pirogok, все, как обычно, сводится к целям
Мне, в целом, понятна причина, по которым человек может хотеть разучивать мелодии. Скорей всего это связано с тем, что хорошие мелодии сами по себе звучат хорошо, их приятно и разучивать, и играть. Другое дело, что мы хотим получить от их разучивания, и с какой целью голова должна держать в себе, как их играть?
Здесь дальше я предложу свое понимание возможных целей, не претендуя ни на истину, ни на навязывание его как на единственно правильную цель.
So:
- первое, что дает разучивание множества хороших мелодий - это просто дальнейшее развитие твоего музыкального вкуса и возможности трансляции его на твой инструмент. Все мы знаем проблему с тем, что ты слышишь музыку либо ушами, либо внутри себя, но не знаешь как её сыграть. Разучив кучу мелодий, которые можно напеть, ты тем самым учишься понимать, как пение (голосом или "внутренним голосом") может быть перенесено. И это критически важный момент, ибо самый простой способ самому придумать и сыграть хорошую мелодию на гитаре - это её пропеть. К примеру, именно об этом (о пении мелодий) говорят Энди Тиммонс и Стив Вай каждый с своем видео из соответствующих видеокурсов (спич Тиммонса
я когда-то переводил на этом форуме, а Вая дам ниже под спойлером.
- теперь о разборе мелодий. Как по-мне, понимание как сделана мелодия привязывается не только и не столько к интервалам между нотами, сколько к взаимодействию с аккордом или их последовательностью, под которые эта мелодия играется. Потому как хочешь ты или нет, в абсолютном большинстве своем мелодия будет основываться именно на тех нотах/ ступенях, из которых состоит обыгрываемый тобой аккорд. Это, в принципе, чуть ли не единственная причина, зачем нужно знать ноты на грифе для игры на гитаре - зная гармонию, под которую ты собираешься импровизировать, понимая из каких нот состоят эти аккорды, ты можешь собрать мелодию, основываясь на этих нотах, играя по всему грифу.
- каждое хорошее соло состоит из фраз/ ликов. Какие-то из них более мелодичны, какие-то менее. При разборе имеет смысл разобрать не только саму мелодию, но и под аккорд какой ступени он хорошо звучит. Потом попробовать под этот же трек импровизировать, подставляя понравившуюся часть под аккорды других степеней. Ну и потом взять вообще произвольный джем'трек и сыграть её же под совсем другую тональность, другой темп и другой ритмический рисунок. Если получится и тебе понравится - эта мелодия практически гарантированно становится твоей.
То есть, чуть ли не единственный способ запомнить как играть ту или иную мелодию - сделать её "своей", уметь её играть в собственных импровизациях так, чтоб она была не похожа на первичную, в разных темпах, разных тональностях и разных стилях. Иначе - она гарантированно забудется, разве что если ты не будешь их специально освежать в памяти. Но ты уже сейчас видишь, что это утомительно. Потому вариантов не много, и все будут сводиться к этим двум: либо заучивай и освежай в памяти регулярно, либо заучивай, разбивай на любимые моменты, научись их использовать самостоятельно в разных ситуациях как часть собственных соло, и тогда разученное тобой незаметно станет частью твоего стиля.
Наверное так