Автор Тема: Анализ музыкального произведения  (Прочитано 5982 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Malmsteen Y. Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1012
Часто слышал советы что очень полезно для музыканта "снимать и анализировать!" музыкальные произведения.
Ну с первым все вроде бы ясно, получается, и главное я вижу что это реально помогает в развитии слуха....

но вот анализом пока не занимался...и вообще смутно представляю, что он дает. и что именно анализировать-то?
« Последнее редактирование: Июня 28, 2009, 07:16:25 от eye »

Оффлайн phill

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 13987
  • любитель внести сумятицу
Re: Анализ муузыкального произведения
« Ответ #1 : Марта 07, 2008, 21:22:22 »
тоже хз,, наверно это когда изучаешь теорию очень полезно делать применительно к исполняемым произведениям,, по косточкам там разбираешь всё, последовательности, прогрессии всякие и т.д.,, тока нада что бы знание нот плотно уже у тебя в голове сидело,, имхо вообще наверно интересное занятие :)

Оффлайн Malmsteen Y. Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1012
Re: Анализ муузыкального произведения
« Ответ #2 : Марта 07, 2008, 22:02:13 »
phill, спасбо, хоть ктото ответил :)

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Анализ муузыкального произведения
« Ответ #3 : Марта 08, 2008, 02:34:54 »
Прежде всего пытаешься осознать свое впечатление от произведения, а потом понять, чем оно достигается.
Не обязательно анализировать досконально все - это зависит от задачи. Если есть опыт, многое происходит на автомате.
При желании можно анализировать:
-тональность, размер, темп, характер произведения, пульсацию; ритмические модели, стиль;
-количество тактов, гармоническую последовательность, повторы и противопоставления;
-внутреннюю структуру - разделение на части, повторы, периоды, предложения фразы - форму;
-вступление, тема, куплет-припев, разработка, проигрыши, соло, репризы, заключение, кода;
-анализ гармонии - ступени, отклонения модуляции, лады, функции, обороты, каденции; стандартные обороты и необычные; гармонический ритм, голосоведение, педали, выдержанные голоса;
-анализ мелодии - идеи, мелодические средства, фразировку, штрихи, строение фраз, цезуры, развитие, кульминации, контуры, ритмические модели, лады, интонации, типы движений, контрасты,  общий план, детали и особенности мелодии;
-технические приемы, особенности стиля исполнителя, аппликатурные решения, звукоизвлечение;
-тембровой анализ, анализ баланса и сведения, приемов звукозаписи;
-аранжировка, инструментовка, голосоведение, "грувы"-единое качающее ритмическое взаимодействие партий ритм-секции, унисоны, туттийные места, общие синкопы, партии ритм секции в разных частях вещи;
-связь музыкальных мелодико-гармонически-ритмических средств и художественно-эмоционального результата;
 ну и тд...
Вот далеко не полный перечень. Кому не лень - добавьте еще, что считаете важным.

Оффлайн SATCHA

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 338
  • "Bad artists copy. Good artists steal". PP
Re: Анализ муузыкального произведения
« Ответ #4 : Марта 08, 2008, 03:12:18 »
Как всегда Маэстро eye предоставил, практически, исчерпывающую информацию :)

Могу добавить от себя... мне кажется, что если не записывать на ноты все то, что мы хотим "снять" и потом проанализировать, то КПД данного занятия очень низок (я не имею ввиду технические моменты и развитие слуха). По своему опыту знаю, что когда все записано нотами, то я начинаю видеть, как бы, всю "картину" целиком... если так можно сказать... Да и процесс обучения подразумевает на начальных этапах (да и не только) элемент повторения... с нотами это делать легче, быстрее и эффективнее...

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Анализ муузыкального произведения
« Ответ #5 : Марта 08, 2008, 03:52:19 »
Цитировать
мне кажется, что если не записывать на ноты все то, что мы хотим "снять" и потом проанализировать, то КПД данного занятия очень низок
Absolutely!
Я имел ввиду в основном анализ уже записанного кем-то  на ноты произведения с одновременным прослушиванием фонограммы.
Предлагать начинающему снять, чтобы проанализировать - это непосильная для него задача, хотя к этому и должно все придти по большому счету. На раннем этапе съем, запись на ноты и анализ - это три разные вещи, которые тренируются отдельно. Но по мере развития они складываютя в единый аналитически-слуховой аппарат (хм, слуховой аппарат можно и купить отдельно :) )
К сожалению, большинство студентов предпочитают тупо выучивать "солы" и часто не могут ответить на вопрос - какая там тональность, из чего состоит импровизация и какая гарсмония в аккомпанементе. Им даже лень читать разжеванный материал. Остается надеяться, что интерес у них проснется позже, когда ум созреет, чтобы захотеть понимать откуда все берется, а не только ставить технические и спортивные задачи. В этом смысле автор топика даже порадовал.
Но интеллектуальный анализ - это не единственный подход музыканта. Есть еще опыт, талант, интуиция, часы проведенные в свободном полете с инструментом и игрой с другими музыкантами, музыкальная среда и тд. Не думаю, что Хендрикс анализировал что-то. Но проверено - не все хендриксы.

Более того иногда, после познания "всего", полезно забыть ноты и вернуться в "первобытное состояние". Но этого нельзя знать "школьникам" - они превратно это истолковывают для оправдвния своей лени.

Честно говоря игра только по слуху без нот - это довольно креативное и вдохновляющее состояние. Я его добиваюсь на перестроенной гитаре - тогда все, что я знаю о грифе, нотах, аппликатурах и прочее - исчезает. Остаются только звуки и умение играть. В этом смысле Студентка была права, хотя и вряд ли понимает это правильно.
« Последнее редактирование: Марта 08, 2008, 03:58:14 от eye »

Оффлайн Malmsteen Y. Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1012
Re: Анализ муузыкального произведения
« Ответ #6 : Марта 08, 2008, 10:05:51 »
eye, SATCHA, :appl: :appl: :appl: спасибо за ответ :)
На сколько я понял, цель анализа, понять, чем именно мне понравилась композиция?

