Автор Тема: Аккордовая последователность.  (Прочитано 5552 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Lupus_Nocturnus

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3509
  • Репутация: +240/-25
Re: Аккордовая последователность.
« Ответ #30 : Января 16, 2009, 00:55:22 »
Цитировать
В натурально-ладовой гармонии может стать, при выполнении еще некоторых условий.

Только, тогда, будет напрашиватся продолжение в другой тональности...

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Аккордовая последователность.
« Ответ #31 : Января 16, 2009, 02:15:44 »
Цитировать
Только, тогда, будет напрашиватся продолжение в другой тональности...
Не надо говорить о модальной гармонии в терминах тональной гармонии - это разные вещи, хотя они и могут перемешиваться. Почитайте про натурально-ладовую гармонию и переменные лады.

Оффлайн PrecrasSsnaia

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 315
  • Репутация: +5051/-38
  • время нас не ждет
Re: Аккордовая последователность.
« Ответ #32 : Января 16, 2009, 03:19:40 »
eye,  :good:

Оффлайн Alicknah

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 340
  • Репутация: +27/-11
Re: Аккордовая последователность.
« Ответ #33 : Января 16, 2009, 18:26:53 »
Херасенах какие тут страсти! О чём это вы?

Оффлайн Krage

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1656
  • Репутация: +1909/-474
  • Hellraiser
    • Музыкальная школа Эллиота Крэйга
Re: Аккордовая последователность.
« Ответ #34 : Января 18, 2009, 07:17:34 »
Хорошая тема... И как всегда, в очередной раз, пришлось тяжело вздохнуть с мыслью "уж когда же я это всё смогу освоить?.."
Просто надо брать и строить-строить-строить.... И будет тебе счасье

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Аккордовая последователность.
« Ответ #35 : Января 18, 2009, 10:07:35 »
Krage, (по-поводу плюсика за английский -я так понял это вежливая ирония) в данном случае достаточно знать латинский буквы и прочитать заголовок, чтобы обозначить проблему. ))

Оффлайн Krage

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1656
  • Репутация: +1909/-474
  • Hellraiser
    • Музыкальная школа Эллиота Крэйга
Re: Аккордовая последователность.
« Ответ #36 : Января 18, 2009, 12:41:56 »
eye, Хорошо. О модальной гармонии написано здесь: http://ru.wikipedia.org/wiki/Модальность_(музыка)
Только я не понял всетаки различия тональной и модальной гармонии и вот этого: "В то же время параллельные мажор и минор не могут быть названы модальными ладами в силу иной, а именно тонально-гармонической, организации."
МОжно пояснение разницы между натуральным мажором и ионийским мажором в студию? и что значит другая "тонально-гармоническая организация"? Что она под собой подразумевает? Тяготения?

... и добавил:

Качется, что я потихоньку начинаю понимать разницу, но тогда получается, что модальная гармония намного обширнее и гибче тональной, зажатой гегемонией тоники.

... и добавил:

Цитировать
В модальной Г. форма строится не на модуляции, внутр. развитие музыки направляется системой каденций. Образец модальной Г. эпохи Ренессанса - шансов О. Лассо "Се faux amour d'arc" (миксолидийскнй О):
Стоп-стоп... То есть получается, что в модальной гармонии нет модуляций? что-то я не совсем понял. Все это из-за путаницы с терминами. Если модуляцией называть переход в другую тональность, а тональностью звуковысотное положение лада, а модальная гармония основана на ладах, то получается, что у нас имеется всего 7 звуков и никаких отклонений?
« Последнее редактирование: Января 18, 2009, 13:47:55 от Krage »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Аккордовая последователность.
« Ответ #37 : Января 19, 2009, 13:41:30 »
Krage,
Цитировать
МОжно пояснение разницы между натуральным мажором и ионийским мажором в студию? и что значит другая "тонально-гармоническая организация"? Что она под собой подразумевает? Тяготения?
Натуральный мажор - основной звукоряд мажоро-минорной тональной системы (иногда говорят "гармонический лад" в ином смысле, т.е лад являющийся основой гармонических функциональных  отношений (так, что, если грубо,  ты прав, написав "Тяготения?"), а ионийский лад звукоряд модальной системы.

