Функции позволяют определять ступени и аккорды на слух.
В тональности есть тяготения, в модальности - нет.
Модальность может наделяться тональными качествами.
Наверное, можно сделать и обратное. Я так понимаю, что ДМК и осуществляет такое действие.
Это позволяет описывать гармоническую структуру универсальным методом.
А уже потом можно подключить человеческий фактор - наделять (или оно само будет наделяться) тяготениями и ладовыми красками.
==================
Насчет понятия "Лад".
Вот что писал немец Руди на мюзик форумс относительно понятия ЛАД:
(это фрагменты из разных его постов, касательно термина лад - не надо искать сквозную логику в тексте. Читать с немецким акцентом)
"Слово «лад» не имеет аналога в немецком языке (и в других языках, какие я знаю, тоже). В известном немецко-русском / русско-немецком «Музыкальном словаре специальных терминов и выражений» Г.Балтер это слово переводится через многие терминусы, после чего даётся подробное разъяснение. Из этого разъяснения следует, что слово «лад» объединяет два основные понятия, которые в немецком традиционно представлены как Tonalität и Modalität. В дальнейшем я буду условно использовать русские слова «тональность» и «модальность», хотя они предположительно не соответствуют совершенно точно немецким понятиям.
~~~~~~~
Что такое "ладовые тяготения" не понимают нигде, кроме как в России и в тех странах, где принята зависимая от российского музыковедения теория (бывший СССР и, возможно, бывшие "страны народной демократии").
Модальные системы не знают такой системы тяготений. Я могу предполагать, что в годы, когда работал Теплов и другие русские классики музыкальной теории и психологии, не было ещё такого внимания к мультикультуральности, как тогда и сегодня на Западе. Возможно, что сегодня в русском музыковедении появляются новые подходы к "проблеме лада" с пониманием того, что лад не есть что-то однозначное, но я этого не знаю.
~~~~~~~~
...
Я пробовал это понимание объяснить в очень лаконичном изложении, и теперь вижу, что это как раз тот пункт, на котором будут происходить недоразумения. Как кажется, мой пассаж остался непонятым.
Привязывание ступеней звуковысотной системы к тонике говорит о том, что имеется в виду
гармоническая тональность, поскольку в модальных системах нет тоники, а есть финалис, к которому нет однозначного привязывания остальных ступеней. Финалис не обладает императивностью тоники и легко соскальзывает на другую ступень модуса в зависимости от мелодического и ритмического окружения (то, что в русском музыковедении называют, кажется, "параллельно-переменность").
~~~~~~~~
Источник недоразумения, кажется, скрывается в русском понятии "лад". Это "мягкий" термин в рассуждении того, что появлялся в такое время, когда музыкально-теоретическое мышление было европоцентричным (показательны гармонизации русских народных песен Римским-Корсаковым - перевод модальных структур на тональный язык). У мягких терминов есть свои достоинства... Мягкие термины дают возможность для нестандартного мышления этими терминами, на выход за пределы привычного. В то же время они могут служить (и служат) источником недоразумений.
~~~~~~~~
Понятие «лад» применительно к системе мелодических тяготений, есть некорректное, но в русской теории самоочевидное. Эта самоочевидность есть источник последующих моих сомнений, поскольку как для меня, так для моего окружения такой самоочевидности нет.Русскому слову «тональность» в немецком соответствуют два терминуса: Tonart и Tonalitat (в английском соответственно Key и Tonality). Первые значения совпадают с тем определением, которое Вы дали (Tonart есть «тональность – высота лада, определяемая по названию тоники»).
Tonalitat есть именно гармонический «лад».~~~~~~~~~~~
Определение «лад - взаимосвязь звуков между собой» есть слишком общее. О преимуществах и недостатках «мягких терминов» я уже писал в другом постинге. В немецкой науке принято договариваться о «твёрдых терминах», поэтому я писал, что «лад» в Германии не понимают, если говорить с музыкантом русского происхождения, то
этот термин всегда есть источник недоразумений.
Русский может иметь в виду одно, немец может понимать однако другое.
В терминус die Tonart «вкладывается также понятие лада», а более точно одно из возможных понятий лада как «система взаимоотношений звуков <...>, определяющая <...> мелодико-гармоническую основу музыкального произведения», если акцентуировать «гармоническую основу». К этому определению подходит также частично, что «лад может быть либо мажорным, либо минорным», но только частично как пересечение с определением «высота лада», поскольку есть понимание 15 Dur-Tonarten и 15 Moll-Tonarten.
Modalitat (интересно, что этот терминус отсутствует в лексиконе, который издавался в ГДР, там есть только терминус modal в очень узких смыслах, которые оба относятся к Средневековью; музыкальная наука в ГДР имела сильное влияние от советской музыкальной науки, но не от западной немецкой)
есть такая организация звуков, в которой звукоряд есть источник организации, тогда как в Tonalitat гармоническая функция есть источник организации. Modus есть часть звукоряда, которую репрезентирует Finalis. Финалис в широком понимании есть главный звук модуса, вокруг финалиса кристаллизируются Melodiefloskel, то есть мелодические ячейки (это похоже на мотивы, но не есть мотивы в тонально-гармоническом/акцентно-ритмическом понимании). Финалис не обязательно сохраняется в течение всего «произведения» (я взял это слово в кавычки, потому что это понятие из европейской музыки, другие культуры не знают «произведения»).
Финалис может перейти на другой тон звукоряда и тогда меняется модус. Финалис есть условный терминус,
в разных культурах есть свои слова для обозначения главного тона, который однако не делает «тяготений» для других тонов. Кое-что, похожее на тяготения, в модальной музыке есть, но эти «тяготения» не существуют a priori как элементы грамматики, но появляются a posteriori в процессе восприятия музыки, это местные «тяготения», они не пред-слышатся, но «пост-слышатся».
(
http://www.disney.com/theory_arc...ml#N1169825162 можно забить "лад" в поиск на странице и читать сообщения Rudi )