Автор Тема: Аккорды на ступенях мажора и минора  (Прочитано 13993 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Аккорды на ступенях мажора и минора
« Ответ #30 : Сентября 27, 2017, 12:04:55 »
Может быть повышенные ступени в мажоре считать хроматическими?

Гармонизация хроматической гаммы

Только я все равно не понимаю, какой должен быть аккорд в до-мажоре на ноте до#, мажорный, минорный или еще какой.
Crusader, я в восторге от таких вопросов.
Сам нашел статью в которой говориться, что гармонизировать хроматическую гамму можно несколькими способами.
Автор приводит шесть примеров гармонизации. Далее автор пишет, что это далеко не все варианты.
Т.е. весь смысл статьи в том, что единственно правильного решения гармонизации нет.
Далее Crusader просит дать однозначно ответить какой должен быть аккорд и обижается, что такой ответ не дают.

Если в песне в тональности до мажор появилась нота c#, значит имеет место быть либо модуляция либо отклонение.
И тут уже надо смотреть исходя из предыдущего и последующего контекстов, куда происходит отклонение или модуляция и исходя из этого решать какой аккорд подойдет в данной ситуации.
Но даже определив функцию аккорда у нас все равно несколько вариантов гармонизации от двузвучных интервалов из аккорда до семизвучных включающих в себя все ступени лада в которое произошло отклонение.
так же у нас есть выбор где будет хроматика в басу, в верхнем голосе или в средних голосах.

Статья очень толковая.
Чтобы стало понятнее, что там пишется, советую каждый аккорд в приведенных в статье последовательностях подписать буквенно-цифровой записью.
Далее определить какие там модуляции и отклонения определить функции каждого аккорда понять принципы гармонизации в каждом примере. 
И тогда непонятные моменты спрашивать здесь, все вместе попробуем разобрать что не понятно.

Оффлайн Crusader Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 701
  • Репутация: +67/-4
Re: Аккорды на ступенях мажора и минора
« Ответ #31 : Сентября 27, 2017, 14:46:00 »
В хроматических моделях встречается движение септаккордов по полутонам.   Аппликатура одного из вариантов в тональностях фа и си-бемоль мажор в пределах октавы приведена ниже. Мелодическое движение гаммы в первом случае начинается на шестой и продолжается на пятой струне, а во втором - наоборот, вначале происходит на пятой, а потом - на шестой.



Полутоновые интервалы диатонической гаммы при движении септаккордов, как правило, заполняется уменьшенными септаккордами, хотя встречаются и другие варианты.  Аппликатурные варианты нескольких моделей показаны ниже. Разучивать их надо последовательно,  в постоянном темпе и различных тональностях.

Техника джазового аккомпанемента

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Аккорды на ступенях мажора и минора
« Ответ #32 : Сентября 27, 2017, 16:43:44 »
построй квинтдецимаккорды в хроматической гамме.
Вообще, понятен ход мыслей:  построили на ступенях лада трезвучия и септаккорды = строим нонаккорды и тд. Построили на ступенях мажора - строим на ступенях хроматической гаммы. Но это совершенно ошибочный ход мысли.
По первому пункту - трезвучия и 7-аккорды являются основой определенных гармонических систем. Остальные тóны (но не "тонá") рассматриваются как  побочные тоны и надстройки и используются по необходимости исходя из возможности, а не "тотально", как системообразующие.
По второму пункту - аккорды строятся на ступенях мажорного или минорного ладов и их вариантов, как аккорды мажоро-минорной системы. Хроматическая гамма не является по сути ладом - как организующей ладовой системой. Поэтому и невозможно построить однозначные аккорды на ступенях хроматической гаммы.
Что касается квинтдецимаккордов - они используются в некоторых концепциях. Прежде всего в мышлении импровизатора, как терцовый формат лада (помимо секундового и квартоквинтового). 
Таким образом ладовый квинтдецимаккорд - это какой-то лад представленный в терцовом формате. Он служит для мышления терцовыми постороениями - для аккордов и арпеджио, арпеджио по надстройкам.
В тональной системе до квинтдецимаккорда расширяется только вертикаль, построенная на доминанте: G15 (G-b-d-f-a-c-e-g) или Abmaj7/G7 ( G-b-d-f-ab-c-eb-g). Это позволяет на доминанте играть аккорды, арпеджио и пентатоники, типа Am7 на G7 или  Abmaj7 на G7alt.
Существуют так же концепции с использованием 7ступенных гармонических вертикалей. Но эти поликкорды основаны не на натуральном мажоре, а более на идеях использования обертонового звукоряда и ладах тд. Типа (цитата, чтобы представлять, куда это может завести):

