Автор Тема: Дилемма разучивания мелодий  (Прочитано 2913 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн pirogok Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 288
  • Репутация: +24/-1
Дилемма разучивания мелодий
« : Апреля 23, 2020, 00:40:10 »
Хочется узнать мнение опытных людей.

Как и многие новички в свое время я начал постигать гитару путем разучивания мелодий на ней. Шли года, и вот в моем списке разученных произведений было где-то 130 мелодий. И я стал ощущать, что попал в ловушку. С одной стороны, мне нужно постоянно повторять разученные мелодии, потому что они довольно быстро забываются, и это очень утомляет. Ты уже не получаешь удовольствие, а просто как робот рутинно воспроизводишь, лишь бы освежить в памяти ноты. С другой стороны, тебе нужно разучивать новые мелодии, не будешь же ты всю жизнь с одним и тем же списком ходить. И получается порочный круг: тебе надоедает разученные мелодии повторять, плюс еще нужно грузить голову новыми мелодиями.

В какой-то момент я решил сделать перерыв и месяц не повторял ничего. По истечению срока половину мелодий я не мог вспомнить и желания восстанавливать их в памяти у меня не появилось. Наоборот, я пришел к выводу, что хватит вообще разучивать мелодии, потому что это порочный круг, так как тебе постоянно будет нужно разучивать все новые и новые произведения, чтобы было куда развиваться, а твой мозг не резиновый их все в голове держать.

С другой стороны, я понимаю, что разученные мелодии и их повторение на инструменте способствуют лучшему понимаю инструмента и развитию слуха при написании своих композиций. Я вот месяц на гитаре ничего не повторял и я не чувствую инструмент подсознательно, что вот этот лад и этот интервал дают такой-то звук. Можно, конечно, повторять безликие гаммы и арпеджио, но эффект от них не такой, как от мелодий. 

Стоит ли вообще забить на разучивание мелодий в таком случае?

Оффлайн Ti TEn

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1940
  • Репутация: +1309/-4
Re: Дилемма разучивания мелодий
« Ответ #1 : Апреля 23, 2020, 01:21:30 »
Очень желательно не тупо заучивать, а стараться разбирать изучаемый материал. Хотя бы аппликатурно понимать-что за бокс, например, используется и почему он в этом куске.
Чем больше будет понимания, тем лучше. Во-первых, все лики формируют твой вокабуляр. Ты дальше уже сам же их используешь в оригинальном виде, видоизменяч и/или комбинируя. Во-вторых, понимая, как построено то же соло ты можешь забыть какую-то его часть, но примерно понимая структуру заменить её по ходу на что-то похожее. Т. Е. Уже будешь свободнее ориентироваться и импровизировать увереннее.
+ очень полезно прорабатывать свои варианты/видоизменять заученный материал. Выучил, скажем, соло из какого-то трека, отработал его. И под минус экспериментируешь, пытаешься какие-то его части поменять, что-то добавить и гоняешь так.

Иначе это как все время ездить/ходить только по навигатору и в момент его отсутствия не найти дорогу домой)
« Последнее редактирование: Апреля 23, 2020, 01:26:29 от Ti TEn »

Оффлайн pirogok Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 288
  • Репутация: +24/-1
Re: Дилемма разучивания мелодий
« Ответ #2 : Апреля 23, 2020, 02:01:35 »
Очень желательно не тупо заучивать, а стараться разбирать изучаемый материал. Хотя бы аппликатурно понимать-что за бокс, например, используется и почему он в этом куске.
Чем больше будет понимания, тем лучше. Во-первых, все лики формируют твой вокабуляр. Ты дальше уже сам же их используешь в оригинальном виде, видоизменяч и/или комбинируя. Во-вторых, понимая, как построено то же соло ты можешь забыть какую-то его часть, но примерно понимая структуру заменить её по ходу на что-то похожее. Т. Е. Уже будешь свободнее ориентироваться и импровизировать увереннее.
+ очень полезно прорабатывать свои варианты/видоизменять заученный материал. Выучил, скажем, соло из какого-то трека, отработал его. И под минус экспериментируешь, пытаешься какие-то его части поменять, что-то добавить и гоняешь так.