Оффлайн SATCHA

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 338
  • "Bad artists copy. Good artists steal". PP
Re: Анализ муузыкального произведения
« Ответ #7 : Марта 08, 2008, 11:38:28 »
Отпишусь чуть позже здесь :) Some gigs :)

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Анализ муузыкального произведения
« Ответ #8 : Марта 08, 2008, 12:25:22 »
Цитировать
На сколько я понял, цель анализа, понять, чем именно мне понравилась композиция?
И чем не понравилась - тоже.
Но нравится-ненравится - это слишком бытовой, субъективный и оценочный подход - любой профан может сказать мне "ненравицо".
Простая мелодия может "коснуться сердца", а сложное произведение оставить холодным по разным причинам...

Когда я написал о "впечатлении" от произведения, я имел ввиду, что надо всегда помнить об эмоциональной составляющей, которая с трудом поддается анализу. Необходимо, чтобы этот анализ не заслонил чистое восприятие и не увел в сторону от "души" музыки - так же как работа патологоанатома над мертвым телом уже не найдет в этом теле душу и только косвенно расскажет о жизни.

Всегда надо помнить о том детском, чистом от теории, непосредственном восприятии музыки, которое заставило нас сделать музыку любимым занятием. Очень часто знания "надмевают" и и заслоняют "чистый кайф". В знаниях тоже своего рода кайф, но для ума. Чем воспринимать музыку - умом или сердцем, точнее в каких пропорциях - это зависит от склада человека, его темперамента и эмоциональной отзывчивости. Это не плохо и не хорошо - личное дело каждого. Хотя эмоциональные люди всегда будут громко доказывать, что должно колбасить, а "умники" помалкивать свысока, мол, вы просто нифига не понимаете. В итоге складывается определенное представление...

Но в массе толпа более отзывчива к эмоциональности, понятно почему, а большинство продукции, например, рок музыки обращено к "толпе". Отсюда стадионы, мтв, платиновые альбомы и тд. А значит музыкант современного жанра должен хорошо понимать эмоциональную сторону музыки.
Впрочем любой музыкант должен понимать и передавать эмоциональную составляющую музыки, так как  есть и другая - тонкая, камерная, "интимная" эмоциональность. Все-таки музыка - это, имхо, передача эмоций, настроения, образов, состояний при помощи звуков. Хотя в ней и присутствует так же и "математика", которая тоже может привлекать.

Так вот, задача анализа скорее подобна задаче исследователя со скальпелем - понять с объективной точки зрения, насколько это возможно, что в данной музыке хорошо и объяснить в музыкальных профессиональных терминах, как устроено данное произведение.

 Может быть мне не нравится какой-то стиль музыки, но я способен оценить - вот это сделано здорово, оригинально, а это - шаблон, халтура. Поэтому дилетанты при оценке зацикливаются на стиле, например, "ах это попса!" или "это уже не модно!" и не способны оценить находки и достоинства данной композиции или исполнителя. А стиль - это всего лишь упаковка музыкальной идеи.
« Последнее редактирование: Марта 08, 2008, 12:30:50 от eye »

Оффлайн Rolly

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8523
  • Мнение - не повод получить пулю сразу.
Re: Анализ муузыкального произведения
« Ответ #9 : Марта 08, 2008, 15:28:02 »
Даже не знаю, что можно было бы добавить к словам eye.

Предлагаю модератору закрепить тему, чтобы любой мог сразу увидеть и понять смысл анализа музыкального произведения.

Оффлайн phill

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 13987
  • любитель внести сумятицу
Re: Анализ муузыкального произведения
« Ответ #10 : Марта 09, 2008, 15:57:06 »
eye, респект, ужё то, что вы тут накрапали для меня тема для анализа :)

Оффлайн razzhizhitel

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 238
Re: Анализ муузыкального произведения
« Ответ #11 : Июня 21, 2008, 06:25:35 »
Вопрос не совсем по теме топика, но новый, ради одного вопроса, создавать не хочется.
У меня вопрос по поводу съема. Я пытаюсь снимать разные произведения, до сих пор, снимал только мелодическую часть, с этим у меня особых проблем не возникало, но, понял, что подобрать партию соло гитары не значит "снять". Соответственно, необходимо снимать гармонию, чтобы, хоть как-то, разобрать произведение, но как-раз это и не получается. Даже с басом у меня проблема, возможно, это потому-что частоты далеки от привычных, близких голосу, или потому, что само соло мешает его слушать.
Так вот, хотел спросить, есть-ли какие-то приемы, методики, доступные способы обучения, кототрые могут помочь научиться слышать и снимать гармонию?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Анализ муузыкального произведения
« Ответ #12 : Июня 21, 2008, 12:04:08 »
Вопрос не совсем по теме топика, но новый, ради одного вопроса, создавать не хочется.
Отвечу в топике про "гармошки".

Оффлайн frOzzman

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 623
Re: Анализ муузыкального произведения
« Ответ #13 : Июня 21, 2008, 16:48:34 »
сейчас выучил соло smotw, сижу.. разбираю тональности. Начал с нуля :)

Оффлайн Ress

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2213
  • Звуки ADA
    • Ress 24 - Официальный сайт
Re: Анализ муузыкального произведения
« Ответ #14 : Июня 21, 2008, 17:36:18 »
Отвечу в топике про "гармошки".
Чтоб не потерялось, вот ссылка: http://guitarplayer.ru/index.php/topic,81312.msg1487202.html#msg1487202