Автор Тема: Боксы, пентатоники - зачем?  (Прочитано 6387 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Алексей Савельев Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 18
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Боксы, пентатоники - зачем?
« : Июня 09, 2024, 14:28:33 »
Привет всем!
Недавно, после двадцатилетнего перерыва,  купил электрогитару с сильным желанием освоить ее хотя бы на окололюбительском уровне, но не просто зазубрить аккорды, как в молодости, а хоть как-то понять и теорию музыки. Вообще цель - научиться играть мелодичные соло под минус старых, советских песен. Например, открываем Пугачеву, три счастливых дня и играем соло по нотам.
Перво-наперво я выучил основные ноты на грифе. Даже сонный с утра, смогу быстро найти все ноты. Вот альтерированные пока смогу найти только отталкиваясь от основной. Более менее разобрался и с интервалами.
Но вот чего не могу понять, так это тональности и лады, всякие боксы, аппликатуры, схемы и каким образом они мне могут помочь играть. Не сочинять, импровизировать, а играть уже написанное кем-то. Курсы, учебники предлагают к заучиванию десятки боксов, схем, но чтобы что? Чтобы просто знать как играется С минор, D мажор и другие? Когда я играю вышеозвученную или другую мелодию, я играю конкретные ноты, не какую-нибудь гамму. Мне нужно выучить конкретную последовательность нот. Даже зная, что мелодия написана, например, в тональности Сm, и зная ее схему на грифе, мне это как поможет? мне же все равно нужно учить конкретные ноты.
« Последнее редактирование: Июня 09, 2024, 14:38:45 от Алексей Савельев »

Оффлайн Geezer

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 10201
  • Atypique
Re: Боксы, пентатоники - зачем?
« Ответ #1 : Июня 09, 2024, 16:19:32 »
Цитировать
Когда я играю вышеозвученную или другую мелодию, я играю конкретные ноты
Верно.

Цитировать
Мне нужно выучить конкретную последовательность нот
Безусловно.

Цитировать
Не сочинять, импровизировать, а играть уже написанное кем-то
Выучив расположение нот на грифе, что может быть проще? Играйте по написанному :)
« Последнее редактирование: Июня 10, 2024, 00:00:12 от Geezer »

Оффлайн Алексей Савельев Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 18
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Боксы, пентатоники - зачем?
« Ответ #2 : Июня 10, 2024, 07:02:35 »
Верно.
Безусловно.
Выучив расположение нот на грифе, что может быть проще? Играйте по написанному :)

Где-то в глубине души все равно понимаю, что надо. Так, если играть чисто центральные ноты (те, которые обычно располагаются под словами), становится скучно. В том плане, что если нота длительная, она как-то скучно и не интересно звучит одна. Хочется разнообразить, как-то обыграть второстепенными нотами.

Оффлайн Geezer

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 10201
  • Atypique
Re: Боксы, пентатоники - зачем?
« Ответ #3 : Июня 10, 2024, 08:23:02 »
Цитировать
если нота длительная, она как-то скучно и не интересно звучит одна. Хочется разнообразить, как-то обыграть второстепенными нотами

То есть хочется, не разрушая тему, украсить её мелизмами.
Большим гурманом мелизматики является Карлос Сантана, и у него можно натырить много чего полезного ;):

https://www.youtube.com/watch?v=DWO_eojWezg

https://www.youtube.com/watch?v=t6omUxqhG78

Вокальные мелизмы часто построены на пентатонике, почему бы не использовать это и на гитаре? ;):

https://www.youtube.com/watch?v=fPatb8GI3E4
« Последнее редактирование: Июня 10, 2024, 09:12:06 от Geezer »