Иначе это как все время ездить/ходить только по навигатору и в момент его отсутствия не найти дорогу домой)

В этом плане, как мне кажется, уместнее гитару было бы сравнить с пианино. Я разучивал мелодии на гитаре по нотному стану и со временем я заметил, что все равно запоминаю номера ладов, а не ноты. В то время как при разучивании на пианино ты запоминаешь именно ноты и ступени. Так же большинство мелодий для гитары выполнены в виде табулатур. Даже если их в ноты перевести с помощью гитар про, знаков при ключе нет. Ты не видишь какая это гамма, какая тоника, какие знаки альтерации, где бекары и тому подобное. В результате ты не понимаешь какую ступень гаммы ты сейчас играешь.

Да и табулатуры часто не в рамках бокса, а просто разбросаны по всему грифу. Я знаю расположение нот на грифе, но все равно, когда разучиваешь по табулатурам, ты запоминаешь номера ладов, даже если ноты на грифе знаешь. Эту проблему частично решают наклейки с подписанными нотами для грифа, но они тогда рушат ассоциативную связь нота-точка на грифе, потому что правильно смотреть на гриф нужно сверху.

С другой стороны ноты - это боль. Глаза сломаешь об нотный стан и его мелкие линейки и точки. Неправильно посмотрел - уже не ту ноту играешь-разучиваешь. Постоянно путаешь знаки альтерации, что они действуют в рамках одного такта и тут голова ломается. А еще ты в голове должен держать 24 гаммы квинтового круга, их знаки при ключе и какая нота к какой ступени прикреплена, и формулы бессчетных диатонических ладов. В этом плане мне жаль, что я не программист. Мне кажется, что универсальным способом записи мелодий был бы метод записи ступеней. Задается тоника, а дальше указываются номера ступеней. Мне кажется, что данный способ был бы намного эффективней для развития слуха и разучивания мелодий. Но это уже влажные мечты пошли.

Оффлайн Kranick

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4669
  • Репутация: +1976/-10
  • против войны
Re: Дилемма разучивания мелодий
« Ответ #3 : Апреля 23, 2020, 08:07:00 »
pirogok, все, как обычно, сводится к целям :)

Мне, в целом, понятна причина, по которым человек может хотеть разучивать мелодии. Скорей всего это связано с тем, что хорошие мелодии сами по себе звучат хорошо, их приятно и разучивать, и играть. Другое дело, что мы хотим получить от их разучивания, и с какой целью голова должна держать в себе, как их играть?

Здесь дальше я предложу свое понимание возможных целей, не претендуя ни на истину, ни на навязывание его как на единственно правильную цель.

So:
- первое, что дает разучивание множества хороших мелодий - это просто дальнейшее развитие твоего музыкального вкуса и возможности трансляции его на твой инструмент. Все мы знаем проблему с тем, что ты слышишь музыку либо ушами, либо внутри себя, но не знаешь как её сыграть. Разучив кучу мелодий, которые можно напеть, ты тем самым учишься понимать, как пение (голосом или "внутренним голосом") может быть перенесено. И это критически важный момент, ибо самый простой способ самому придумать и сыграть хорошую мелодию на гитаре - это её пропеть. К примеру, именно об этом (о пении мелодий) говорят Энди Тиммонс и Стив Вай каждый с своем видео из соответствующих видеокурсов (спич Тиммонса я когда-то переводил на этом форуме, а Вая дам ниже под спойлером.

(нажмите чтобы показать/спрятать)

- теперь о разборе мелодий. Как по-мне, понимание как сделана мелодия привязывается не только и не столько к интервалам между нотами, сколько к взаимодействию с аккордом или их последовательностью, под которые эта мелодия играется. Потому как хочешь ты или нет, в абсолютном большинстве своем мелодия будет основываться именно на тех нотах/ ступенях, из которых состоит обыгрываемый тобой аккорд. Это, в принципе, чуть ли не единственная причина, зачем нужно знать ноты на грифе для игры на гитаре - зная гармонию, под которую ты собираешься импровизировать, понимая из каких нот состоят эти аккорды, ты можешь собрать мелодию, основываясь на этих нотах, играя по всему грифу.

- каждое хорошее соло состоит из фраз/ ликов. Какие-то из них более мелодичны, какие-то менее. При разборе имеет смысл разобрать не только саму мелодию, но и под аккорд какой ступени он хорошо звучит. Потом попробовать под этот же трек импровизировать, подставляя понравившуюся часть под аккорды других степеней. Ну и потом взять вообще произвольный джем'трек и сыграть её же под совсем другую тональность, другой темп и другой ритмический рисунок. Если получится и тебе понравится - эта мелодия практически гарантированно становится твоей.

