пробовать подбирать те гитарные соло, которые дублируют вокал в песне? Как мне кажется, это упростит проверку правильности подбора, т.к. можно будет пропеть словами соляк. Надеюсь, понятно высказался)

Только, что-то из подобных песен, где соло повторяет вокальные партитуры - кроме "Сектора Газа" ничего в голову и не приходит. Типа, "Туман", "Пора домой" и т.п.)

Оффлайн кок

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 48162
  • Слесарь-сборщик пентатоник
Re: Учимся подбору на слух!
« Ответ #10 : Декабря 06, 2014, 10:21:44 »
В десятку! А теперь простейший логический вывод - не лучше ли, если уж все равно тратишь часы на подбор и разбор табов, потратить их на то, чтобы стать этим самым натренированным спецом? Это далеко не рокет сайенс
...сольфеджио обязательно(ну шоб полноценно)....лучше к преподу(нормальному...а не к оперному) обратиться....ну можно самому для начала под гитарку или клавиши интервалы заучить - запеть) имх..я пробовал и получалось слышать (при подборе).и записывать вслепую(без инструмента) ноты-соляки-ходы...но забросил :pozor:

... и добавил:

Странно, предложенная тема Сатриани не особо что-то воспроизводится в стандартном строе... Впечатление такое, что там строй относительный :hmmm:
;D...када писали скорость переставили....)
« Последнее редактирование: Декабря 06, 2014, 10:26:31 от кок »

Оффлайн Прохожий_

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1955
    • Звукозапись и создание музыки
Re: Учимся подбору на слух!
« Ответ #11 : Декабря 06, 2014, 11:28:08 »
Хорошая тема. Вырос на подборе на слух, в своё время (я начинал в 90-х) за несколько лет замучал двухкассетник до исчерпания ресурса кнопок. Практика действительно важнейшая (я про подбор, а не уничтожение кассетников ;D). И очень важно быть её приверженцем в наше время, когда кривыми табами всё завалено, а самостоятельно подбирать никто не хочет. В результате имеем армию глуховатых гитаристов :7:

Для тех, кто только начинает осваивать, могу дать пару полезных советов, чтобы облегчить процесс и не топтаться на месте.

1. Очень важно быть настроенным так же, как инструмент в снимаемой композиции. И это не всегда точное значение по тюнеру, особенно, если снимаются старые записи. Часто, легко получается подстроиться по самой низкой ноте в песне - это, как правило, открытая низкая струна.
2. Освойте сеточно-аппликатурное мышление (гуглить CAGED). С этим вы поймёте, что практически вся музыка играется по одной диатонической сетке (это в грубых терминах), а хитрые и редкие лады можно получить простой сменой позиции или сдвигом одной-двух нот в пределах октавы.
3. Примерно так же и с интервалами. Их немного и можно легко запомнить на слух. При съёме это важно, к примеру, по первости я часто путал кварту с квинтой :)
4. Первое время будет трудно, предупреждаю. Но усилия стоят того - практически вся музыка станет простой и доступной для понимания. Это становится как речь: услышанные слова мы можем легко повторить, и для этого ним не нужно подглядывать в листок, чтобы их прочитать.
5. Не совет, но немного для мотивации. Самое важное, и то, что не дадут табы и нотная запись - умение слышать и слушать музыку до мельчайших деталей. Движение рычагом, бэнды, вибрато, нюансы звукоизвлечения и прочие тонкости не отражаются на мониторе и бумаге, но их легко можно услышать и воспроизвести при прокачке соответствующих навыков.
Ну и очевидный бонус - формирование вкуса. Это то, что выделяет профессионального гитариста из серой массы любителей.

Тут был вопрос про замедление. Да, можно вполне. На войне все средства хороши :)
« Последнее редактирование: Декабря 06, 2014, 11:30:07 от Прохожий_ »

Оффлайн кок

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 48162
  • Слесарь-сборщик пентатоник
Re: Учимся подбору на слух!
« Ответ #12 : Декабря 06, 2014, 12:04:44 »
Прохожий_,  :good: :alc:

Оффлайн Jamiro Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3105
  • .
Re: Учимся подбору на слух!
« Ответ #13 : Декабря 06, 2014, 12:57:22 »
Это вапще :)

Из желающих один Gpstone, остальное — только теории :)

Напоминаю: тема не про то, как можно научиться снимать на слух, а про то, как вот с помощью этой конкретно темы научиться и что-нибудь таки снять. Мне кажется, тут лишнее цитировать самые азы и основу принципов сольфеджио типа «надо пропевать мелодию» — это из другой области. Вот есть нулевой ученик, здесь и сейчас, он не может ничего пропеть и не ходит на сольфеджио, задача — научить снимать.

Про то, что снимать, опять же высказалось лишь двое.

Оффлайн Сильвер

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8839
Re: Учимся подбору на слух!
« Ответ #14 : Декабря 06, 2014, 13:00:29 »
Про то, что снимать, опять же высказалось лишь двое.
Так чё там с той темой Сатча?  :hmmm: У меня ни одна нота не нашлась в унисон, там какой-то строй специальный, или это у меня лыжи не едут?