Разница у них будет в том, что у тональной будут работать функции T S D, а в модальной просто не будет соблюдена эта формула? Соблюдение (выдерживание) звукоряда говорит о том, что будут использованы только звуки звукоряда (C D E F G A H), но не подчиняясь формуле и не выявляя четкий тональный центр С ?
Я правильно понял мысль?
да
Но само ощущение лада, его определение уже подразумевает существование центрального тона этого лада, так называемой тоники лада
В модальных ладах нет тоники - там есть финалис - тон на котором все заканчивается. Соответственно, совершенно другое восприятие музыки. Иногда говорят не о финалисе, а о "тоническом устое".
то не получаем ли мы больше красок и способов выражения?
Конечно получаем. Дело в том, что мы воспитаны в тональной системе и наше восприятие ладов основано на тональной системе. Таким образом лады обогащают наше тональное восприятие. Поэтому мы можем говорить только о
принципе модальности - когда тональный центры размываются, становятся неопределенными, переменчивыми, функции ослаблены.
Диатонические лады интегрируются в тональное восприятие, привнося свои особенности, но в целом подчиняясь господствующей системе.
Видимо, по-настоящему новая модальность проявляется в атональной музыке, в серийной технике.
Насчет модальности и красок:
==================
Абызова «Гармония»
Модальность
Модус как музыкальный термин означает мелодический ряд, мелодическую модель, звукоряд. Модальность это принцип гармонии, берущий за основу ладовый звукоряд. Средневековая модальная система была вытеснена той тональной системой, которая стала классической и по сей день не исчерпала своего потенциала. Но в музыке XX века модальность вступила в пору возрождения, поскольку открыла новые выразительные и конструктивные возможности. Импульсом к этому стало новое „открытие" фольклора.
Барток писал в своей автобиографии: „Ознакомление с крестьянской музыкой имело для меня исключительно важное значение, ибо помогло мне освободиться из-под единовластия мажоро-минорной системы... Оказалось, что старинные, уже употреблявшиеся в нашей профессиональной музыке звукоряды не утратили своей жизненности и сделали возможным новые гармонические эффекты. Таким образом, использование диатонических звукорядов привело в конечном итоге к свободному применению всех двенадцати ступеней гаммы".
Тональная система основана на принципе тяготения к определенному тональному центру. Модальность же характеризуется неизменностью звукоряда и зачастую свободным перемещением тонического устоя.
Модальность основывается на диатонических (также условно диатонических) и хроматических ладах. Диатонические это ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский, локрииский, а также доминантовый лад, пентатоника, обиходный, под-галянский, или лидомикс, то есть лидийско-миксолидийский.
Хроматические это симметричные лады: целотоновый, уменьшенный (тон-полутон), увеличенные; лады Шостаковича.
===================
Вообще, уже много написано - читай внимательно, вникай. А то мне прходится на одну и ту же тему писать. Вот например, пост #256 про "гармонические" лады
https://guitarplayer.ru/index.php?topic=58362.255Еще должен признать, что мне самому не все ясно с этой модальностью, так что, занимаясь этим вопросом, настройся на то, что полного понимания достичь будет непросто. )))