eye, Зачем передергивать? Мы в мелодии (без обозначения главного тона) откуда можем знать «тонику»? Вот ноты звучат «ми ми фа ре ре ми.....» И что? Это могут быть ноты (как минимум) семи ладов.
И как показывает цитата из статьи вся народная и модальная музыка, что русская, что не русская в одноголосье имеет одни законы, присущие одноголосью.
Все описано и принцип понятен - слух анализируя отдельные мотивовы ловит в них тональные центры. То есть ладовое чувство распределяется на весь звукоряд, так как «тональный центр» изначально не определен, а на отдельныее мотивы (модусы) с финалисами.
Но это одна сторона.
Если мелодия развивается на фоне педального тона, то лад соазу проявляется, так как именно от него и будет идти интервальный отсчет. Одна и та же мелодия относительно разных тональных центров - разная музыка. И это невозможно не услышать ни модальному, ни тональному слуху. Так как трудно представить типовые модусы и финалисы улавливаются без учета постоянно гудящей на фоне ноты.
Поэтому при наличии педального тона, что характерно для многих «первобытных» культур, другая получается картина... Более понятная изначально.
Кстати, в Египте был на концерте местного муз. дуэта, один играл на ударных, другой пел. Восточные мелодии, с мелизмами на четверть тонах, где трудно было установить лад и было не понятно куда его заносит в мелодии.
Но потом привык, и понял, что тональный центр - барабан, который выдавал ноту на фоне которой строились мелодические обороты. Своего рода педальный тон....