Привет!
В этой теме я бы предложил коснуться настолько сложной для многих темы, как подбор на слух. В двух словах о том, что это такое и с чем это едят.
Я сознательно запостил тему в техническом разделе, и вот почему. В данном случае наша работа будет неразрывно связана с техникой: какой прием играется, почему звучит так, а не эдак, как играется тот или иной мелизм и все прочее — это ведь и есть техника.
Модераторы форума следят за порядком, то есть отсутствием сквернословия, флейма и прочего. Я обладаю правами модератора в своих темах и слежу за тем, чтобы тема оставалось полезной.
Эта тема призвана помочь научиться снимать на слух, поэтому тут предлагаются конкретные вещи, методы и конкретная же работа по данному вопросу. Здесь мы не обсуждаем, спорим или занимаемся болтологией: основной задачей темы является именно научить, а не поболтать. Поэтому просьба флуд не разводить. Делиться фактами своей уникальной биографии, историей жизни и прочими деталями нужно в других местах, но не здесь.
Аналогично по вопросам подбора. Если вдруг вы считаете, что так снимать нельзя, нужно как-то иначе и подобное — не надо это писать в моей ветке. Создавайте отдельную тему, где предлагайте свои способы обучения съему на слух. Возможно, по сравнению с вашими мега-методами вся моя возня окажется унылым липким калом и я в позоре никогда не буду писать об обучении. Но до тех пор все рассуждения и экспертные оценки будут только мешать тем людям, кто действительно заинтересован научиться снимать, а не читать ваши опусы. Поэтому все подобное будет безжалостно и жестоко стираться.
Также обращаюсь ко всем гитарным теоретикам: не нужно ходить в мою ветку. Все ваши советы или размышления, скорее всего, будут незамедлительно стираться, так как ваши теории здесь никому не интересны, а для них есть весь форум: создавайте свои темы и теоретизируйте там.
Аналогично сюда не допускаются граждане, занимающиеся откровенным шарлатанством или сомнительными методиками в целом: аналогично, пользуйтесь своими ветками. Здесь — территория здравого смысла и моего многолетнего опыта работы, с которым слабо сочетаются методики кашпировского.
Далее, всегда есть типично несогласные, или истеричные, либо просто невменяемые граждане. Бред, претензии, обвинения или требования в духе «ты препод, ты обязан объяснить» — стираются аналогичным образом.
Все это не означает, что здесь запрещено высказывать свою точку зрения или вести диалог — никак нет. Но истерика, наезд или оскорбления — это не элемент диалога.
Помимо этого, если вы высказываете мнение — будьте готовы, что могут высказать мнение о вашем мнении.
Если вы говорите глупость, будьте готовы к тому, что вам об этом немедленно сообщат.
Подбор на слух — это банальное «услышал—воспроизвел». Лично я считаю эту практику наиболее важной и эффективной в процессе развития, и заменить ее, на мой взгляд, просто нечем. Во-первых, у вас фактически нарабатывается связь «уши—руки», то есть вы, грубо говоря, начинаете буквально слышать то, что представляете на грифе. В плане придумывания, например, своих гитарных партий это штука незаменимая, так как позволяет не играть упражнения или чужие клише, а играть то, что представляется внутры. Понятно, что для всякого рода импровизации это также немаловажная вещь.
Во-вторых, это серьезнейшим образом развивает слух, который вам нужен в том числе для техники: вы не сможете прогрессировать технически, если слаборазвитый слух вам не позволит элементарно слышать ошибки.
В-третьих, это позволит избежать ряда буквально казусов, когда в песне играется одно, а в табулатурах написано другое: большинство табулатур написано такими же любителями и зачастую в них содержатся просто адские ошибки.
В-четвертых, это позволит буквально понять суть стиля, группы, песни и так далее. Например, небезызвестная песня AC/DC «Back In Black» — там есть один микронюанс в основном риффе, из-за которого у них этот рифф звучит очень круто, а на большинстве каверов — «как-то нефирмово».
В общем, перечислять то, для чего нужен слух и для чего нужно уметь подбирать по слуху, можно бесконечно. Когда разные именитые гитаристы говорят, что они не делали упражнений и нигде не учились, а просто играли вплоть до того, что слышали по радио — это оно и есть, и это истинная правда. Научиться так не то что можно, а и более того — на мой взгляд, в этом случае развитие получается наиболее полным и гармоничным. Да, где-то вы будете отставать технически от человека, который 10 лет сидел над упражнениями, пока вы эти же 10 лет снимали на слух, но техника нарабатывается при должном подходе за год-два, а вот ему потом придется потратить еще 10 лет на такое же развитие слуха, музыкального восприятия, памяти и так далее. В конечном итоге, даже гитарные партии сильно отличаются у тех и у других, и на мой взгляд далеко не в пользу «технарей».
Научиться подбирать на слух — тяжело. То есть действительно тяжело. Именно поэтому многие занимаются самооправданием в духе «я не могу», «мне медведь на ухо наступил» и подобным, хотя лично я за почти 10 лет своей преподавательской работы при потоке под сотню учеников ежемесячно могу сказать, что аномально глухих не видел вообще. Были начинающие, были ленивые или просто немотивированные — да, но такого, чтобы человек не слышал двух элементарных нот — этого не было.
В этой теме я решил сделать следующее: фактически, я хочу поделиться своим опытом подбора на слух, начиная от самых азов и заканчивая уже подбором сложных партий, насыщенных мелизмами, надстройками, альтерированными ступенями и так далее и тому подобное.
От желающих научиться требуется только одно: практика. Схема работы будет следующей: я для начала хотел бы определиться с той песней, партией, соло и так далее, с которой мы будем начинать. Для простоты и наглядности, а также чтобы вы могли сравнивать свои результаты с результатами других участников, предлагаю не распыляться и начать с одной общей партии. Пользоваться табулатурами и прочим — запрещено: мы же это для себя делаем, я не для формального подбора типа «сыграть любой ценой». Нам важно не сыграть партию, а именно научиться подбирать. Пользоваться видео с руководством типа «как играть то-то» — тоже, в крайнем самом случае.
После этого я сделаю небольшое видео о том, как начать подбирать на слух и какие принципы и основы помогут научиться это делать. После этого вам нужно будет подобрать какой-то фрагмент (вплоть до нескольких нот) и выложить его в видео-формате на youtube, запостив видео в этой теме.
Я буду следить и участвовать в процессе, подсказывать, писать различные видео- и аудио-материалы, которые таки позволят провести эту работу.
Думаю, что если эта тема пойдет и будет определенный результат, это будет некий прямо FAQ в дальнейшем по тому, как же научиться подбирать на слух.
Начнем с первого же вопроса: что бы вы хотели начать подбирать? Я рекомендую начать с чего-то небыстрого, желательно (даже очень), чтобы это была одноголосая партия. Я от себя порекомендовал бы начать подбирать с самого начала тему (то, где играет уже гитара основную партию) вот этой вещи:
Joe Satriani - RubinaПочему? Несложная одноголосая партия в начале, потом начинаются интервалы — тоже будет полезно научиться подбирать. Затем уже соло с дисторшном — тоже своих нюансов полно, тем более к этому моменту наиболее активные товарищи смогут подбирать формальные партии и уже можно будет коснуться подбора бендов, мелизмов и так далее.
Общим скопом решим, что подбирать, на днях выложу первое видео про подбор на слух