Оффлайн nout

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5314
  • Нестабильный ясень
Re: Боксы, пентатоники - зачем?
« Ответ #4 : Июня 10, 2024, 09:40:32 »
Привет всем!
Недавно, после двадцатилетнего перерыва,  купил электрогитару с сильным желанием освоить ее хотя бы на окололюбительском уровне, но не просто зазубрить аккорды, как в молодости, а хоть как-то понять и теорию музыки. Вообще цель - научиться играть мелодичные соло под минус старых, советских песен. Например, открываем Пугачеву, три счастливых дня и играем соло по нотам.
Перво-наперво я выучил основные ноты на грифе. Даже сонный с утра, смогу быстро найти все ноты. Вот альтерированные пока смогу найти только отталкиваясь от основной. Более менее разобрался и с интервалами.
Но вот чего не могу понять, так это тональности и лады, всякие боксы, аппликатуры, схемы и каким образом они мне могут помочь играть. Не сочинять, импровизировать, а играть уже написанное кем-то. Курсы, учебники предлагают к заучиванию десятки боксов, схем, но чтобы что? Чтобы просто знать как играется С минор, D мажор и другие? Когда я играю вышеозвученную или другую мелодию, я играю конкретные ноты, не какую-нибудь гамму. Мне нужно выучить конкретную последовательность нот. Даже зная, что мелодия написана, например, в тональности Сm, и зная ее схему на грифе, мне это как поможет? мне же все равно нужно учить конкретные ноты.

Чтобы ИГРАТЬ, то даже ноты нинужны. Можно смотреть на циферки табов или даже без циферок табов, они тоже нинужны,   играть на слух.

Издания учебники предлагает учить разное. Никто не заставляет это учить. Хендрикс не учил.

... и добавил:

Теория описывает СОЗДАННОЕ. Она пытается описать и объяснить, создать закономерности.

Слова звонИт или звОнит. Как сегодня правильно по мнению теории? Теория описывает практику. Сегодня правильно первое, но я буду целый день говорить второе! Потому что могу и хочу

... и добавил:

Если большинство начнут говорить второе, то теория тут же метнется кабанчиком, и перепишет, что правильно говорить второе. И это, именно в этом её Зашквар  :sarcastic:
« Последнее редактирование: Июня 10, 2024, 09:50:48 от nout »

Оффлайн Till_LP

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 23
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Боксы, пентатоники - зачем?
« Ответ #5 : Июня 11, 2024, 14:13:48 »
Когда я играю вышеозвученную или другую мелодию, я играю конкретные ноты, не какую-нибудь гамму.

Вот это не совсем так. Не все ноты равнозначны, каждая из них имеет явно выраженные тяготения к другим нотам и предполагает дерево возможностей ее обыгрывания. Всякие разные боксы и схемы дают удобный механизм построения дерева этих возможностей.

Если кратко, то нот всего 12. Но обычно каждая конкретная мелодия использует только 7 из них. Эта выборка из 7 нот называется ладом и обладает внутренней структурой, краской и тяготениями. Например мажорный лад звучит весело, минорный грустно.

Тональность это высотное положение лада. Например, До-мажор и Ре-мажор это тональности, получаемые как мажорный лад, отсчитываемый от ноты До и от ноты Ре.

Особое значения в ладу имеют I, IV и V ступени, называемые как тоника (Т), субдоминанта (S) и доминанта (D), и особенно аккорды построенные на этих ступенях. Тоника это точка отсчета, максимальная устойчивость, все начинается с тоники и заканчивается тоникой. Субдоминанта направлена от тоники, это первый шаг движения. Доминанта это эмоциональная кульминация, максимальная неустойчивость, она хочется разрешиться в тонику.

Знание боксов позволяет на грифе построить эту картину взаимодействия ступеней лада. Вот наш бокс, вот тут у нас тоника, здесь самые главные IV и V ступени, вот тут нас проходящие ноты.  Вот это бокс у нас с тоникой на 6 струне, а вот тут у нас бокс с тоникой на 5 струне. Мы можем построить восходящий пассаж. Это все дает нам возможности для свободной импровизации.
« Последнее редактирование: Июня 11, 2024, 14:19:11 от Till_LP »

Оффлайн Voldemar Borovikov-Mojaiskiy

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 819
  • Диванный лабух
Re: Боксы, пентатоники - зачем?
« Ответ #6 : Июня 11, 2024, 15:26:00 »
Алексей Савельев,

Попробую в очередной раз на пальцах =)

Берем табличку с боксами, изучаем все боксы пентатоники. "По-умолчанию" эти боксы в тональности Am (минорная пентатоника). Т.е. в этой тональности можно условно играть любые ноты пентатоники в любом боксе и они будут в кассу. Если композиция в тональности Cm, то смещаем все эти боксы по грифу гитары и играем в другой тональности. Это уже второй этап.