Цитировать
То есть получается, что в модальной гармонии нет модуляций?
Тональных модуляций нет, но есть своего рода ладовые модуляции, ладовая переменность. Так же надо иметь ввиду, что хотя эти два понятия теоретически разделены, они не исключают взаимного сосуществования, т.е могут быть (а могут и не быть) плотно переплетены (у теоретиков нет полного единства во взглядах на модальность-тональность, даже в терминологии, но вот хотя бы один взгляд):
====================
Ю.Холопов
МОДАЛЬНАЯ   ГАРМОНИЯ
МОДАЛЬНОСТЬ  КАК ТИП ГАРМОНИЧЕСКОЙ   СТРУКТУРЫ

Модальной называется гармония, основанная не на принципе определенного центрального тона или аккорда, а на принципе определенного ладового звукоряда.
Принцип центрального аккорда (и тяготения к нему) в узком смысле есть принцип тональности. Принцип ладового звукоряда соответственно —принцип модальности. Сложность разграничения состоит в том, что тот и другой принципы не противоположны друг другу (подобно, например, паре: консонанс —диссонанс), а разнородны. Поэтому они могут и не противоречить один другому и дают сколько угодно смешанных и промежуточных видов структур.

Тем не менее различие принципов достаточно велико, чтобы можно было говорить о модальности как совершенно самостоятельном типе гармонической структуры, а не как просто особой ветви, разновидности тонального типа. Модальность как структура сама по себе безразлична к тональности — последняя может быть, на может и не быть. Модальность с легкостью (и чаше всего) принимает облик определенной тональности. Однако она может с такой же легкостью и обходиться без ощущения определенного одного единого центра тяготения.

Термины «модальность», «модальный» происходят от латинского modus — образ, лад. Термин modus (наряду с термином tonus —тон) принадлежит к числу самых распространенных в средневековой и ренессансной музыке для обозначения категории лада и его конкретных разновидностей (modus phfygius, modus aulhenticus и т. п.).
Аккордовую гармонию Возрождения часто (и справедливо) называют модальной. Модальной системой называют также и саму ладовую систему «грегорианскнх» ладов как в монодической, так и в полифонической музыке до XVI в. Хотя влияние тонального принципа (как сказано, не исключаемого модальностью) подчас довольно сильно, определяющий принцип гармонической системы — верность тому или иному звукоряду.


В западной и русской средневековой монодии часто встречаются мелодии с неопределенным тональным тяготением, но с последовательно выдерживаемым звукорядом. Это и есть принцип модальности в его наиболее чистом виде.

Особенно яркие образцы модального принципа мы находим в русской средневековой монодии, где постоянно встречаются мелодии с практически отсутствующим тональным тяготением (тяготение-стремление и необходимая для этого энергия движения, можно сказать, принципиально не допускались в мелодию, которая должна была иметь парящий, а не активно устремленный характер). Звукоряд же всегда был одним и тем же — ...  (обиходный лад).

С наступлением эпохи Нового времени (XVII—XIX века) доминирующее положение занял принцип тональности с характерной для него динамикой развития, активностью хода от одной ступени к другой с соответствующими сменами активных местных центров тяготения, динамикой модуляционного движения, полной свободой изменения звукоряда за счет альтерации, побочных доминант, хроматических неаккордовых звуков, отклонений, модуляций, благодаря смешению ладов, применению недиатонических систем. При этом, наоборот, принцип тяготения к общему центру и соответственно детальнейшая выработка разветвленной системы функциональных соподчинений являются непременным условием гармонии целого, звукоряд же может сохраняться, но может и нарушаться практически как угодно.

Модальность оказалась оттесненной как принцип гармонии. Конечно, модальность продолжала развиваться и обогащаться новыми достижениями тональной гармонии, но в подчинении ей и в ее рамках, а не самостоятельно. Почти трехсотлетний период этого латентного развития сильнейшим образом изменил формы и свойства модальности, и когда она на рубеже эпох всплыла вновь в качестве автономного принципа, признать ее продолжением модальности Средневековья и Возрождения, конечно, нелегко.

Тем не менее, резкое возрастание роли звукоряда в соответствующих техниках музыки XX- века допускает объединить то и другое общим понятием «модальная техника», позволяет, проведя пунктирную линию через период XVII—XIX веков, назвать эту технику XX века модальной. Ввиду указанной огромной разницы между модальной гармонией XV—XVI и XX веков, последнюю точнее следует называть неомодальной. И когда далее мы будем называть гармонию некоторых сочинений Мессиана, Стравинского, Бартока и других модальной, везде будет подразумеваться неомодальная техника, в отличие от техники эпохи Возрождения...
===============
http://www.kholopov.ru/kholopov-mg.pdf

Оффлайн Krage

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1656
  • Репутация: +1909/-474
  • Hellraiser
    • Музыкальная школа Эллиота Крэйга
Re: Аккордовая последователность.
« Ответ #38 : Января 20, 2009, 08:01:06 »
Стоп. Но само ощущение лада, его определение уже подразумевает существование центрального тона этого лада, так называемой тоники лада, а также применение характерных ступеней. Если лишить его этого, то выйдет или каша или же неопределенность лада. Поэтому, по-моему, народные лады совершенно недалеко уходят от тональностей. Если применять принципы тонального центра для всех ладов, а не только для натурально-мажорно-минорной системы, то не получаем ли мы больше красок и способов выражения?
Это, скажем, мое предположение, вызванное непониманием термина модальность, то есть его смысла.

