ТАБУЛАТУРА (от лат. tabula — доска, таблица) система записи инстр. музыки, распространённая в Европе в 14—18 вв. В Т. звуки обозначаются буквами, цифрами или особыми знаками. Специфика разл. видов Т. связана с особенностями устройства инструментов техники игры на них (клавирные, лютневые, ансамблевые и др. Т.), с фактурными принципами записываемой музыки. Наиб, ранний вид Т. — органная; первый сохранившийся источник — Робертс-бриджский кодекс — вероятно, нем. происх, (ок. 1320)—нотация смешанная, верх, голос — мензуральные ноты на 5 линейках, нижний — буквы лат. алфавита; др. ранние нем. орг. Т. (А. Илcборга, 1448; К. Паумана, 1452; Буксхаймская орг. книга, ок. 1460) — либо смеш. нотации (буквы для cantus firmus, ноты для контрапунктирующих голосов), либо буквенной на 6—8 линейках. Наиб, совершенный и приспособленный для исполнения полифонии, многоголосия вид Т. введён В. де Хенестрозой (1557) и А, Кабесоном (1578); цифры от 1 до 7 соответствовали
7 тонам октавы, точка обозначала повышение на октаву, чёрточка — понижение на октаву, каждый голос записывался на своей линейке, ритмич. знаки — сверху. Наиб, ранние лютневые Т. появились в Германии. В них обычно фиксировались струна, на к-рой берётся данный звук, и позиция пальцев левой руки на струне, лад. В итал. Т. каждой струне соответствовала горизонтальная линия, открытые струны обозначались цифрой 0, 1-й лад—1, 2-й — 2 и т. д., ритмич. знаки — сверху. Ей близка испан. Т, сер. 16 в., принятая для лютни и виуэлы. Во франц. лютневой Т. использовались буквы: 5—6 линий обозначают струны, буквы на них — позиции пальцев, лады. Абсолютная высота тонов определялась строем инструмента. В клавирных и лютневых Т. очень рано начали применять подобные совр. тактовым чертам вертикальные линии, облегчающие ориентацию в тексте, и аппликатурные обозначения.
В 18 в. в Великобритании существовала Т. для флажолета. Особая разновидность — Т. для рус. рогового оркестра: линии в ней соответствуют инструментам, знаки — звукам и паузам. 2) Собрания муз. произведений для клавишных инстр. 16—17 вв., представлявшие собой первоначально переложение вок.-хорового полифонич. многоголосия, записанного в Т. обычной 5-линейной нотацией на 2 нотоносцах, Подобные Т. способствовали развитию самостоят, муз. жанров для органа и др. клавишных инструментов. 3) Правила и рекомендации относительно содержания и структуры текстов и напевов* мейстерзингеров, записанные в виде таблиц (систематизированы А. Пушманом ок. 1600).
(музыкальная энциклопедия)