Ну вот всё пытаюсь понять, как эти все ваши джазы устроены. Взял такой, значит.
Ну вот. Попытаюсь разобрать этот простенький стандарт. Для начала. Чтоб понять, куда вообще идти.
Тычьте сразу на ошибки и на неправильный взгляд на вещи
Что тут я вижу.
Первый кусок.
Сmaj7 – E7 – A7 – Dm7
E7 – Am7 – D7 – Dm7 – G7
Начну с конца – сразу виден оборот ii-V-I (Dm7-G7-Cmaj7). Это понятно.
Dm7-E7-Am7 вроде тоже «похож», но так не слышится, не трогаю пока.
Теперь с начала:
Сmaj7 – E7 – A7 – Dm7
Это как, i-III7-VI7-ii что ли?
По идее, это движение по кв .кругу С-E7-(доминанта для A)-A7(доминанта для D)-Dm. По идее мы пришли в ре-минор, но на деле получается, что это как бы аналог С-Em-Am-Dm, а доминантсептаккорды просто усиливают движение (и в мелодии тоже). Так?
Всю дорогу мы в тональности до мажор. Так?
То есть E7 – Am7 – D7 – Dm7 – G7 мы имеем право записать как III7-vi-II7-ii-V ?
Есть такой оборот?
Допустим да.
Второй кусок.
Сmaj7 – E7 – A7 – Dm7 (было уже)
F – Fm (в другом варианте F6-Fm6) - Cmaj7-E7 - A7
Dm7-G7-C
Рассмотрим что происходит, когда начинается аккорд F.
Будем надеяться, что это IV-я ступень домажора, никаких подковырок вроде нет…
Ну и IV-iv-I. Так получается. Нормальный оборот такой. Мне нравится.
И в конце опять ii-V-i.
Вроде все просто.
Теперь. Как обыгрывать?
Ну вот я попробовал тупо арпеджиями каждый аккорд обыграть – здорово, но это не дело, конечно.
Как тут мыслить? Домажором?
Вот на примере начального
Сmaj7 – E7 – A7 – Dm7
Распишу, какие ноты входят, чтобы было нагляднее:
(c-e-g-b) – (e-g#-b-d) – (a-c#-e-g)- (d-f-a-c)
Вот такой дурацкий пример в голову пришел – скажите, имеет ли такое право на существование:
Играем на это на всё до ионийский, а на E7-A7 добавляем соответственно g# и с# (g и c остаются, но как проходящие)
Ну это хз что получается, гитары сейчас рядом нет, не проверить….
Если следовать написанному где-то (не помню где), то «нужно» играть:
С-ион(или лид) – E-миксолид. – A-миксолид. – D – дорийский.
Или (по идее) можно брать эти самые "арпеджио" каждого аккорда, нашпиговать их недостающими ступенями до подобия какого-то лада, и каждым хитрым ладом обыграть соответствующий аккорд.
Так что ли «правильно»? Тогда будет джаз?
В какую сторону вообще работает мозг джазового импровизатора, оперируещего подобной (см. рис.) схемой? Замены пока как бы не подразумеваются, чтоб проще и понятнее было.