Автор Тема: Боксы, пентатоники - зачем?  (Прочитано 6389 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Geezer

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 10201
  • Atypique
Re: Боксы, пентатоники - зачем?
« Ответ #90 : Июля 02, 2024, 10:27:24 »
Вообще, смысл импровизации заключается в том, чтобы сделать парафраз мелодии - на существующий каркас аккомпанемента насадить свою тему, отдалённо напоминающую исходную, но не копирующую её ;)

Оффлайн nout

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5314
  • Нестабильный ясень
Re: Боксы, пентатоники - зачем?
« Ответ #91 : Июля 02, 2024, 10:49:00 »
Вообще, смысл импровизации заключается в том, чтобы сделать парафраз мелодии - на существующий каркас аккомпанемента насадить свою тему, отдалённо напоминающую исходную, но не копирующую её ;)

Вопрос этой темы - видит ли играющий профи боксы, ноты, ступени, интервалы и пр.

Я думаю это неотделимо, даже если он играет просто гармонию, видит?

Хендрикс импровизировал не по мелодии, а именно по гармонии, обыгрывал аккорды, делал скачки в боксы. Значит видел.

Аналогично обыгрывал гармонию ббкинг. Он мог с лёгкостью обыграть тот или иной аккорд в песне "па другома".

Я заметил, что при росте скорости гармонии обыгрывать всё труднее, где то будет планка скорости, где обыгрывание уже лишнее композиционно (впихнуть невпихуемое?), будет оставаться голая гармония. Между прочим вот вам и миталика, риффы на 200 бмп.
« Последнее редактирование: Июля 02, 2024, 10:53:17 от nout »

Оффлайн Geezer

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 10201
  • Atypique
Re: Боксы, пентатоники - зачем?
« Ответ #92 : Июля 02, 2024, 10:59:55 »
Цитировать
заметил, что при росте скорости гармонии обыгрывать всё труднее

Когда Би Би Кинга спрашивали, почему он не играет быстро, он отвечал: "Играть быстро? А зачем? Я же не говорю быстро" 8)
« Последнее редактирование: Июля 02, 2024, 11:07:22 от Geezer »

Оффлайн nout

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5314
  • Нестабильный ясень
Re: Боксы, пентатоники - зачем?
« Ответ #93 : Июля 02, 2024, 11:10:39 »
Когда Би Би Кинга спрашивали, почему он не играет быстро, он отвечал: "Играть быстро? А зачем? Я же не говорю быстро" 8)

Да, именно так он и говорил. Но это всё именно имеет отношение что и как он играл. Когда он выучил партии Мальстина - там он нарезал весь в поту именно заученное. Что-то импровизации не выдал. Это об этом же.

Оффлайн Geezer

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 10201
  • Atypique
Re: Боксы, пентатоники - зачем?
« Ответ #94 : Июля 02, 2024, 11:20:04 »
Мальмстин и Кинг - это две разных галактики :)

Оффлайн Till_LP

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 23
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Боксы, пентатоники - зачем?
« Ответ #95 : Июля 02, 2024, 11:23:26 »
Но нигде я не нашел про соотношение лада и реальной мелодии. Как эта сигнатура проявляется в последовательности рандомных нот в мелодии ?

Если не усложнять, то любая реальная мелодия написана в конкретной тональности. В мелодии нет рандомных нот, мелодия использует только ноты из тональности. Тональность это звуковысотное положение лада.

Конкретно в данном случае мы имеем:
лад -- натуральный минор
звуковысотное расположение -- g (соль)

Итого, тональность g-moll (cоль минор). Мелодия написана в соль-миноре и использует ноты только из соль-минора (но есть некоторые исключения, о них позже).

Если в гамме TDS это  I, V, IV ступени, то также это в реальной мелодии?

Здесь есть путаница между гармонией и мелодией. Гармония и мелодия это два независимых компонента музыки. Да, и гармония, и мелодия используют лад. Но они используют его по разному. Гармония это вертикальное использование лада (как ноты из лада соотносятся друг с другом, если несколько из них взять одновременно), а мелодия это горизонтальное использование лада (как ноты из лада соотносятся друг с другом, если их брать последовательно во времени).

TDS относятся к гармонии. TDS это аккорды, построенные на I, V и IV ступенях лада. Мелодия может гармонизироваться совершенно по разному.

Что значит - мелодия написана в такой-то тональности? Значит ли это, что в этой мелодии могут быть только ноты из гаммы соответствующего лада?

В целом и общем да. Это означает, что мелодия использует только ноты из тональности (напоминаю, тональность это звуковысотное положение лада). Но это правило часто нарушается, часто используют другие ноты. Но здесь нужно четко понимать иерархию подчинения. На базовом уровне мелодия использует только ноты из тональности, а другие ноты можно называть проходящими, подчиненными тональности и появляющимися редко и ради допольнительной краски в музыке.

Пример. На картинке ноты известной мелодии. Из-за начальной ноты и двух бемолей при ключе я прихожу к выводу, что это Соль минор. И порядок нот в первых двух тактах (где начинаются слова) даже похож на соответствующую гамму. Но потом уже нет. Более того, там появляется фа диез, которого нет в Соль миноре.

Фа диез это действительно нота не из натурального соль-минора, но это это нота из гармонического соль-минора! Тут вот в чем дело. В натуральном соль-миноре нота фа является пониженной седьмой ступенью VIIb. Соответственно тяготение из VIIb в I ступень (в тонику) не такое выраженное, тут два полутона расстояние от VIIb до I. Вот для того, чтобы подчеркнуть тяготение в тонику, в натуральном миноре повышают  VIIb до обычной VII, тогда расстояние от VII до I всего полутон, тяготения очень сильное, получается краска разрешения из кульминации в тонику, переход VII -- I. Погляди внимательно партитуру, всегда после фа-диез идет соль, т.е. фа-диез это не просто рандомная нота, она обеспечивает тяготение в соль, в тональный центр, она ему подчинена. Особенно это заметно в последнем такте.

