Автор Тема: Что такое «Лад»  (Прочитано 9994 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Что такое «Лад»
« Ответ #75 : Июля 07, 2018, 09:12:32 »
У меня есть, своя версия, и я не уверен что она правильная, тк я новичок,
мне кажется что название Ре мажор у произведения возникло не от желания сыграть именно в этом ключе, а "от пальцев".
Выбор тональности композитором или аранжировщиком происходит из нескольких соображений.

Важнейшее — фактическая высота звучания. Выбранная высота исполнения конкретной мелодии должна для начала попросту укладываться в диапазон инструмента, и укладываться удобно.

Кроме того, выбранная фактическая высота должна нравиться как подходящая для конкретной мелодии (это может быть иррациональный выбор, или выбор, обусловленный культурным контекстом — похоронный марш не играют в балалаечном регистре и т.п.).

Выбор "от пальцев" — да, тоже играет роль, безусловно. Если выбрать тональность для конкретной мелодии, где будет больше открытых струн, играть будет легче.

Оффлайн Valentine Silvansky

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2227
  • Импровизатор-Экспериментатор
    • Канал на ютубе (музыка, обзоры, эксперименты)
Re: Что такое «Лад»
« Ответ #76 : Июля 10, 2018, 11:53:52 »
терции малые ;)
а от тоники дважды гармонический мажор :)

Упс, опечатался.  :pozor:

Оффлайн Mikhail100

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 589
Re: лад (временная, техническая)
« Ответ #77 : Августа 24, 2018, 15:41:35 »
У Древних Греков есть описание ладов не только как звуковой материал (звукоряд), но и в чувственном понимании. Где каждый диатонический лад имел не только свое место в музыке, но даже функцию (для воспитания, для боевого духа, и т.д.)

Насколько я помню прочитанную когда-то книжку, греческие лады - это не совсем то, что мы сейчас слышим на фортепьяно, или гитаре. Они же не темперированные были. Там интервалы идеальные были, может и правда прям в нутро человеческое проникали.

Оффлайн Valentine Silvansky

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2227
  • Импровизатор-Экспериментатор
    • Канал на ютубе (музыка, обзоры, эксперименты)
Re: Что такое «Лад»
« Ответ #78 : Августа 24, 2018, 15:44:00 »
Насколько я помню прочитанную когда-то книжку, греческие лады - это не совсем то, что мы сейчас слышим на фортепьяно, или гитаре. Они же не темперированные были. Там интервалы идеальные были, может и правда прям в нутро человеческое проникали.
Темперированные, но в другой темперации. ;)

Да, там была чистая темперация (ну или близкая к ней), Пифагорейский строй. Вообще до равномерной темперации музыка звучала иначе.

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Что такое «Лад»
« Ответ #79 : Августа 25, 2018, 05:31:52 »
Valentine Silvansky, Вокалисты, скрипачи и другие музыканты, использующие инстурменты с нефиксированной настройкой не играют в темперированном строе. И гитаристы (хорошие) тоже.
В мелодии интервалы подчиняются смысловому интонированию (для обострения ладовых тяготений), а в гармонии строгим пропорциям (иначе в аккордах будут биения).


Оффлайн Valentine Silvansky

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2227
  • Импровизатор-Экспериментатор
    • Канал на ютубе (музыка, обзоры, эксперименты)
Re: Что такое «Лад»
« Ответ #80 : Августа 27, 2018, 09:39:43 »
Valentine Silvansky, Вокалисты, скрипачи и другие музыканты, использующие инстурменты с нефиксированной настройкой не играют в темперированном строе. И гитаристы (хорошие) тоже.
В мелодии интервалы подчиняются смысловому интонированию (для обострения ладовых тяготений), а в гармонии строгим пропорциям (иначе в аккордах будут биения).

Согласен. Но рояль интонировать вне равномерной темперации без перестройки не заставишь. ;)
А после перестройки он будет играть хорошо не во всех ладах.

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Что такое «Лад»
« Ответ #81 : Августа 27, 2018, 13:24:09 »
Valentine Silvansky, Про рояль и другие инстурменты с фиксированной настройкой речи не идет.

Оффлайн Flamestrike

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 901
Re: Что такое «Лад»
« Ответ #82 : Сентября 30, 2018, 18:52:41 »
Valentine Silvansky, Вокалисты, скрипачи и другие музыканты, использующие инстурменты с нефиксированной настройкой не играют в темперированном строе. И гитаристы (хорошие) тоже.

Почему, играют, поэтому мы и слышим регулярно четвертьтоновые или даже меньшие бенды и тому подобные штуки.

Вообще, почитать тему было интересно, но не очень понятно, к чему должна привести дискуссия о терминах) И самое главное, зачем)

Оффлайн phill

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 13987
  • любитель внести сумятицу
Re: Что такое «Лад»
« Ответ #83 : Сентября 30, 2018, 18:58:20 »
Выбор тональности композитором или аранжировщиком происходит из нескольких соображений.

