Автор Тема: Анализ гармонии и темы "Blue in Green"  (Прочитано 1710 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн GuitarLogic Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 121
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Анализ гармонии и темы "Blue in Green"
« : Апреля 22, 2015, 13:28:07 »
Всем привет!
Хотел бы поделиться своим анализом баллады "Blue in Green". Я буду рассматривать форму, гармонию и мелодию.
Хочу сразу предупредить - это мое субъективное видение внутренних процессов, происходящих внутри темы "Blue in Green".
Нотный пример с аннотациями см. в вложении

Баллада "Blue in Green" приобрела известность, будучи сыгранной на альбоме "Kind of Blue" трубача Miles Davis, оригинальный автор - пианист Bill Evans

Форма
Форма изложения темы - не квадратный период из 2-х предложений, по 5 тактов схожего строения с плагальной серединной каденцией и полным несовершенным кадансом с минорной доминантой и разрешением тоники в 3-й тон.

Мелодия
Мелодия имеет общие черты в обоих предложениях,такие как: нисходящее движение и ритмическая фигура  половинная с точкой и четверть.
В первом предложении  мелодия ( 3 такта + 1 четверть 4-го такта ) имеет  единое нисходящее гаммобразное движение от  ми 2-й октавы до фа первой + 1 такт показ временной тоники за счет остро звучащих (+11 и +9) ступеней из арпеджио секундаккорда большого минорного верхней медианты (Bbmaj+11 / d min+7)
Так как во втором предложении, мелодия имеет нисходящее ломаное,скачкообразное движение и дробится на 2 фразы  - 2 такта + 3 такта соединенных также скачком,разрешение в тонику в 10м такте осуществляется скачком на  минорную сексту от ля 1й к фа 2й октавы - с динамической точки зрения эта фа является самой высокой нотой в теме, что наводит на мысль о точке кульминации, но относительно структуры тут остается мало место для спада,если не использовать для этой цели дополнительное музыкальное построение.
Особое внимание стоит уделить аккордовой вертикали, которой изложена мелодическая линия, в основном - это или остро звучащие альтерированные ступени ( +7, 9, +/-9, +11, 13 ) в 1м предложении или во 2-м предложении - контраст этих же ступеней с разрешением их в ( 1 и 3 ), которые если смотреть с некоторым опережением так же будут острыми альтерациями к следующим аккордам.

Гармония
Гармоническое содержание первого предложения темы  весьма контрастно  второму и имеет ярко выраженное субдоминантовое (плагальное) звучание.
Само начало темы происходит с аккорда IV ступени главной субдоминанты. Если рассмотреть в более крупном масштабе то начало 1-го предложения это полный функциональный оборот S -D - t (IV - V - I ) с последующим отклонением в тональность Bb dur ,который является верхней медиантой для G moll   и VI ступенью обладающей функцией S. Отклонение происходит через Db 7 (это альтерированная доминанта ко II ступени Bb dur  - C moll).
Показ тональности Bb dur  происходит так же полнофункциональным оборотом S - D - T( II - V - I ). Чисто гипотетически  мне нравится рассматривать последние доли 5 такта как возврат в основную тональность за счет представления аккорда Bb dur как альтерированной (и по вертикали и функционально) тритоновой замены D к основной тонике Dmoll аккорду A7+9, с него и начинается 2-е предложение возвратом в основную тональность автентическим оборотом D-T. Второе предложение функционального контрастно первому и имеет ярко выраженный автентический характер звучания. Заключительная каденция очень интересна, так как тут происходит ладовая подмена за счет альтерации аккорда 2-й ступени и разрешения его в минорную доминанту с последующим разрешением в тонику. Если посмотреть этот гармонический оборот со смещенной точки зрения в сторону тональности доминанты, то будет понятно о какой ладовой подмене я писал ранее, так как в тональности A moll  аккордовая прогрессия E7+9 -Am+7-Dm вполне выглядит как автентический оборот с неполным плагальным дополнением - можно это просто рассмотреть как отклонение в тональность доминанты вместо заключительной каденции и возврат в основную тональность "скачком сопоставлением", но такой вариант по мне лишает нас изысканного и пикантного внутриладового гармонического разрешения.

