Ребят, разрешите вас прервать и сформулировать вопросы, которые не дают мне дальше продвинуться в теории. Даже не знаю как сформулировать. Ощущение полной сумятицы.
Пролопатил множество ресурсов про лады и тональности. Везде подача идет в виде описания сигнатуры ладов (2212221 и др), их высоты - тональности. Но в примерах всегда идут просто звукоряды, гаммы, на примере которых и показываются отношения между TDS, интервалы между ступенями и пр. Но нигде я не нашел про соотношение лада и реальной мелодии. Как эта сигнатура проявляется в последовательности рандомных нот в мелодии ? Если в гамме TDS это I, V, IV ступени, то также это в реальной мелодии? Что значит - мелодия написана в такой-то тональности? Значит ли это, что в этой мелодии могут быть только ноты из гаммы соответствующего лада?
Пример. На картинке ноты известной мелодии. Из-за начальной ноты и двух бемолей при ключе я прихожу к выводу, что это Соль минор. И порядок нот в первых двух тактах (где начинаются слова) даже похож на соответствующую гамму. Но потом уже нет. Более того, там появляется фа диез, которого нет в Соль миноре.
Относится ли данная мелодия к определенной тональности, только потому, что композитор так "слышал" и использовал такие ноты? А если мне захочется использовать где-нибудь еще диез, и это будет в кассу, значит ли это, что уже не соль минор?