Начать правильнее и проще с Am. Учим первый бокс, гоняем по кругу, потом заводим бекинг-трек на ЮТубе в тональности Аm, начинаем гонять пентатонику и ощущаем себя рок-звездой =)



У Д.Андрианова на ЮТубе прямо разжевано и очень понятно про пентатонику есть уроки.

И третий этап, когда выучены боксы, получен навык смещать их по тональности, то беря почти любое гитарное соло, достаточно быстро можно понять, на чем оно базируется (на каких боксах). И тут начинается самое интересное, увидеть, как можно даже находясь в боксах пентатоники, собрать шедевр на примерах известных комозиций и насколько становится богата пентатоника, с добавлением к ней дополнительных нот, находящихся вне боксов =)
« Последнее редактирование: Июня 11, 2024, 15:32:45 от Voldemar Borovikov-Mojaiskiy »

Оффлайн Алексей Савельев Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 18
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Боксы, пентатоники - зачем?
« Ответ #7 : Июня 11, 2024, 16:54:47 »
Например, До-мажор и Ре-мажор это тональности, получаемые как мажорный лад, отсчитываемый от ноты До и от ноты Ре.
Если, как в теории, представлять лишь гамму, то это более менее понятно. Но как только сталкиваюсь с реальной мелодией -то  где эти лады, где 1,4, 5 ступени?...все разваливается в понимании..
Voldemar Borovikov-Mojaiskiy,
ну если рок звездой...убедили, спасибо)

Geezer, Да, хочется обыграть как-то основную ноту. Спасибо, за примеры!

Никто не заставляет это учить.
Нисколько не умаляю значение теории! Вопрос лишь во мне и моих способностях это освоить. музыка, в моем понимании, всегда была уделом талантливых.  И теперь хочется хоть как-то прикоснуться к великому) Проблема лишь в том, что время упущено, и осталось его оч мало..

А вообще, из всего этого у меня родился один основной вопрос.
Вот допустим я открываю ноты, ну пусть - Богемской рапсодии. Там ноты над словами песни. Если их играть, да, мелодия узнаваема, но если слушать ребят с ютуба, то кажется, что они играют в тысячу раз больше нот - там где ты будешь держать одну ноту , они скорострельно сыграют еще десяток. Как это делается ? подбор на слух, или уместно вставленные те же боксы?
« Последнее редактирование: Июня 11, 2024, 17:12:00 от Алексей Савельев »

Оффлайн Till_LP

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 23
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Боксы, пентатоники - зачем?
« Ответ #8 : Июня 11, 2024, 20:29:19 »
Если их играть, да, мелодия узнаваема, но если слушать ребят с ютуба, то кажется, что они играют в тысячу раз больше нот - там где ты будешь держать одну ноту , они скорострельно сыграют еще десяток. Как это делается ? подбор на слух, или уместно вставленные те же боксы?

Ну вот к примеру возьмем первую фразу из Happy Birthday:



Тональность G-major, для игры мелодии возьмем мажорный бокс формы E с тоникой G на 6 струне



Звучит фрагмент так, см. Happy Birthday 1.mp3

Последняя нота F# звучит долго, есть пространство для того, чтобы что-нибудь сыграть. По гармонии, здесь доминантовый аккорд V-ступени D7. Аккорд V7 содержит следущие ступени: V VII II IV. Сответственно мы можем обыграть это долгую ноту F# арпеджио аккорда D7 cо ступенями V VII IV.