Можно сказать, что эта фа диез заимствована соль-минором из тональности соль-мажор, где это тяготение VII -- I максимально выражено.

Относится ли данная мелодия к определенной тональности, только потому, что композитор так "слышал" и использовал такие ноты?  А если мне захочется использовать где-нибудь еще диез, и это будет в кассу, значит ли это, что уже не соль минор?

Мелодия (в целом и общем) может быть написана только в определенной тональности. Композитор имел в голове цель передать эмоции, настроение и для этого выбрал соответствующую тональность. Еще диез какой-нибудь можно использовать, но это будет хорошо звучать только в том случае, если не разрушает общих закономерностей тональности и развития мелодии.
« Последнее редактирование: Июля 02, 2024, 11:27:13 от Till_LP »

Оффлайн Voldemar Borovikov-Mojaiskiy

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 819
  • Диванный лабух
Re: Боксы, пентатоники - зачем?
« Ответ #96 : Июля 02, 2024, 12:48:26 »
Если не усложнять, то любая реальная мелодия написана в конкретной тональности.

[..]

Мелодия (в целом и общем) может быть написана только в определенной тональности.

Такие говнари, как Сектор Газа, похоже нереально усложняли.. Например, песня Лайф в трех тональностях, соответственно и играемые гитарные соло партии по ходу этой песни, также играются в разных тональностях (от разных тоник).

Оффлайн Till_LP

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 23
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Боксы, пентатоники - зачем?
« Ответ #97 : Июля 02, 2024, 13:10:07 »
Такие говнари, как Сектор Газа, похоже нереально усложняли.. Например, песня Лайф в трех тональностях, соответственно и играемые гитарные соло партии по ходу этой песни, также играются в разных тональностях (от разных тоник).

Ну не знаю, на мой взгляд это не очень иллюстративный пример. Каждый куплет написан полностью в своей тональности, и представляет собой отдельный законченный фрагмент мелодии. Причем внутри использует абсолютно классическую тональную гармонию: T-S-T, T-D-T.

Просто третий куплет мы поем/играем на секунду выше, четвертый еще на секунду выше. Это безусловно интересный и выразительный прием. Но это скорее структурный прием песни, чем музыкальный прием. Структурные приемы это, например, построение песни как "куплет-припев-куплет-припев-соло-припев". И здесь переход к другой тональности в новых куплетах больше структура, чем внутренние музыкальные соотношения.

Оффлайн Алексей Савельев Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 18
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Боксы, пентатоники - зачем?
« Ответ #98 : Июля 02, 2024, 14:43:56 »
Till_LP,
Не знаю как тут ставить спасибо, Спасибо! наконец-то у меня что-то стало проясняться.

Оффлайн Till_LP

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 23
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Боксы, пентатоники - зачем?
« Ответ #99 : Июля 02, 2024, 14:47:35 »
Till_LP,
Не знаю как тут ставить спасибо, Спасибо! наконец-то у меня что-то стало проясняться.

Если что, спрашивай. С удовольствием расскажем что к чему. ;)

Оффлайн Geezer

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 10201
  • Atypique
Re: Боксы, пентатоники - зачем?
« Ответ #100 : Июля 02, 2024, 16:44:16 »
Цитировать
третий куплет мы поем/играем на секунду выше, четвертый еще на секунду выше. Это безусловно интересный и выразительный прием.

В 70-х я активно лабал во всякой художественной самодеятельности, и советская эстрада тогда этот приём нещадно педалировала... ;D

Оффлайн nout

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5314
  • Нестабильный ясень
Re: Боксы, пентатоники - зачем?
« Ответ #101 : Июля 12, 2024, 11:54:47 »
Вопрос этой темы - видит ли играющий профи боксы, ноты, ступени, интервалы и пр.

Я думаю это неотделимо, даже если он играет просто гармонию, видит?

Хендрикс импровизировал не по мелодии, а именно по гармонии, обыгрывал аккорды, делал скачки в боксы. Значит видел.

Аналогично обыгрывал гармонию ббкинг. Он мог с лёгкостью обыграть тот или иной аккорд в песне "па другома".

Я заметил, что при росте скорости гармонии обыгрывать всё труднее, где то будет планка скорости, где обыгрывание уже лишнее композиционно (впихнуть невпихуемое?), будет оставаться голая гармония. Между прочим вот вам и миталика, риффы на 200 бмп.

Сам себя процитирю же с подкреплением мощного видоса по этой теме от гитариста Slash

Как видно на видео - он знает:
- обе пентатоники
- все ступени
- миксует боксы
- играет ликами (последние три лика это кусочки из соло черножкожых, самое последнее эт хендрикс)
- говорит что вставляет ноты по месту

Чего не видно на видео, как он потратил 100500 жопочасов и как развил вкус и чуйку  8)

инжой

https://www.youtube.com/watch?v=XwDy7bWbfQg

Оффлайн Geezer

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 10201
  • Atypique
Re: Боксы, пентатоники - зачем?
« Ответ #102 : Июля 12, 2024, 19:50:48 »
Цитировать
обе пентатоники
развил вкус и чуйку

Прожив всю жизнь на Урале, где пентатоника есть непременный компонент национальных мелодий, дышишь ею легко и непринуждённо... 8)

Оффлайн кок

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 48144
  • Слесарь-сборщик пентатоник
Re: Боксы, пентатоники - зачем?
« Ответ #103 : Июля 12, 2024, 19:53:18 »
 ;D

Оффлайн Marsel Schmier

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3390