И если можно, подробнее о ладовой переменности. Сушествуют ли там местные устойчивости? каков их характер? Он един или может меняться?

И еще. С какой точки зрения рассматривается модальность и тональность? с точки зрения отрывка, частного случая, или же с точки зрения всего произведения? Может это поможет определиться более менее в соображениях.

... и добавил:

P.S. Спасибо за книжку :alc:

... и добавил:

"В западной и русской средневековой монодии часто встречаются мелодии с неопределенным тональным тяготением, но с последовательно выдерживаемым звукорядом. Это и есть принцип модальности в его наиболее чистом виде" Ю.Холопов.

Хотел уточнить. Предположим у нас есть тональность C dur и есть Ионийский лад от С.
Оба они имеют звуковой состав:
C D E F G A H
Разница у них будет в том, что у тональной будут работать функции T S D, а в модальной просто не будет соблюдена эта формула? Соблюдение (выдерживание) звукоряда говорит о том, что будут использованы только звуки звукоряда (C D E F G A H), но не подчиняясь формуле и не выявляя четкий тональный центр С ?
Я правильно понял мысль?
« Последнее редактирование: Января 20, 2009, 08:45:25 от Krage »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Аккордовая последователность.
« Ответ #39 : Января 20, 2009, 15:20:37 »
Цитировать
Разница у них будет в том, что у тональной будут работать функции T S D, а в модальной просто не будет соблюдена эта формула? Соблюдение (выдерживание) звукоряда говорит о том, что будут использованы только звуки звукоряда (C D E F G A H), но не подчиняясь формуле и не выявляя четкий тональный центр С ?
Я правильно понял мысль?
да
Цитировать
Но само ощущение лада, его определение уже подразумевает существование центрального тона этого лада, так называемой тоники лада
В модальных ладах нет тоники - там есть финалис - тон на котором все заканчивается. Соответственно, совершенно другое восприятие музыки. Иногда говорят не о финалисе, а о "тоническом устое".

Цитировать
то не получаем ли мы больше красок и способов выражения?
Конечно получаем. Дело в том, что мы воспитаны в тональной системе и наше восприятие ладов основано на тональной системе. Таким образом лады обогащают наше тональное восприятие. Поэтому мы можем говорить только о принципе модальности - когда тональный центры размываются, становятся неопределенными, переменчивыми, функции ослаблены.
Диатонические лады интегрируются в тональное восприятие, привнося свои особенности, но в целом подчиняясь господствующей системе.

Видимо, по-настоящему новая модальность проявляется в атональной музыке, в серийной технике.

Насчет модальности и красок:
==================
Абызова «Гармония»

Модальность
Модус как музыкальный термин означает мелодический ряд, мелодическую модель, звукоряд. Модальность это принцип гармонии, берущий за основу ладовый звукоряд. Средневековая модальная система была вытеснена той тональной системой, которая стала классической и по сей день не исчерпала своего потенциала. Но в музыке XX века модальность вступила в пору возрождения, поскольку открыла новые выразительные и конструктивные возможности. Импульсом к этому стало новое „открытие" фольклора.

Барток писал в своей автобиографии: „Ознакомление с крестьянской музыкой имело для меня исключительно важное значение, ибо помогло мне освободиться из-под единовластия мажоро-минорной системы... Оказалось, что старинные, уже употреблявшиеся в нашей профессиональной музыке звукоряды не утратили своей жизненности и сделали возможным новые гармонические эффекты. Таким образом, использование диатонических звукорядов привело в конечном итоге к свободному применению всех двенадцати ступеней гаммы".

Тональная система основана на принципе тяготения к определенному тональному центру. Модальность же характеризуется неизменностью звукоряда и зачастую свободным перемещением тонического устоя.
 
Модальность основывается на диатонических (также условно диатонических) и хроматических ладах. Диатонические это ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский, локрииский, а также доминантовый лад, пентатоника, обиходный, под-галянский, или лидомикс, то есть лидийско-миксолидийский.
 
