В этом уроке мы коснемся одного из важнейших вопросов развития музыканта - игре под метроном. Не буду никого убеждать в необходимости этого момента, адекватные люди итак все знают, а новички пусть просто поверять на слово - заниматься под метроном нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО, причем делать это нужно ПРАВИЛЬНО. Об этом и поговорим.
Несколько слов о метрономах. Метрономы бывают разные - софтовые (как отдельные компьютерные программы, так и встроенные в, например, нотные редакторы) и "железные" (механические и электронные). На мой взгляд, лучше остановиться на "железных", причем именно электронных. Идеальный вариант - когда в одном девайсе соеденены и метроном и тюнер (стоимость таких устройств - порядка 15-20 долларов). Причем, приятно, если этот метрононом не "пикает", а именно "кликает", ибо при многочасовой работе кликанье действует не так раздражительно.
Вам не нужны никакие драм-машины или меганавороченные метрономы, вам нужен простой прибор, который ровно издает короткий и хорошо различимый звук. Теперь перейдем непосредственно к теме. Занимаясь под метроном, делать это нужно правильно, поскольку при неправильном подходе нет никакой гарантии, что будет хоть сколько-нибудь приемлимый результат. Правильный же подход основан на определенных идеях или принципах, изложенных ниже.
1. Прежде чем играть, необходимо проанализировать и понять, ЧТО вам предстоит играть под метроном, чтобы
понять ритмику фразы. Для того, чтобы понять, о чем речь, возьмем несколько элементарных примеров.
(Sample 1)
-------------------------
-7-8-10-8---------------
(Sample 2)
---------7------------------
-7-8-10----10-8------------
(Sample 3)
---------7-8-10-8-10-------
-7-8-10--------------10-8--
Sample 1 - самый простой пример ритмики - квартольная. Как можно сыграть такую фразу под метроном? Разумных вариантов существует два. Итак, ставим метроном на темп 40-60 ударов в минуту, и: либо играем всю фразу целиком на один удар (тогда получится, что руками играем 16-ми нотами, а метроном отбивает четверти), либо (если это окажется для вас слишком быстро) играем две ноты на удар метронома, то есть вся фраза займет два удара метронома (значит, мы играем уже 8-ми нотами). А вот чего НЕ следует делать - так это играть 1 ноту на 1 удар метронома. Никакой ритмике и ровности вы так не научитесь. Откуда, например, у вас возьмется ощущение триоли или секстоли, если вы их всегда раскладывали на три (и на шесть, соответственно) ударов метронома?
Sample 2 - пример секстольной ритмики. Здесь также есть два разумных варианта - сыграть всю секстоль на один удар, либо делить фразу на два удара (то есть играть триолями). Ни в коем случае не делите фразу на 3 удара - это уже будет нарушением ритмики! В этом случае вы фактически играете уже 8-ми нотами в квартольной ритмике, а ведь если фраза задумана как триольная или секстольная, то именно так ее и следует играть. Иначе вы так никогда и не научитесь играть триоли или секстоли (как таковые) ровно.
Sample 3 - квинтольная ритмика. Играем либо 10 нот на удар, либо 5. И никак иначе.
Точно из такой же логики надо исходить, если ритмика триольная, септольная и пр.
2. Хорошим толчком в развитии ритмики может послужить
пение того, что вам предстоит сыграть. То есть прежде чем сыграть фразу на гитаре, попробуйте:
- проговорить ее ритмику - какими-либо междометиями ("ты-кы-та-да-ты-кы-та-да...") или счетом ("раз-два-три-раз-два-три..."), причем лучше, если ваш счет будет односложным ("четыре" или "пятнадцать" не подойдут);
- пропеть по нотам (причем и то и то надо уметь делать как про себя, так и вслух);
- простучать по столу, прохлопать;
- (если фраза играется только медиатором) - проиграть ритмику фразы правой рукой по открытой заглушенной струне.
Хорошо уметь делать это все и для любой фразы, потому что при разных способах работают несколько разные области мозга.
Как показывает мой педагогический опыт, если человек не может проговорить фразу (ритмически), то значит он не сможет ее сыграть действительно правильно. Пробуйте.
3. Обязательным условием игры под метроном является
отстукивание ногой определенных долей. Тут также существуют вариации - если, к примеру, метроном считает четверти, руками вы играете 16-е (как в Sample 1), то ногой нужно уметь считать как четверти (один удар ноги на удар метронома), так и 8-е (два удара). В последнем случае правая рука и нога будут двигаться параллельно - вниз-вверх-вниз-вверх. Причем учтите, что у ноги есть два состояния - внизу и вверху, и хорошо, если нога движется ровно между этими крайними точками (как маятник), и если в крайнее внрхнее состояние она приходит ровно на половине фразы (на 3-ю долю, если играть 16-ми и считать ногой четверти).
Таковы основные принципы, которые я хотел до вас донести.
Еще момент - под метроном необходимо отрабатывать ВСЕ, что вы играете. И легато, и арпеджио (свипом), и тэппинг, и риффы, любые фразы, произведения.
Если вы не можете сыграть произведение (рифф, фразу) под метроном от начала до конца, значит вы НЕ умеете его играть.После того, как вы уверенно овладеете основными ритмическими понятиями (триоль, квинтоль, секстоль и пр.), пробуйте смешивать их - к примеру, в квартольную фразу вставьте триоль и т.д.
Хорошим помощником в развитии понимания ритмики могут послужить нотно-табулатурные редакторы (типа Power Tab или Guitar Pro). Придумайте какую-нибудь интересную фразу (или возьмите чужую) - и попробуйте забить ее в программу. А потом сверяйте с тем, как вы ее играете. Или подберите какую-нибудь известную мелодию на слух, а потом забейте в нотный редактор так, чтобы было без ошибок.
Очень полезным для развития ритмики является игра фанковских рисунков. Но тут тоже не так все просто - надо четко понимать, какая доля где и как она должна быть сыграна.
В конечном итоге вы должны уметь играть так - вам кладут бумажку с фразой, которую вы никогда не слышали, а вы должны ее четко сыграть со всеми триолями, квинтолями и т.д. Что называется, "с листа".
Есть еще одна одна идея, подчерпнутая мной из занятий барабанщиков, которая может помочь по-настоящему запустить ваш внутренний метроном. Возьмите какую-нибудь однотактовую фразу, и играйте так: один раз - с метрономом, второй - без (то есть кто-то должен нажать кнопку mute, либо используйте софтовый метроном с заранее прописанным алгоритмом), на третий такт метроном опять начинает звучать, и вы не должны вылететь из него. И так далее. Постепенно увеличивайте число тактов, когда метроном не звучит. Уверяю, все иллюзии относительно ровности своей игры у вас пропадут моментально. Проверено на себе

.