То есть, чуть ли не единственный способ запомнить как играть ту или иную мелодию - сделать её "своей", уметь её играть в собственных импровизациях так, чтоб она была не похожа на первичную, в разных темпах, разных тональностях и разных стилях. Иначе - она гарантированно забудется, разве что если ты не будешь их специально освежать в памяти. Но ты уже сейчас видишь, что это утомительно. Потому вариантов не много, и все будут сводиться к этим двум: либо заучивай и освежай в памяти регулярно, либо заучивай, разбивай на любимые моменты, научись их использовать самостоятельно в разных ситуациях как часть собственных соло, и тогда разученное тобой незаметно станет частью твоего стиля.

Наверное так ???

Оффлайн pirogok Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 288
  • Репутация: +24/-1
Re: Дилемма разучивания мелодий
« Ответ #4 : Апреля 23, 2020, 09:12:58 »
pirogok, все, как обычно, сводится к целям :)

Мне, в целом, понятна причина, по которым человек может хотеть разучивать мелодии. Скорей всего это связано с тем, что хорошие мелодии сами по себе звучат хорошо, их приятно и разучивать, и играть. Другое дело, что мы хотим получить от их разучивания, и с какой целью голова должна держать в себе, как их играть?

Здесь дальше я предложу свое понимание возможных целей, не претендуя ни на истину, ни на навязывание его как на единственно правильную цель.

So:
- первое, что дает разучивание множества хороших мелодий - это просто дальнейшее развитие твоего музыкального вкуса и возможности трансляции его на твой инструмент. Все мы знаем проблему с тем, что ты слышишь музыку либо ушами, либо внутри себя, но не знаешь как её сыграть. Разучив кучу мелодий, которые можно напеть, ты тем самым учишься понимать, как пение (голосом или "внутренним голосом") может быть перенесено. И это критически важный момент, ибо самый простой способ самому придумать и сыграть хорошую мелодию на гитаре - это её пропеть. К примеру, именно об этом (о пении мелодий) говорят Энди Тиммонс и Стив Вай каждый с своем видео из соответствующих видеокурсов (спич Тиммонса я когда-то переводил на этом форуме, а Вая дам ниже под спойлером.

(нажмите чтобы показать/спрятать)

- теперь о разборе мелодий. Как по-мне, понимание как сделана мелодия привязывается не только и не столько к интервалам между нотами, сколько к взаимодействию с аккордом или их последовательностью, под которые эта мелодия играется. Потому как хочешь ты или нет, в абсолютном большинстве своем мелодия будет основываться именно на тех нотах/ ступенях, из которых состоит обыгрываемый тобой аккорд. Это, в принципе, чуть ли не единственная причина, зачем нужно знать ноты на грифе для игры на гитаре - зная гармонию, под которую ты собираешься импровизировать, понимая из каких нот состоят эти аккорды, ты можешь собрать мелодию, основываясь на этих нотах, играя по всему грифу.

- каждое хорошее соло состоит из фраз/ ликов. Какие-то из них более мелодичны, какие-то менее. При разборе имеет смысл разобрать не только саму мелодию, но и под аккорд какой ступени он хорошо звучит. Потом попробовать под этот же трек импровизировать, подставляя понравившуюся часть под аккорды других степеней. Ну и потом взять вообще произвольный джем'трек и сыграть её же под совсем другую тональность, другой темп и другой ритмический рисунок. Если получится и тебе понравится - эта мелодия практически гарантированно становится твоей.

То есть, чуть ли не единственный способ запомнить как играть ту или иную мелодию - сделать её "своей", уметь её играть в собственных импровизациях так, чтоб она была не похожа на первичную, в разных темпах, разных тональностях и разных стилях. Иначе - она гарантированно забудется, разве что если ты не будешь их специально освежать в памяти. Но ты уже сейчас видишь, что это утомительно. Потому вариантов не много, и все будут сводиться к этим двум: либо заучивай и освежай в памяти регулярно, либо заучивай, разбивай на любимые моменты, научись их использовать самостоятельно в разных ситуациях как часть собственных соло, и тогда разученное тобой незаметно станет частью твоего стиля.