Хроматические это симметричные лады: целотоновый, уменьшенный (тон-полутон), увеличенные; лады Шостаковича.
===================

Вообще, уже много написано - читай внимательно, вникай. А то мне прходится на одну и ту же тему писать. Вот например, пост #256 про "гармонические" лады
https://guitarplayer.ru/index.php?topic=58362.255

Еще должен признать, что мне самому не все ясно с этой модальностью, так что, занимаясь этим вопросом, настройся на то, что полного понимания достичь будет непросто. )))
« Последнее редактирование: Января 20, 2009, 15:30:25 от eye »

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Аккордовая последователность.
« Ответ #40 : Января 20, 2009, 15:42:47 »
eye, прочитал тот материал который вы выложили. Статья хорошая но ни одного нотного примера.
Можно пример какой нибудь мелодии в миди или нотах к этому обзацу:

"Особенно яркие образцы модального принципа мы находим в русской средневековой монодии, где постоянно встречаются мелодии с практически отсутствующим тональным тяготением (тяготение-стремление и необходимая для этого энергия движения, можно сказать, принципиально не допускались в мелодию, которая должна была иметь парящий, а не активно устремленный характер). Звукоряд же всегда был одним и тем же — ...  (обиходный лад)."

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Аккордовая последователность.
« Ответ #41 : Января 20, 2009, 19:17:24 »
eye, прочитал тот материал который вы выложили. Статья хорошая но ни одного нотного примера.
Можно пример какой нибудь мелодии в миди или нотах к этому обзацу:
Я лично понимаю, о чем идет речь, поэтому искать примеры русской средневековой монодии, сканить и тд, мне просто влом ).
Так что это вопрос к Холопову. Читайте его учебники - там есть примеры. Поищите григорианские хоралы, что ли.

Оффлайн Krage

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1656
  • Репутация: +1909/-474
  • Hellraiser
    • Музыкальная школа Эллиота Крэйга
Re: Аккордовая последователность.
« Ответ #42 : Января 20, 2009, 20:08:26 »
eye, Я не дочситал и пары строк, но у меня получилась мысль.. Но тогда модальность = неопределенность. если считать 7 различных ладов, то там вообще каша получается в "истинной"модальности. Вот что мне не понятно.
Если модальность рассматривать как лавовость вобщем. или Неомодальность как принадлежность к определенному ладу.
Ибо модальность в раннем своем проявлении это неопределенность красок ладов, а неомодальность уже как определение лада с помошью тоники....
Я не прав в рассуждениях?

... и добавил:

eye, Я лично могу из своей практики привести тональные примеры ладов.. Типа упражнения себе делал... Но все они не лишены тоники.. Итенно тональный центр лада и есть основа в упражнениях на восприятие лада.
Если брать Сатриани, то даже читая его насчет Локрийского, я так и не сумел его улышатьб до конца, хотя пример моего товарища, совершенно не владеющего гитарой, я восприянл как нечто восточное или еще более того... Но как я был удивлен, когда в нотах я не увидел ни одного диеза или бемоля..... Все написано в звукоряде CDEFGAH. Но звучит совершенно не так...
« Последнее редактирование: Января 20, 2009, 20:14:44 от Krage »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Аккордовая последователность.
« Ответ #43 : Января 20, 2009, 20:21:45 »
Я не прав в рассуждениях?
похоже, что да :)

Оффлайн Krage

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1656
  • Репутация: +1909/-474
  • Hellraiser
    • Музыкальная школа Эллиота Крэйга
Re: Аккордовая последователность.
« Ответ #44 : Января 21, 2009, 04:32:12 »
Хм  :ukr:

... и добавил:

я так и не понял характеристик модальности и смысла существования семи народных ладов и способов их выделения (обозначения). Все настолько мутно, что вообще кажется не разобраться.
Если модальность есть как отсутствие тонального центра, то каким образом выплывают характеристики лада? Если только за счет характерных ступеней, то это как минимум глупо, ибо они все равно обозначают тональный центр. А если не обозначают, но о какой ладовости может идти речь?
Я долго ломал голову о том, как классики различают ля минор и до мажор и играл просто в звукоряде, пока не познакомился с тяготениями... Развитая система TSD мне не понравилась и я свел тональность вообще к одному аккорду. И рассматриваю лад (тональность) как расширение аккорда. А смысл аккордов типа 13 (ундецимаккорд, если не ошибаюсь) вообще не вижу с точки зрения своей теории, так как он занимает весь звукоряд (что-то похожее на гемитонику, ибо одноименные звуки разных тональностей равноправны).
Таким образом, если считать такой аккорд движением, а не вертикалью в прямом смысле этого слова, то.... Совершенно другие пироги выходят.

Короче мне надо проспаться... А то водка мешает мыслить... :heat:
« Последнее редактирование: Января 21, 2009, 04:42:19 от Krage »