Автор Тема: Диатонические лады  (Прочитано 4613 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн micWizard Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 33
  • Репутация: +2/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Диатонические лады
« : Августа 17, 2016, 12:21:18 »
Всем привет. Хочу задать вопрос разбирающимся людям по поводу диатоники. Если тональность аккомпанемента Ля мажор, я должен начать обыгрывать ля с ионийского лада или могу начать с лидийского,  миксолидийского? Заранее прошу прощения за глупый вопрос.(в инете инфы не нашел)

Оффлайн Алексей Быков

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 684
  • Репутация: +55/-2
  • GuitarPlayer
Re: Диатонические лады
« Ответ #1 : Августа 17, 2016, 12:55:13 »
Всем привет. Хочу задать вопрос разбирающимся людям по поводу диатоники. Если тональность аккомпанемента Ля мажор, я должен начать обыгрывать ля с ионийского лада или могу начать с лидийского,  миксолидийского? Заранее прошу прощения за глупый вопрос.(в инете инфы не нашел)
каким ладом ты будешь обыгрывать зависит от гармонии и аккорда,который будешь обыгрывать.. вопрос конечно поставлен круто :o

Оффлайн micWizard Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 33
  • Репутация: +2/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Диатонические лады
« Ответ #2 : Августа 17, 2016, 13:03:30 »
Я хотел сказать, что  Аккорд Ля мажор( тоника ) я всегда должен начинать обыгрывать с аппликатуры ионийского лада или можно использовать любой другой мажорный лад?

Оффлайн * Snoop *

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 727
  • Репутация: +684/-8
  • Подпись под аватаром:
Re: Диатонические лады
« Ответ #3 : Августа 17, 2016, 13:12:10 »
можно-то можно хоть минорный, это же не преступление. другой вопрос уже в том, как это будет звучать. может и интересно выйдет.
Ответ более обширный на твой вопрос и в целом о музыке - советую получить в видеошколе Victor Wooten - Groove Workshop

Оффлайн micWizard Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 33
  • Репутация: +2/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Диатонические лады
« Ответ #4 : Августа 17, 2016, 13:28:17 »
Понятно) Спасибо. Просто недавно учил соло sweet child o mine и не мог понять по какому принципу используются лады в этом соло и решил прояснить непонятки.

Оффлайн ElCaballero

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
  • Репутация: +58/-8
Re: Диатонические лады
« Ответ #5 : Августа 17, 2016, 13:36:22 »
Я хотел сказать, что  Аккорд Ля мажор( тоника ) я всегда должен начинать обыгрывать с аппликатуры ионийского лада или можно использовать любой другой мажорный лад?
Судя по постановке вопроса, мне кажется, что ты как-то слабо осведомлён в теории по этому поводу.

Например, причём здесь вообще аппликатура? Ведь аппликатура разных ладов может быть одинакова. Ми фригийский, например, это ля минор. Дорийский минор это натуральный мажор с тоникой на второй ступени, а аппликатура та же, ну и т.д.

Обыгрывать надо тем ладом, в котором написан аккомпанемент. Например, в ля минорной тональности будет аккорд G, а в ля фригийской тональности будет аккорд Gm. А начинаются обе тональности с аккорда Am. Только один аккорд, который является тоникой, ещё ни о чём не говорит - надо смотреть и на все остальные аккорды аккомпанемента.

Лад, которым ты обыгрываешь, должен соответствовать тональности.

Но, конечно, можно нарушать это правило... например, обыграть обычный минор фригийским минором. Но тогда уже придётся на слух слушать, как это звучит, и не факт что это везде зазвучит. Можно обычный минор обыграть мажором, но это будет ещё сложнее, чем фригийским минором ибо уже больше атональных нот. Но, никто также не запрещает этого делать, однако это может существенно сдвинуть звучание в другой жанр. Тут я посоветую лишь пробовать и слушать, однако осторожно - делай это только после того, как твой слух уже привык к импровизации минором по минору и мажором по мажору, иначе просто незвучащие вещи тебе забьются в голову и будет казаться, что они звучат, и в итоге будет получаться хрень.