Итог
Сама не квадратная форма баллады подталкивает к экспериментам с пространством и размером в дальнейшем развитии материала.
Её мелодико-гармоническое содержание открывает переде нами безграничные возможности для развития этого материала до полноценного художественного произведения - это и не квадратность, и  глубокое тональное погружение в лад за счет многих контрастных отклонений раскрывающее перед нами широкие возможности ладового развертывания. Так же мелодия сама по себе рождает многие конструкции к развитию более ритмической или  мелодической составляющей.





« Последнее редактирование: Апреля 23, 2015, 00:07:26 от GuitarLogic »

Оффлайн alexander.pronin56

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 648
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Анализ гармонии и темы "Blue in Green"
« Ответ #1 : Апреля 22, 2015, 20:15:58 »
... не квадратная форма баллады ...
В содержание не вникал, но обратил внимание на слово квадрат.
Если квадрат понимать не по рабоче-крестьянски (блюзовый квадрат), то
это самый настоящий 10 тактовый квадрат, мсм.
Квадрат может быть и однотактовым, мсм.
Не квадраты пишут очень редко, про симфонии я не говорю.
« Последнее редактирование: Апреля 22, 2015, 20:19:32 от alexander.pronin56 »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Анализ гармонии и темы "Blue in Green"
« Ответ #2 : Апреля 22, 2015, 21:28:23 »
Если квадрат понимать не по рабоче-крестьянски (блюзовый квадрат), то
Если понимать не по рабоче-крестьянски, то надо говорить о периодах, так как в теории музыки нет понятия "квадрат", а есть понятие периода. Период может быть квадратный и неквадратный.
Квадратный — число тактов в периоде = 2n, чаще всего 4, 8, 16;
неквадратный — число тактов ≠ 2n.
А "квадрат" - это именно "рабоче-крестьянский" сленг, означающий некую повторяющуюся гармоническую схему (количество тактов в которой, как правило, кратно 4м).
Так что GuitarLogiс в принципе правильно написал.
« Последнее редактирование: Апреля 22, 2015, 21:34:11 от eye »

Оффлайн GuitarLogic Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 121
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Анализ гармонии и темы "Blue in Green"
« Ответ #3 : Апреля 23, 2015, 00:01:08 »
В содержание не вникал, но обратил внимание на слово квадрат.
Если квадрат понимать не по рабоче-крестьянски (блюзовый квадрат), то
это самый настоящий 10 тактовый квадрат, мсм.
Квадрат может быть и однотактовым, мсм.
Не квадраты пишут очень редко, про симфонии я не говорю.

Как было написано выше еуе - не стоит путать общепринятый термин квадрат с квадратностью в музыкальных построениях, период может быть квадратный и не квадратный.

Понятие квадратности и неквадратности.
Квадратность – это метрическая структура, предполагающая в основе двутакт, возведённый в степень. Типичный квадратный период содержит 8 тактов. Он состоит из двух предложений по 4 такта. Каждое, в свою очередь, состоит из двух фраз по 2 такта. Не квадратный период устроен иначе.
Неквадратность может быть органической, когда в основе периода лежит 3-хтакт или любое другое образование. Неквадратность может быть неорганической, когда исходная квадратность нарушается введением дополнений или расширений.

Так что, если быть максимально точным, то тема написана в органической неквадратной форме периода.
С уважением - GuitarLogic.

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Анализ гармонии и темы "Blue in Green"
« Ответ #4 : Мая 01, 2015, 13:06:00 »
Не знаю как где,,, а в реальной музыкальной советско-российской тусовке под "квадратом" понимают стандартную 12 тактовую блюзовую схему. Есть еще понятие "джазовый квадрат" , расширенный, когда играют через 6 и 2-5 ступени.
Все другие последовательности квадратами (даже если они краты 4-м) в простонародье не называют.

Оффлайн Small music tower

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4110
  • я только учусь
Re: Анализ гармонии и темы "Blue in Green"
« Ответ #5 : Мая 01, 2015, 23:42:53 »
Не знаю как где,,, а в реальной музыкальной советско-российской тусовке под "квадратом" понимают стандартную 12 тактовую блюзовую схему. Есть еще понятие "джазовый квадрат" , расширенный, когда играют через 6 и 2-5 ступени.
Все другие последовательности квадратами (даже если они краты 4-м) в простонародье не называют.

