Автор Тема: Диатонические лады  (Прочитано 1263 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн zango Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7168
  • Репутация: +521/-114
  • СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ,
Диатонические лады
« : Апреля 11, 2014, 12:33:03 »
Здравствуйте, у меня возник вопрос по теории, возьмём к примеру тональность До мажор и аккорд До мажор, соответственно этот аккорд я буду обыгрывать До натуральной мажорной гаммой, дальше в этой тональности идёт Ре минорный аккорд который я соответственно гармонизации До мажора должен обыгрывать дорийским ладом (по сути та же до мажорная гамма), но вот если я его буду обыгрывать гаммой Ре натуральный минор, то как это будет называться правильно и допускается ли такое?

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7845/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Диатонические лады
« Ответ #1 : Апреля 11, 2014, 13:23:04 »
Думаю, это допускается и будет называться сменой тональности — пойдёт отклонение из натурального c-dur в натуральный d-moll. Важно лишь, чтобы этот переход звучал естественно. Скажем, если так сделать с начала пьесы, типа один такт на аккорде С в c-dur, и сразу полезли в d-moll — вряд ли это будет естественно, т.к. будет слишком суетливая смена тональностей.

Оффлайн Mishok

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2473
  • Репутация: +3979/-7
  • ♠ ♣ ♥ ♦
Re: Диатонические лады
« Ответ #2 : Апреля 11, 2014, 13:29:00 »
Допускается. Правильно или нет - субъективный вопрос для ушей и мозга.
Если это просто как обыгрывание Dm в соло натуральным минором, то не смена тональности,ИМХО.
После С-Dm что идёт?

Оффлайн zango Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7168
  • Репутация: +521/-114
  • СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ,
Re: Диатонические лады
« Ответ #3 : Апреля 11, 2014, 13:44:05 »
Этот вопрос сугубо теоретический по этому остальной прогрессии нет, и речь именно не о смене основной тональности, а обыгрывания в соло натуральным минором аккорда Ре минор в основной тональности До мажор.

Возможны ли такие обыгрывания различных аккордов внутри одной тональности используя только натуральный минор и натуральный мажор построенные от этих аккордов (ступени гаммы не совпадают со ступенями гаммы основной тональности)?
« Последнее редактирование: Апреля 11, 2014, 13:50:33 от zango »

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7845/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Диатонические лады
« Ответ #4 : Апреля 11, 2014, 13:54:30 »
zango, если нет никакой аккордовой прогрессии и какого-либо плана пьесы, то это разговор о сферическом коне в вакууме. В музыке нет запретов — да, всё допускается, в т.ч. обыгрывание каждого последующего аккорда новым ладом.

Оффлайн zango Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7168
  • Репутация: +521/-114
  • СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ,
Re: Диатонические лады
« Ответ #5 : Апреля 11, 2014, 14:44:18 »
MrLf, Это понятно что если звучит нормально, то можно применять, просто нет ли специального названия какого-то этому способу обыгрывания аккордов ? или может быть при использовании гамм таким способом происходит номинальное изменение тональности или ещё что-то.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7845/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Диатонические лады
« Ответ #6 : Апреля 11, 2014, 16:42:40 »
zango, я здесь не силён в верной джазовой терминологии, к сожалению. "Вертикальный" способ обыгрывания, конечно, есть, когда каждый аккорд обыгрывается своим ладом (каждый аккорд рассматривается как самостоятельная тональность). Обычно советуют обыгрывать maj7 лидийским, m7 дорийским, полууменьшённые (m7b5) локрийским, уменьшённые — уменьшённым ладом. Малые мажорные (7)— миксолидийским.

Происходит ли "номинальное изменение тональности" зависит от того, как выглядит аккордовая прогрессия в целом. Если такая прогрессия поддаётся классическому анализу (по учебникам классической гармонии), то можно искать всякие отклонения (смены тональности) и т.п. Если не поддаётся, то только констатировать смену ладов.
« Последнее редактирование: Апреля 11, 2014, 17:09:56 от MrLf »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Диатонические лады
« Ответ #7 : Апреля 11, 2014, 22:50:33 »
просто нет ли специального названия какого-то этому способу обыгрывания аккордов ?
Одно из названий - "вертикальная полимодальность". Смысл этого подхода в том, что каждый отдельный аккорд (вертикаль) рассматривается изолированно от общей тональности, представляет собой некий тнальный центр и может обыгрываться разными (поли) ладами (модальность). По сути каждому аккорду могут соответствовать несколько разных родственных модальных ладов.
Обратите внимание - ладов модальных, но не тональных.
Тональные лады в принципе являются горизонтальными - то есть распространяют свое действие по горизонтали - на последовательность аккордов. Это означает, что они имеют сильный центр, который организует вокруг себя другие аккорды лада. То есть возникают сильные горизонтальные связи между аккордами и неумелое разрушение этих связей воспринимается слухом, как фальшь.

Тональные лады - это, собственно, натуральный мажор и минор. Поэтому, если вы играете натуральный мажор, то этот лад распространяет свое действие на другие аккорды. Если на следующем аккорде появляются другие звуки (альтерации), то это свидетельствует о смене тональности - модуляции.

Поэтому натуральные мажор и минор плохо подходят для вертикальной  полимодальности.
И поэтому, как говорилось выше, для мажора часто используется лидийский лад, который не претендует на горизонтальный центр.
Этой системе посвящена так называемая «Лидийская хроматическая концепция» Джорлжа Рассела.

Оффлайн zango Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 7168
  • Репутация: +521/-114
  • СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ,
Re: Диатонические лады
« Ответ #8 : Апреля 12, 2014, 01:13:25 »
eye, Спасибо за очень важную для меня информацию и хоть половина если не больше из всего Вами написанного мне не известна, но эти неизвестные мне моменты послужат отправными точками для дальнейшего направления моих поисков и изучения теории.

Оффлайн Александр Личутин

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 67
  • Репутация: +0/-0
  • Музыкааааааааааааааа
Re: Диатонические лады
« Ответ #9 : Апреля 14, 2014, 21:32:28 »
Допускается все братец))))) гитара это инструмент полной ипровизации во всем)))