(нажмите чтобы показать/спрятать)

Цитировать
Полутоновые интервалы диатонической гаммы при движении септаккордов, как правило, заполняется уменьшенными септаккордами, хотя встречаются и другие варианты.
Все это уже было вам сказано.
« Последнее редактирование: Сентября 27, 2017, 16:45:30 от eye »

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Аккорды на ступенях мажора и минора
« Ответ #33 : Сентября 27, 2017, 17:30:03 »
Crusader, в Манилове дается уже готовое решение.
А в статье объясняется откуда взялись эти аккорды.

В самом первом примере предлагают играть к каждому аккорду его доминанту или замену.
Т.е. В до мажоре C Dm Em F G Am Hdim родные аккорды построенные на ступенях лада.
Добавляем Доминанты (отмечены жирным) получаем

С A Dm H Em F D G E Am F# Hdim.
В каждой доминанте присутствует нота на пол тона ниже чем аккорд в который доминанта разрешается. В доминнанта к ре это ля мажор в котором есть нота с#.
Берем эту ноту играем в басу и получаем.

C A/C# Dm H/D# Em F D/F# G E/G# Am F#/A# Hdim

Если мы бас перенесем в верхний голос, то получим пример такой как в статье. Единственное там добавлены еще доминанты для F и С.

Теперь то же самое но для септ аккордов

Cmaj7 A7/C# Dm7 H7/D# Em7 Fmaj7 D7/F# G E7/G# Am F#7/A# Hm7b5

Доминант септ A7 можно заменить на A7b9. а если в аккорде  A7b9 убрать тонику то получим сразу четыре замены С#dim7 Edim7 Gdim7 Bbdim7
И так для каждой доминанты.
Подставляем замены и получаем последовательность как в Манилове
Cmaj7 C#dim7 Dm7 D#dim7 Em7 Fmaj7 F#dim7 G G#dim7 Am A#dim7 Hm7b5.

Если мы будем пользоваться не прогрессивной аппликатурой, в которой у нас тоника аккорда только в басу, то мы можем сделать хроматическое движение в верхнем голосе или в средних голосах, а не только в басу.

Эти все варианты основаны на принципе который взят в первом примере статьи.

Более того если двигаться в не в верх по гамме а вниз и так же добавлять доминанту к следующему аккорду получится другая последовательность

Аккорды с добавленными доминантами

Hdim7 E7 Am7 D7 G7 C7 Fmaj7 Em7 A7 Dm7 G7 Cmaj7

В аккорде E7 нет ноты a#. Но выход есть. Любимая джазовиками тритоновая замена для E7 это Bb7alt (Bb7#5b9, Bb7b5/9 просто E7/Bb)

Получаем после всех замен
Hdim7 Bb7alt Am7 Ab7alt G7 Gb7alt Fmaj7 Em7 Eb7alt Dm7 Db7alt Cmaj7.

Принцип тот же но аккорд на ноте до# получился другой (Db7alt).

Опять повторю это только на принципе который дан в первом примере.
Так что, читай статью которую сам нашел, разбирай примеры, пойми принципы построения, а не ищи готовые решения.
Статья очень грамотная и информативная.



 
   
   

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7819/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Аккорды на ступенях мажора и минора
« Ответ #34 : Сентября 27, 2017, 18:33:20 »
Что касается квинтдецимаккордов - они используются в некоторых концепциях. Прежде всего в мышлении импровизатора, как терцовый формат лада (помимо секундового и квартоквинтового). 
Таким образом ладовый квинтдецимаккорд - это какой-то лад представленный в терцовом формате. Он служит для мышления терцовыми постороениями - для аккордов и арпеджио, арпеджио по надстройкам.
В тональной системе до квинтдецимаккорда расширяется только вертикаль, построенная на доминанте: G15 (G-b-d-f-a-c-e-g) или Abmaj7/G7 ( G-b-d-f-ab-c-eb-g). Это позволяет на доминанте играть аккорды, арпеджио и пентатоники, типа Am7 на G7 или  Abmaj7 на G7alt.
Не ясно, чем G15 отличается от G13. Состав звуков тот же, а октавные удвоения можно делать всегда.