Есть такие лады, которые звучат всегда хорошо по другим тональностям, яркий пример - минорный блюзовый лад почти всегда очень хорошо ложится на аккомпанемент в натуральном миноре, придавая ему немного стильности и выпендрёжа.
« Последнее редактирование: Августа 17, 2016, 13:48:04 от ElCaballero »

Оффлайн * Snoop *

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 727
  • Репутация: +684/-8
  • Подпись под аватаром:
Re: Диатонические лады
« Ответ #6 : Августа 17, 2016, 13:48:46 »
micWizard, ты может школу поленишься смотреть (хотя ее должен увидеть каждый музыкант на любом инструменте. там, к слову, вообще бас-гитара), потому немного поясню. Смысл в том, что ноты (соответственно все эти вопросы какую гамму сыграть) имеют далеко не первое значение, а по факту практически последнее. Куда важнее как ты их сыграл, а именно фразировка, ритм, тон и прочее. В школе есть живой пример как соло из абсолютно всех неверных нот, но сыгранное умело звучит лучше чем ровная и скучная игра по гамме ;D
Добавлю, что действительно есть метод намеренной игры другой гаммы с целью получения какой-то экзотики, называется суперпозицией
« Последнее редактирование: Августа 17, 2016, 13:52:25 от * Snoop * »

Оффлайн ElCaballero

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
  • Репутация: +58/-8
Re: Диатонические лады
« Ответ #7 : Августа 17, 2016, 13:52:02 »
micWizard, ты может школу поленишься смотреть (хотя ее должен увидеть каждый музыкант на любом инструменте. там, к слову, вообще бас-гитара), потому немного поясню. Смысл в том, что ноты (соответственно все эти вопросы какую гамму сыграть) имеют далеко не первое значение, а по факту практически последнее. Куда важнее как ты их сыграл, а именно фразировка, ритм, тон и прочее. В школе есть живой пример как соло из абсолютно всех неверных нот, но сыгранное умело звучит лучше чем ровная и скучная игра по гамме ;D
Мне кажется, всё зависит от жанра. Я представляю, например, фьюжн из "неправильных нот". Но как ты сыграешь финский фолк, используя не те ноты? Это уже не фолк получится...

Оффлайн micWizard Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 33
  • Репутация: +2/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Диатонические лады
« Ответ #8 : Августа 17, 2016, 14:20:53 »
Сейчас я использую диатонические лады как то так. Включаю минусовку например Am, Играю Ля Эонийский, Си Локрийский, До ионийский и.т.д И так во время минусовки играю по всему грифу туда сюда. И так же под минус Em, играю ми эонийский, фа локрийский и.т.д. Поэтому задумался, а правильно ли это вообще ???

Оффлайн ElCaballero

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
  • Репутация: +58/-8
Re: Диатонические лады
« Ответ #9 : Августа 17, 2016, 14:23:23 »
Сейчас я использую диатонические лады как то так. Включаю минусовку например Am, Играю Ля Эонийский, Си Локрийский, До ионийский и.т.д
А по факту ты играешь всё равно ля эолийский, т.к. минусовка не даёт тебе сменить тонику. Ты лучше сыграй сначала на этот минус ля эолийский, а потом ля фригийский, и почувствуешь то, для чего это надо.

Оффлайн micWizard Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 33
  • Репутация: +2/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Диатонические лады
« Ответ #10 : Августа 17, 2016, 14:29:33 »
А по факту ты играешь всё равно ля эолийский, т.к. минусовка не даёт тебе сменить тонику. Ты лучше сыграй сначала на этот минус ля эолийский, а потом ля фригийский, и почувствуешь то, для чего это надо.
1)То есть, каждый лад имеет характерное звучание и не важно какой лад я буду использовать при минусовке Am, главное чтобы он был минорный ( Эолийский, Дорийский, Фригийский)?
2)Если я буду использовать под минусовку Am фригийский лад, то следующий в любом случае должен быть лидийский си?Правильно?

