Я хотел сказать, что Аккорд Ля мажор( тоника ) я всегда должен начинать обыгрывать с аппликатуры ионийского лада или можно использовать любой другой мажорный лад?
Судя по постановке вопроса, мне кажется, что ты как-то слабо осведомлён в теории по этому поводу.
Например, причём здесь вообще аппликатура? Ведь аппликатура разных ладов может быть одинакова. Ми фригийский, например, это ля минор. Дорийский минор это натуральный мажор с тоникой на второй ступени, а аппликатура та же, ну и т.д.
Обыгрывать надо тем ладом, в котором написан аккомпанемент. Например, в ля минорной тональности будет аккорд G, а в ля фригийской тональности будет аккорд Gm. А начинаются обе тональности с аккорда Am. Только один аккорд, который является тоникой, ещё ни о чём не говорит - надо смотреть и на все остальные аккорды аккомпанемента.
Лад, которым ты обыгрываешь, должен соответствовать тональности.
Но, конечно, можно нарушать это правило... например, обыграть обычный минор фригийским минором. Но тогда уже придётся на слух слушать, как это звучит, и не факт что это везде зазвучит. Можно обычный минор обыграть мажором, но это будет ещё сложнее, чем фригийским минором ибо уже больше атональных нот. Но, никто также не запрещает этого делать, однако это может существенно сдвинуть звучание в другой жанр. Тут я посоветую лишь пробовать и слушать, однако
осторожно - делай это только после того, как твой слух уже привык к импровизации минором по минору и мажором по мажору, иначе просто незвучащие вещи тебе забьются в голову и будет казаться, что они звучат, и в итоге будет получаться хрень.
Есть такие лады, которые звучат всегда хорошо по другим тональностям, яркий пример - минорный блюзовый лад почти всегда очень хорошо ложится на аккомпанемент в натуральном миноре, придавая ему немного стильности и выпендрёжа.