... и добавил:

Abmaj7/G7 ( G-b-d-f-ab-c-eb-g).
Смысл этой записи непонятен вообще :)

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Аккорды на ступенях мажора и минора
« Ответ #35 : Сентября 29, 2017, 11:28:49 »
Не ясно, чем G15 отличается от G13. Состав звуков тот же, а октавные удвоения можно делать всегда.

>Прежде всего в мышлении импровизатора, как терцовый формат лада (помимо секундового и квартоквинтового). 
>Он служит для мышления терцовыми постороениями - для аккордов и арпеджио, арпеджио по надстройкам.
>Это позволяет на доминанте играть аккорды, арпеджио и пентатоники, типа Am7 на G7 или  Abmaj7 на G7alt.


Цитировать
Смысл этой записи непонятен вообще :)
???

> Это позволяет на доминанте играть[..] арпеджио[..] Abmaj7 на G7alt.
>Abmaj7/G7 ( G-b-d-f-ab-c-eb-g). 

G7=G-b-d-f,  Abmaj7=ab-c-eb-g, 
 
G15(-9,-13)=Abmaj7/G7=  G,b,d,f + ab,c,eb,g

Abmaj7/G = (ab,c,eb,g)/G

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7819/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Аккорды на ступенях мажора и минора
« Ответ #36 : Сентября 29, 2017, 11:42:20 »
>Прежде всего в мышлении импровизатора, как терцовый формат лада (помимо секундового и квартоквинтового). 
Я спросил потому, что G13 - это уже "терцовый формат лада". Собственно, зачем рисовать цифру 15, которая ничего нового не привносит :hmmm:

... и добавил:

G15(-9,-13)=Abmaj7/G7=  G,b,d,f + ab,c,eb,g
Ага, это чуть-чуть понятнее. Но почему не написать тогда просто Abmaj7 + G7, чтобы показать, что это "сумма" тонов обоих аккордов. Дробь же используется для обращений.

И кстати, как верно назвать звукоряд G15(-9,-13)? В смысле, это "терцовый формат" какого лада?
« Последнее редактирование: Сентября 29, 2017, 11:48:26 от MrLf »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Аккорды на ступенях мажора и минора
« Ответ #37 : Сентября 29, 2017, 16:15:15 »
Я спросил потому, что G13 - это уже "терцовый формат лада". Собственно, зачем рисовать цифру 15, которая ничего нового не привносит
Тогда у нас не будет "субаккорда" Am7 или Abmaj7. Терцовая вертикаль оборвется на Fmaj7 или Fm7. Сейчас она допускает использование, например, Abmaj7, но не позволяет играть Cm7.
Upd. Хотя, конечно, для построения аккордов достаточно 13й, а 15 ни к чему.

Цитировать
Ага, это чуть-чуть понятнее. Но почему не написать тогда просто Abmaj7 + G7, чтобы показать, что это "сумма" тонов обоих аккордов.
Потому что, когда в прошлом веке начали использовать эти обозначения, не подумали о том, что вам так будет непонятно. Возможно еще по некоторым причинам (плюс занят, а слеш всегда использовался - бритва Оккама).

Цитировать
Дробь же используется для обращений.
Не только для обращений, но и для полиаккордов. Обычно используются 4х ступеневые полиаккорды, поэтому подходит F/G, Fm/G, Db/G, E/G и тд.  Но в данном случае речь пошла о редких 7-8 звучных полиаккордах.
(нажмите чтобы показать/спрятать)
Цитировать
И кстати, как верно назвать звукоряд G15(-9,-13)? В смысле, это "терцовый формат" какого лада?
Подскажу несложную мысль: переставьте эти ноты в секундовый формат и получите mode от G - Вы его прекрасно знаете.
« Последнее редактирование: Сентября 30, 2017, 19:02:54 от eye »