Оффлайн ElCaballero

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
  • Репутация: +58/-8
Re: Диатонические лады
« Ответ #11 : Августа 17, 2016, 22:02:22 »
1)То есть, каждый лад имеет характерное звучание и не важно какой лад я буду использовать при минусовке Am, главное чтобы он был минорный ( Эолийский, Дорийский, Фригийский)?
2)Если я буду использовать под минусовку Am фригийский лад, то следующий в любом случае должен быть лидийский си?Правильно?
1. Каждый лад имеет характерное звучание.
2. Важно, какой лад ты будешь использовать. Каждый новый лад имеет другое звучание. Звучание "минорных" ладов просто ближе к натуральному (Эолийскому) минору, и они могут лучше ложиться на натуральный минор, чем мажорные лады. Но я советую для начала делать так, чтобы лад минуса соответсвовал тому ладу, который ты играешь.
3. Не должно быть никакого следующего. То, что ты написал
Цитировать
Включаю минусовку например Am, Играю Ля Эонийский, Си Локрийский, До ионийский и.т.д
ты по факту ты играешь один и тот же лад, т.е. Ля Эолийский = натуральный минор. Потому что ноты во всех этих ладах одинаковы, а отличаются они лишь тоникой. В твоём случае из-за ля минорного минуса тоника всегда будет ля. Просто пойми - если ты играешь до мажор на ля минорный минус, у тебя это не будет до мажором, это будет ля минором и до мажора из него не получится до тех пор, пока минус не станет до мажорным. Учись слышать тонику лада. Си локрийский не станет си локрийским до тех пор, пока тоникой не будет звучать нота си.

Чтобы понять разницу между ладами, сыграй все лады от одной тоники. Т.е., без минуса, сыграй сначала ля эолийский (он же ля минор), потом ля фригийский, потом ля дорийский, потом ля локрийский, потом ля мажор, потом ля лидийский, ля миклолидийский. Ты услышишь, что каждый из этих ладов звучит особенно.

Фригийский лад звучит как тёмный минор, дорийский лад звучит как более осветлённый минор, эолийский звучит просто как минор, локрийский звучит ещё темнее и траурнее фригийского и т.д.

И вот тебе минус, специально сыгранный в фригийском E. Играй под него ми фригийский.

https://www.youtube.com/watch?v=9l0dfen1Mxo
А вот в обычном ми миноре (он же эолийский). Играй под него обычный ми минор.

https://www.youtube.com/watch?v=qmk8DSTxSNM
Почувствуй разницу.
« Последнее редактирование: Августа 17, 2016, 22:09:17 от ElCaballero »

Оффлайн bissmertin

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 12
  • Репутация: +0/-0
Re: Диатонические лады
« Ответ #12 : Августа 17, 2016, 23:56:12 »
Позволю себе вклиниться в беседу.
1. Почему тема до сих пор в технике?
2. Тебе почти наверняка рано запариваться по таким вещам.
3. Есть проф. литература по теме. Очень хорошая книга С.Б.Попова - "Музыкальное и аппликатурное мышление гитариста". Также Манилов и Молотков по основам аккомпанемента, школа Гамбале про лады, творчество Сатриани.
4. Если построить от одной ноты три диатонических лада, заметишь простую вещь.
A B C D E F G - aeolian
A Bb C D E F G - phrygian
A B C D E F# G - dorian
A C D E G - общие ноты для трех ладов, которые внезапно являются пентатоникой Am
Поэтому на аккорд Ам играешь пенту, добавляя в нее краски ладов - B\Bb и F\F# в различных сочетаниях и слушаешь, что получается. Названия и аппликатуры - хрень, в общем.
5. Натуральный минор и эолийский - это не одно и то же.
Натуральному свойственна мажорная доминанта - Am-E. Е обыгрывается гармоническим минором.
Эолийский будет работать на Am-Em.
Точно так же можно зацепить дорийский мажор на последовательность Am-D, фригийский на Em-F\E (фа-мажор с нотой ми в басу), лидийский на D\C, миксолидийский C-BbMAj и т.д.