Вот странно, что не круг, правда? Там же по кругу всё как раз повторяется.
 ;D

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Анализ гармонии и темы "Blue in Green"
« Ответ #6 : Мая 02, 2015, 02:54:47 »
Не знаю как где,,, а в реальной музыкальной советско-российской тусовке
Это что за сообщество такое ? - Реальная Музыкально-Советско-Российская Тусовка.

Туда кого принимали? Там членские билеты давали и взносы были?

Видимо джазменов туда не брали, потому как в джазовой "тусовке" квадратом называли (и называют) любую гармоническую схему джазовой темы.
https://slovari.yandex.ru/~книги/Джаз,%20рок-%20и%20поп-музыка/Квадрат

Здесь вроде речь о джазовом контексте, а не о сленге какой-то там тусовки ВИА.



Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Анализ гармонии и темы \"Blue in Green\"
« Ответ #7 : Мая 04, 2015, 21:09:08 »
eye,  Да! Ты можешь гордиться своим постом! ))) 


... и добавил:

Слово "квадрат" имеет значения:

1) как 12-ти тактовый блюз. Если во время сейшна музыкантам скажешь: "квадрат, тональность G", то все поймут это как 12-тактовый блюз в соль-мажоре. В джазе будут играть по расширенной гармонии, в блюзовой тусовке, по простой.

2) Как период какой-либо законченной части. Например, "играем тему, потом ты играешь два квадрата соло" Это все поймут как импровизация на тему, причем ее форма может быть не квадратная.  В данном смысле под квадратом понимают законченный тематический период (части А и B).

П.С. В ВИА (и поп-музыке) слово "квадрат" не слышал ни разу))). Оно отсутсвует за ненадобностью. Там оперируют терминами:  "запев", "припев", "проигрыш", "соло на запев" и в таком духе..... 
« Последнее редактирование: Мая 04, 2015, 22:21:23 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн GuitarLogic Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 121
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Анализ гармонии и темы \"Blue in Green\"
« Ответ #8 : Мая 09, 2015, 15:49:01 »
Дмитрий , а это  что значит ???

квадрат имеет значение:


2) Как период какой-либо законченной части. Например, "играем тему, потом ты играешь два квадрата соло" Это все поймут как импровизация на тему, причем ее форма может быть не квадратная. ???

1 - Лучше пояснять, что в данном тексте вы слово период используете в смысле абстрактной единицы измерения абстрактного количества   музыкального пространства,как следует из вашего теста - ...играем тему, потом....

ведь Период – это наименьшее музыкальная форма, в которой излагается относительно законченная музыкальная мысль, завершённая каденцией. это очень просто выражаясь.

но так же у вас ошибка , изложение любой темы из часто играемых на джемах имеют более сложную форму нежели период
(обычно это простая двухчастная с репризой 1 части ||: A :|| B | A или другие ее разновиднсти),такие как oleo,i got rhythm, cherokee ,lady be good , so what , giant steps  и так далее...

2 - В данном смысле под квадратом понимают законченный тематический период (части А и B)???

как - раз части  темы именуеммые как  A или  B или даже С - обычно написанны в форме Периода ,а как было написано выше объеденение в одно целое несколько частей типа  А и В образуют боле сложное тематическое построение,как минимум  одну из разновидносей  2х частной формы .

Ни в одном научном труде я не встречал подобной терменологии   - "законченный тематический период "  или  " период какой-либо законченной части " - если не сложно ,пожалуйста укажите источник подобной информации так как, может я безнадежно отстал от современной терменологии

Так же пользуясь моментом поздравляю Всех обитателей форума с Великим праздником 9 Мая - Честь,Память и Слава Героям!!!!!
« Последнее редактирование: Мая 23, 2015, 02:09:40 от GuitarLogic »

Оффлайн Дмитрий Малолетов

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Анализ гармонии и темы "Blue in Green"
« Ответ #9 : Мая 09, 2015, 21:53:47 »
Я оперирую понятиями исключительно из практики общения с муыкантами. Не всегда  все это верно с теоретиченской точки зрения, если подходить к этому строго.
Обычно начало нового квадрата определяется по началу повторения полного цикла тем (А и В.... запев, припев).