Автор Тема: Альтернативная классификация созвучий  (Прочитано 2011 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Альтернативная классификация  созвучий (трезвучий и любых других аккордов).

Но прежде чем говорить об альтернативной классификации, напомню традиционную.
Если вам известна традиционная классификация, то можете пропустить эти рассуждения и переходить к 
"Альтернативная классификация аккордов" (выделено ниже)

Классическая (школьная) теория называет только (подмывало написать "знает", но это не так) четыре основных типа трезвучий -
1. мажорное (M) - R (R, 3, 5)
2. минорное (m) - Rm (R, m3, 5 или   1, -3, 5)
3. увеличенное (aug, +5) - R+5  (R, 3, a5  или 1, 3, +5)
4. уменьшенное (dim, o) - Ro  (R, m3, d5 или 1, -3, -5) *

НазваниеИндекс ИнтервалыБукв-цифр обозн
мажорное M R, 3, 5 С     
минорноеm R, m3, 5 Cm   
увеличенноеaug,+5 R, 3, a5C+
уменьшенноеdim, o R, m3, d5 Co  *
_______
* сочетание интервальных ступеней -3 и -5 в буквице часто записывается ноликом "o".
Если добавить еще уменьшенную септиму (ум7 энгармон.= б.6), то пишется о7, то есть нолик уменьшает и септиму.

Определенно, "они" (составители уечбников) потеряли, как минимум, мажорное с уменьшенной квинтой, которое образуется на 5 ступени  дважды гармонического мажора (об этом я уже где-то писал):
СDbEFGAbB - Звуки (ноты)  2-дважды гармонического мажора.
1b2345b67 - Ступени  2-жды гарм.М
CDbEmFmG-5Ab+Bo3 - Трезвучия в 2жды гармоническом мажоре
IbIIiiiivV-5bVI+viio3 - Аккорды на ступенях 2-жды г.лада.

Так же в этом ладу образуется трезвучия с уменьшенной терцией.
Вот эти трезвучия:
5. мажорно-уменьшенное R-5  (R, 3,-5) - мажорное трезвучие с ум.5   (б.3+ум.3)
6. уменьшенно-минорное  Ro3** (R, d3, -5 ) - дважды уменьшенное трезвучие (ум.3+б.3)
_______
** Здесь нолик "уменьшает" и квинту и малую терцию.

Еще в гармонии  встречаются безтерцовые аккорды. Первоначально они возникли в результате того, что звук от предыдущего аккорда задерживался вместо того, чтобы сразу разрешиться в терцию (задержанный=suspended, sus).
Но в современной музыке эта аккордовая структура приобрела самостоятельное значение - без всякого задержания. А название осталось. Таким образом, терцовый тон можно заменить на 2 или 4.
Мы имеем еще два "трезвучия" нетерцового строения.

7. задержание на секунде  Rsus2  (R, 2, 5) -   (б.2+ч.4)
8. задержание на кварте  Rsus4  (R, 4, 5) -   (ч.4+б.2)

Но ведь и в этих аккордах ничто не мешает альтерировать (повышать или понижать) квинту. И мы можем получить кучу дополнительных созвучий, некоторые из которых неплохо звучат. А некоторые сгодятся для написания музыки к фильмам ужасов ))

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ АККОРДОВ

Наконец я подхожу, собственно к альтернативной классификации. К ней меня подтолкнула креативная работа  Crusader'a по созданию графической классификации созвучий - "дыроколы" (©Алиса).
Описываемая классификация в отличии от традиционной, более логична, что позволяет легче запомнить и строить всевозможные трезвучия, а потом и септаккорды.
Если честно, то ее, как мне кажется, легче, взглянув на таблицы, понять и простить запомнить, чем описывать словами ))
Но я попробую, хотя не уверен, что у вас хватит терпения прочитать объяснения. Тогда просто смотрите таблицы - там по идее все понятно.

Итак, основными ("натуральными") трезвучиями назовем четыре - мажорное, минорное, sus2, sus4 (группа а)
1a. R   (R, 3, 5)
2a. Rm (R, -3, 5)
3a. Rsus2 (R, 2, 5)
4a. Rsus4 (R, 4, 5)

Можно заметить, что основа - чистая квинта - у всех четырех одинакова, изменение происходит только в первом интервале:  4->M3->m3->2.
3x553x - Gsus4     (3x553x - лады и струны от 6й к первой)
3x543x - G
3x533x - Gm
3x523x - Gsus2

Далее в любом из 4х базовых треХзвучий мы можем повысить или понизить квинту (группы  b(-5) и c (+5) ). Тут получаются и классические - увеличенное, уменьшенное и все остальные, потерянные традиционной наукой.
Некоторые из этих аккордов окажутся энгармонически равны обычным обращениям аккордов с другой тоникой, некоторые не употребляются ввиду остро диссонансного звучания, а некоторые по современным меркам вполне съедобны.

