Альтернативная классификация созвучий (трезвучий и любых других аккордов).
Но прежде чем говорить об альтернативной классификации, напомню традиционную.
Если вам известна традиционная классификация, то можете пропустить эти рассуждения и переходить к
"Альтернативная классификация аккордов" (выделено ниже)
Классическая (школьная) теория называет только (подмывало написать "знает", но это не так) четыре основных типа трезвучий -
1. мажорное (M) - R (R, 3, 5)
2. минорное (m) - Rm (R, m3, 5 или 1, -3, 5)
3. увеличенное (aug, +5) - R+5 (R, 3, a5 или 1, 3, +5)
4. уменьшенное (dim, o) - Ro (R, m3, d5 или 1, -3, -5) *
Название | Индекс | Интервалы | Букв-цифр обозн |
мажорное | M | R, 3, 5 | С |
минорное | m | R, m3, 5 | Cm |
увеличенное | aug,+5 | R, 3, a5 | C+ |
уменьшенное | dim, o | R, m3, d5 | Co * |
_______
* сочетание интервальных ступеней -3 и -5 в буквице часто записывается ноликом "o".
Если добавить еще уменьшенную септиму (ум7 энгармон.= б.6), то пишется о7, то есть нолик уменьшает и септиму.
Определенно, "они" (составители уечбников) потеряли, как минимум, мажорное с уменьшенной квинтой, которое образуется на 5 ступени дважды гармонического мажора (об этом я уже где-то писал):
С | Db | E | F | G | Ab | B | - Звуки (ноты) 2-дважды гармонического мажора. |
1 | b2 | 3 | 4 | 5 | b6 | 7 | - Ступени 2-жды гарм.М |
C | Db | Em | Fm | G-5 | Ab+ | Bo3 | - Трезвучия в 2жды гармоническом мажоре |
I | bII | iii | iv | V-5 | bVI+ | viio3 | - Аккорды на ступенях 2-жды г.лада. |
Так же в этом ладу образуется трезвучия с уменьшенной терцией.
Вот эти трезвучия:
5. мажорно-уменьшенное R-5 (R, 3,-5) - мажорное трезвучие с ум.5 (б.3+ум.3)
6. уменьшенно-минорное Ro3** (R, d3, -5 ) - дважды уменьшенное трезвучие (ум.3+б.3)
_______
** Здесь нолик "уменьшает" и квинту и малую терцию.
Еще в гармонии встречаются безтерцовые аккорды. Первоначально они возникли в результате того, что звук от предыдущего аккорда задерживался вместо того, чтобы сразу разрешиться в терцию (задержанный=suspended, sus).
Но в современной музыке эта аккордовая структура приобрела самостоятельное значение - без всякого задержания. А название осталось. Таким образом, терцовый тон можно заменить на 2 или 4.
Мы имеем еще два "трезвучия" нетерцового строения.
7. задержание на секунде Rsus2 (R, 2, 5) - (б.2+ч.4)
8. задержание на кварте Rsus4 (R, 4, 5) - (ч.4+б.2)
Но ведь и в этих аккордах ничто не мешает альтерировать (повышать или понижать) квинту. И мы можем получить кучу дополнительных созвучий, некоторые из которых неплохо звучат. А некоторые сгодятся для написания музыки к фильмам ужасов ))
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ АККОРДОВ Наконец я подхожу, собственно к альтернативной классификации. К ней меня подтолкнула креативная работа Crusader'a по созданию графической классификации созвучий - "дыроколы" (©Алиса).
Описываемая классификация в отличии от традиционной, более логична, что позволяет легче запомнить и строить всевозможные трезвучия, а потом и септаккорды.
Если честно, то ее, как мне кажется, легче, взглянув на таблицы, понять и
простить запомнить, чем описывать словами ))
Но я попробую, хотя не уверен, что у вас хватит терпения прочитать объяснения. Тогда просто смотрите таблицы - там по идее все понятно.
Итак, основными ("натуральными") трезвучиями назовем четыре - мажорное, минорное, sus2, sus4 (группа а)
1a. R (R, 3, 5)
2a. Rm (R, -3, 5)
3a. Rsus2 (R, 2, 5)
4a. Rsus4 (R, 4, 5)
Можно заметить, что основа - чистая квинта - у всех четырех одинакова, изменение происходит только в первом интервале: 4->M3->m3->2.
3x553x - Gsus4 (3x553x - лады и струны от 6й к первой)
3x543x - G
3x533x - Gm
3x523x - Gsus2
Далее в любом из 4х базовых треХзвучий мы можем повысить или понизить квинту (группы b(-5) и c (+5) ). Тут получаются и классические - увеличенное, уменьшенное и все остальные, потерянные традиционной наукой.
Некоторые из этих аккордов окажутся энгармонически равны обычным обращениям аккордов с другой тоникой, некоторые не употребляются ввиду остро диссонансного звучания, а некоторые по современным меркам вполне съедобны.
4 аккорда в натуральной группе (a), 4 аккорда в уменьшенной группе (b), 4 аккорда в увеличенной группе (с):
| (a) ч.5 | (b) ум.5 | (c)ув.5 |
1. | R (R, 3, 5) | R-5 (R, 3, -5) | R+5 (R, 3, +5) |
2. | Rm (R, -3, 5) | Ro (R, -3, -5) | Rm+5 (R, -3, +5) |
3. | Rsus2 (R, 2, 5) | Ro3 (R, d3, -5) | Rsus2+5 (R, -3, +5) |
4. | Rsus4 (R, 4, 5) | Rsus4-5 (R, 4, -5) | Rsus4+5 (R, 4, +5) |
Таким образом, для треХзвучий мы получаем такую схему с использованием интервальных точек ("интервалы на одной струне"):
Далее таким же образом можно организовать семейства четыреХзвучий (септаккордов и аккордов с секстой) - к каждому из 12 четырехзвучий добавляется по три интервала (6, 7, +7).