Звучит фрагмент так, см. Happy Birthday 2.mp3


Оффлайн Geezer

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 10201
  • Atypique
Re: Боксы, пентатоники - зачем?
« Ответ #9 : Июня 11, 2024, 22:56:33 »
Цитировать
они играют в тысячу раз больше нот. Как это делается ? подбор на слух

Изобрести что-либо новое невозможно - всё, что только можно, уже сыграно до нас.
Остаётся только тырить чужие лики ("фишки"), наполнять ими свою персональную сокровищницу и вплетать их в нужные места по своему разумению ;)

https://www.youtube.com/watch?v=8j9YzYZyEK8

... и добавил:

Напомним основные украшающие приёмы:

https://singlikeme.ru/blog/melizmy-v-vokale/
« Последнее редактирование: Июня 11, 2024, 23:51:22 от Geezer »

Оффлайн Cieco

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1382
Re: Боксы, пентатоники - зачем?
« Ответ #10 : Июня 14, 2024, 23:08:27 »
С ладами вообще все сложно )
Я бы посоветовал разобраться для начала с минором, мажором и пентатоникой, на этих трех ладах построено процентов 90 рок и поп музыки, если не больше :) Гаммы это как раз и есть все ступени лада подряд, играешь, запоминаешь, заодно тренируешь звукоизвлечение ;) Работает, проверено ) Боксы это те же ноты/ступени в зависимости от позиции на грифе гитары, очень удобно, руку сдвинул и понимаешь куда теперь нажимать нужно. То есть это все одни и те же ноты той же гаммы. Все пляшет от тоники, основной ноты, правильно кто-то выше сказал. Если интервалы и расположение нот на грифе освоил, будет попроще. Главное не задрачивать тупо боксы без понимания нот/ступеней, нужно осмыслить это все, иначе это путь в никуда

Оффлайн Geezer

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 10201
  • Atypique
Re: Боксы, пентатоники - зачем?
« Ответ #11 : Июня 15, 2024, 03:11:59 »
Боксы облегчают эргономику звукоизвлечения, но зачастую лишают музыкальный материал самого главного - его выразительности... :(

Оффлайн nout

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5314
  • Нестабильный ясень
Re: Боксы, пентатоники - зачем?
« Ответ #12 : Июня 16, 2024, 22:16:12 »
Боксы облегчают эргономику звукоизвлечения, но зачастую лишают музыкальный материал самого главного - его выразительности... :(

Хендрикс обыгрывал аккорды, соответственно это интервалы в боксах.

Только один нюанс: знал ли Хендрикс, что он вообще в боксах аккорды или интервалы берёт? Наверное НЕТ. Судя по его материалу он знал что такое тоника аккорда и собственно строил интервалы.

Так как он строил сексты даже от 3й ступени (оч круто звучит, рекомендую), а это интервал вне бокса, то как бы воть.  ???

Оффлайн кок

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 48144
  • Слесарь-сборщик пентатоник
Re: Боксы, пентатоники - зачем?
« Ответ #13 : Июня 16, 2024, 22:38:12 »
Изобрести что-либо новое невозможно - всё, что только можно, уже сыграно до нас.
Остаётся только тырить чужие лики ("фишки"), наполнять ими свою персональную сокровищницу и вплетать их в нужные места по своему разумению ;)


. Как скучно..... ??? ;D
.... лучше по старинке тогда...вслепую...но это буду Я!))

... и добавил:

Хендрикс обыгрывал аккорды, соответственно это интервалы в боксах.

Только один нюанс: знал ли Хендрикс, что он вообще в боксах аккорды или интервалы берёт? Наверное НЕТ. Судя по его материалу он знал что такое тоника аккорда и собственно строил интервалы.

Так как он строил сексты даже от 3й ступени (оч круто звучит, рекомендую), а это интервал вне бокса, то как бы воть.  ???
...он сам то...об этом знал?

... и добавил:

Сомневаюсь. ;D
« Последнее редактирование: Июня 16, 2024, 22:40:45 от кок »

Оффлайн Geezer

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 10201
  • Atypique
Re: Боксы, пентатоники - зачем?
« Ответ #14 : Июня 16, 2024, 23:01:49 »
Цитировать
знал ли Хендрикс, что он вообще в боксах аккорды или интервалы берёт? Наверное НЕТ.

Наверняка НЕТ.
Будучи малограмотным самородком, он черпал вдохновение в своём космическом таланте, мало интересуясь скучными правилами музтеории 8)