Оффлайн ElCaballero

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1377
  • Репутация: +58/-8
Re: Диатонические лады
« Ответ #13 : Августа 18, 2016, 00:20:22 »
Цитировать
Натуральному свойственна мажорная доминанта - Am-E. Е обыгрывается гармоническим минором.
Натуральный минор это Am-Em, E это гармонический минор.

Натуральный=эолийский, гармонический - и есть гармонический.

Вот даже тут http://guitarpages.narod.ru/Harmony.html по ссылкам со звёздочками по таблице написано, что эолийский - он же натуральный.

Цитировать
A B C D E F G - aeolian
A Bb C D E F G - phrygian
A B C D E F# G - dorian
A C D E G - общие ноты для трех ладов, которые внезапно являются пентатоникой Am
Я бы обратил внимание на другое... Фригийский - натуральный минор с пониженной второй, а дорийский - с повышенной 6-ой. Пента тут вообще непричём, это совершенно другая тема и зачем ей грузить человека, который сейчас пытается разобраться в другом. Ибо например, если локрийский от Ля посмтроить, там будет Eb... Я бы рассматривал 2 и 6-ую ступени натуральных ладов, которые несомненно особые, в немного другом контексте, а именно - при добавлении их в пентатонику мы получаем мелодичность и сильную эмоциональность. Но это немного другая тема.
« Последнее редактирование: Августа 18, 2016, 00:51:59 от ElCaballero »

Оффлайн micWizard Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 33
  • Репутация: +2/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Диатонические лады
« Ответ #14 : Августа 18, 2016, 20:21:07 »
1. Каждый лад имеет характерное звучание.
2. Важно, какой лад ты будешь использовать. Каждый новый лад имеет другое звучание. Звучание "минорных" ладов просто ближе к натуральному (Эолийскому) минору, и они могут лучше ложиться на натуральный минор, чем мажорные лады. Но я советую для начала делать так, чтобы лад минуса соответсвовал тому ладу, который ты играешь.
3. Не должно быть никакого следующего. То, что ты написалты по факту ты играешь один и тот же лад, т.е. Ля Эолийский = натуральный минор. Потому что ноты во всех этих ладах одинаковы, а отличаются они лишь тоникой. В твоём случае из-за ля минорного минуса тоника всегда будет ля. Просто пойми - если ты играешь до мажор на ля минорный минус, у тебя это не будет до мажором, это будет ля минором и до мажора из него не получится до тех пор, пока минус не станет до мажорным. Учись слышать тонику лада. Си локрийский не станет си локрийским до тех пор, пока тоникой не будет звучать нота си.

Чтобы понять разницу между ладами, сыграй все лады от одной тоники. Т.е., без минуса, сыграй сначала ля эолийский (он же ля минор), потом ля фригийский, потом ля дорийский, потом ля локрийский, потом ля мажор, потом ля лидийский, ля миклолидийский. Ты услышишь, что каждый из этих ладов звучит особенно.

Фригийский лад звучит как тёмный минор, дорийский лад звучит как более осветлённый минор, эолийский звучит просто как минор, локрийский звучит ещё темнее и траурнее фригийского и т.д.

И вот тебе минус, специально сыгранный в фригийском E. Играй под него ми фригийский.

https://www.youtube.com/watch?v=9l0dfen1Mxo
А вот в обычном ми миноре (он же эолийский). Играй под него обычный ми минор.

https://www.youtube.com/watch?v=qmk8DSTxSNM
Почувствуй разницу.
Так, то есть если я под минусовку Am Dm Em буду обыгрывать под аккорд Dm дорийский лад, я все равно буду оставаться в тональности ЛЯ минор, это понятно. А если под эту же минусовку Am Dm Em я буду обыгрывать Ля Эолийским, Ре Фригийским и Ми Эолийским?
И последний вопрос, мб кто знает.В соло Sweet child o mine,  все с эолийского ми и ионийского соль обыгрывается?