4 аккорда в натуральной группе (a), 4 аккорда в уменьшенной группе (b),  4 аккорда в увеличенной группе (с):

(a) ч.5(b) ум.5 (c)ув.5
1. R (R, 3, 5)R-5 (R, 3, -5) R+5   (R, 3, +5)
2.Rm (R, -3, 5)Ro (R, -3, -5)Rm+5   (R, -3, +5)
3.Rsus2 (R, 2, 5)Ro3 (R, d3, -5)Rsus2+5  (R, -3, +5)
4.Rsus4 (R, 4, 5)Rsus4-5 (R, 4, -5) Rsus4+5 (R, 4, +5)

Таким образом, для  треХзвучий мы получаем такую схему с использованием интервальных точек ("интервалы на одной струне"):
(нажмите чтобы показать/спрятать)
Далее таким же образом можно организовать семейства четыреХзвучий (септаккордов и аккордов с секстой) - к каждому из 12 четырехзвучий добавляется по три интервала (6, 7, +7).
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Альтернативная классификация созвучий
« Ответ #1 : Сентября 30, 2020, 10:28:46 »
Правильно ли я понял, что основное отличие данной альтернативной классификации аккордов, что аккорды sus2 и sus4 рассматриваются как самостоятельные трезвучия, а не как замены мажорных или минорных трезвучий?

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Альтернативная классификация созвучий
« Ответ #2 : Сентября 30, 2020, 14:57:50 »
Правильно ли я понял, что основное отличие данной альтернативной классификации аккордов, что аккорды sus2 и sus4 рассматриваются как самостоятельные трезвучия, а не как замены мажорных или минорных трезвучий?
Нет, неправильно. Хотя само замечание верное - sus2 и sus4 - могут рассматриваться как самостоятельные аккорды.
Хотя в зависимости от контекста могут быть и самостоятельными трезвучиями, а могут быть производными от M&m.
Но суть не в этом. Суть в логичном порядке, в дереве, подобном "дереву" длительностей:
2366869-0
Или можно сказать - суть в "клеточном размножении" - из одного мажорного трезвучия можно получить M и m , в свою очередь из них получаются M, M-5, M+5 и m, m-5, m+5 и далее каждый из этих шести дает еще по три M6, 7, maj7 , M6-5, 7-5, maj7-5 и тд. Поняв логику это легко запоминается - садимся за клавиши или берем гитару в руки и получаем все виды.
2366871-1
Кстати, в классических учебниках структуры  трезвучий тоже рассматривается без всякой взаимосвязи и контекста - просто сообщается какие бывают и их строение.

... и добавил:

Или так можно представить.
(нажмите чтобы показать/спрятать)
« Последнее редактирование: Октября 01, 2020, 13:22:43 от eye »

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Альтернативная классификация созвучий
« Ответ #3 : Октября 01, 2020, 15:08:37 »
 подход не в построении аккорда как одна терция плюс вторая терция, а в том  что вторая ступень аккорда может принимать значения sus2 малая терция, большая терция, sus4
третья ступень аккорда принимает значение -5,5+5 а четвертая 6,7,+7.
Т.е. стандартный Maj мы рассматриваем ни как тоника+б.терция+м.терция+б.терция, а как тоника, большая терция, чистая квинта, большая септима?

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Альтернативная классификация созвучий
« Ответ #4 : Октября 01, 2020, 18:53:26 »
Т.е. стандартный Maj мы рассматриваем ни как тоника+б.терция+м.терция+б.терция, а как тоника, большая терция, чистая квинта, большая септима?
Конечно. Только это не мое изобретение...
А кто так рассматривает  стандартный Maj - тоника+3+3+3? ))) Тут вообще все перемешалось.

Но в принципе какая разница как мерять? Это мало на что влияет при школьном объяснении строения аккордов. Ну, может пока трезвучий всего 4, учителю легче объяснить большая+малая, малая+большая, две больших и две малых. Но толку от этого мало.

Мне всегда казалась мало эффективной подача этого  материала через терции. Гораздо полезнее мерять от "корня" аккорда, от тоники (примы - называйте как хотите).
Вы же говорите - "терция аккорда", имея ввиду именно первую терцию, а не другие, "квинта аккорда", "большая септима", а не "малая терция, вторая после большой" и не "третья  большая терция". Кому это надо?
А если выкинуть первую терцию в аккорде, то что станет со второй?
И как трезвучие обозначается в классике? I35, а не I33

А уж в джазе вообще звуки входящие в аккорд называют ступенями 1,3,5,7, ассоциируя аккордовые тоны со ступенями родственных гамм.
« Последнее редактирование: Октября 01, 2020, 18:56:51 от eye »

Оффлайн ёjё Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Альтернативная классификация созвучий
« Ответ #5 : Октября 02, 2020, 19:08:50 »
Пожалуй, надо добавить еще пару групп редких "экстремальных" созвучий - sus-2  и  sus+4. Некоторые из них звучат вполне "атмос[ин]ферно".
(a) ч.5(b) ум.5 (c)ув.5
1. R (R, 3, 5)R-5 (R, 3, -5) R+5   (R, 3, +5)
2.Rm (R, -3, 5)Ro (R, -3, -5)Rm+5   (R, -3, +5)
3.Rsus2 (R, 2, 5)Ro3 (R, d3, -5)Rsus2+5  (R, d3, +5)
4.Rsus4 (R, 4, 5)Rsus4-5 (R, 4, -5) Rsus4+5 (R, 4, +5)

5.Rsus-2 (R, -2, 5)Rsus-2-5 (R, -2, -5)Rsus-2+5  (R, sus-2, +5)
6.Rsus+4 (R, +4, 5)Rsus+4-5 (R, +4,= -5) Rsus+4+5 (R, +4, +5)