Важнейшее — фактическая высота звучания. Выбранная высота исполнения конкретной мелодии должна для начала попросту укладываться в диапазон инструмента, и укладываться удобно.

Кроме того, выбранная фактическая высота должна нравиться как подходящая для конкретной мелодии (это может быть иррациональный выбор, или выбор, обусловленный культурным контекстом — похоронный марш не играют в балалаечном регистре и т.п.).

Выбор "от пальцев" — да, тоже играет роль, безусловно. Если выбрать тональность для конкретной мелодии, где будет больше открытых струн, играть будет легче.
По хорошему, тональность должна быть таковой, не из-за удобства, а по причине чувственных вибраций,, Если она выбрана правильно, то проймёт слушателя, если нет -увы, имхо :hmmm:

... и добавил:

А салаги-то и не знают, что можно даже говняным материалом купить слушателя,,  :D
« Последнее редактирование: Сентября 30, 2018, 19:00:13 от phill »

Оффлайн Мастер Михалыч

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5013
  • In distortion I trust
Re: Что такое «Лад»
« Ответ #84 : Октября 01, 2018, 08:51:54 »
По хорошему, тональность должна быть таковой, не из-за удобства, а по причине чувственных вибраций,, Если она выбрана правильно, то проймёт слушателя, если нет -увы, имхо :hmmm:


cлушателя трогают межнотные интервалы
и при транспонирования произведения в любую из 12 тональностей квинтового круга межнотные интервалы остаются неизменными, как и остаётся неизменным произведение. Меняется только тональность.

в качестве примера приведу шоу the voice.  американский , первые 4 сезона.  Очень полезно посмотреть для образования в музыкальной теории. Так вот там, для удобства пения, спокойно повышают и понижают композицию по квинтовому кругу.  И знакомое произведение не меняется (по ощущениям).

Оффлайн Craneg

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1738
  • Yamaha YZF-R1
Re: Что такое «Лад»
« Ответ #85 : Октября 01, 2018, 11:21:13 »
Так вот там, для удобства пения, спокойно повышают и понижают композицию по квинтовому кругу.  И знакомое произведение не меняется (по ощущениям).
а, что, если не по квинтовому, а по квартовому – не то будет? :)

Оффлайн Valentine Silvansky

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2227
  • Импровизатор-Экспериментатор
    • Канал на ютубе (музыка, обзоры, эксперименты)
Re: Что такое «Лад»
« Ответ #86 : Октября 01, 2018, 13:08:09 »
cлушателя трогают межнотные интервалы
и при транспонирования произведения в любую из 12 тональностей квинтового круга межнотные интервалы остаются неизменными, как и остаётся неизменным произведение. Меняется только тональность.

в качестве примера приведу шоу the voice.  американский , первые 4 сезона.  Очень полезно посмотреть для образования в музыкальной теории. Так вот там, для удобства пения, спокойно повышают и понижают композицию по квинтовому кругу.  И знакомое произведение не меняется (по ощущениям).

Среди композиторов и муз. теоретиков есть как считающие, что транспонирование ничего не меняет, так и те, кто считает, что тональность у произведения должна быть задана жёстко. У людей с абсолютным слухом бывает даже изменение тональности на полтона вызывает раздражение.

Ну и совсем простой пример: возьмите любое произведение, например, "К Элизе" и сыграйте на 2-3 октавы ниже, а потом на 2-3 октавы выше оригинала. Сразу ощущение меняется, хотя интервалы по сути те же.

Чем ниже тональность, тем меньше в герцах нужно изменить ноту, чтобы получить квинту, к примеру. Хотя с точки зрения нот интервал один, но в разных октавах одна и та же квинта будет имень разный частотный характер. Зависимость даже не линейная тут.

... и добавил:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Частоты_настройки_фортепиано

Вот, можно заметить, что между нотами Ля и Ля# в субконтроктаве разница всего-то чуть больше полутора герц, а во второй октаве уже больше 52 герц. А в четвёртой уже более 209 герц.

... и добавил:

При этом разница в высотах человеческим ухом воспринимается лучше всего в пределах как раз иапазона фортепиано. Ниже субконтроктавы уже слышится сплошной гул и шум, без чёткого разделения на ноты. А выше 5 октавы уже сплошной зуд и опять нот не разобрать без должной тренировки. Что говорить уж про инфразвуковой и ультразвуковой диапазоны, где человек вообще уже не воспринимает звук? )

Лично я при транспонировании произведения в пределах ±полоктавы практически не чувствую разницы. Но если на октаву опустить — тут уж сразу другой характер у произведения. Повысить — тоже.

Но вот ± полоктавы нормально по мне.
« Последнее редактирование: Октября 01, 2018, 13:19:46 от Valentine Silvansky »