Наверное так ???
Моими целями были: а) Получать удовольствие от игры любимой мелодии, это сорт оф медитация и б) Выпендрежь игры на гитаре перед друзьями. Сыграть металлику или кино перед друзьями - бесценно.

В принципе, я пришел к выводу, что разучивание огромного числа мелодий - обязательный этап постижения музыки и музыкального инструмента, но дропать потом все равно придется в любом случае по причине, которую я описал выше, только если ты не профессиональный исполнитель и зарабатываешь деньги на этом.  А так слишком много нервов и времени это все отнимает. Все мелодии на свете ты не разучишь, а нервы нерезиновые, чтобы все их в себя уместить. Я как решил больше не повторять и не разучивать, прям такое облегчение в голове испытал. Хотя было неприятно сливать в пустоту все разученные мелодии, сколько времени я на них потратил.

Лучше освободившиеся нервы направить на написание и повторение гамм в импровизации, нежели на разучивание. Но разучивать все равно надо, чтобы знать, что это такое. А так в какой-то момент нужно определиться: либо ты профессиональный исполнитель, либо свое пишешь.

Это как разучивание стихотворений в детском саду или в школе. Детей заставляют разучивать текст, чтобы развить память и понимание языка, но в будущем вряд ли кто-то из нас продолжает разучивать стихи. Мелодии - это те же самые стихотворения по механике восприятия.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7751/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Дилемма разучивания мелодий
« Ответ #5 : Апреля 23, 2020, 10:44:06 »
pirogok, профессиональному исполнителю "дропать" всё равно надо. Ты же не можешь наращивать репертуар бесконечно. В памяти и "в руках" держат только то, что нужно для ближайших выступлений или записей, а не весь репертуар за всю жизнь, зачем это нужно-то :crazy:

Что касается страха забыть супер-красивую и супер-полезную мелодию, то этот страх необоснован: по нотам старый репертуар восстанавливается в памяти очень быстро, при необходимости. Это совсем не то же самое, что разучивать новое.

Ноты — это не боль, потому что в них гораздо больше информации, чем в табах, следовательно, разучивать (и вспоминать старое) по ним объективно удобнее, нежели по табам. "Боль" проистекает только от наличия или отсутствия навыков, но эти навыки лёгкие, у страха глаза велики.

Оффлайн pirogok Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 288
  • Репутация: +24/-1
Re: Дилемма разучивания мелодий
« Ответ #6 : Апреля 23, 2020, 21:03:15 »
Что касается страха забыть супер-красивую и супер-полезную мелодию, то этот страх необоснован: по нотам старый репертуар восстанавливается в памяти очень быстро, при необходимости. Это совсем не то же самое, что разучивать новое.
Вот, кстати, тоже был бы полезный совет, если бы мне кто его дал на начале пути. Но я табы не коллекционировал. Качал с сонгстерра, гтп-табс, в роксмите изучал, а потом сиди и вспоминай, какой вариант табов ты качал, потому что их несколько, и откуда их брал непонятно.

Цитировать
Ноты — это не боль, потому что в них гораздо больше информации, чем в табах, следовательно, разучивать (и вспоминать старое) по ним объективно удобнее, нежели по табам. "Боль" проистекает только от наличия или отсутствия навыков, но эти навыки лёгкие, у страха глаза велики.
У меня нет страха. Я разучивал, играл и писал нотами. Нет, объективно это неудобно. Особенно всякие диатоники.

Вообще дам совет от себя, можете просто попробовать ради интереса: я сам, когда пишу мелодии, использую метод ступеней. Есть программа:
https://freepiano.tiwb.com/en/
В ней есть очень классная штука - игра ступенями, достаточно просто поменять тонику. Но только для мажора, для минора нужно играть либо от шестой ступени, либо свою собственную раскладку через настройки создавать. Я на ней подбираю мелодию, опираясь от ступеней. Записываю на бумаге ноты ступенями (то есть цифрами), а потом уже в голове конвертирую в классические ноты-табы в гитар про. И могу сказать, что этот способ намного удобнее. Во-первых, апликатурные боксы на гитаре построены на ступенях. Во-вторых, есть программа Functional Ear Trainer для смартфонов, она учит развивать слух именно основываясь на ступенях.

Но это я так, просто для расширения кругозора написал, попробовать, что это такое. По моему мнению, мир музыки был бы намного лучше, если бы все ноты-табы давались в формате ступеней. Был бы я программистом, написал бы драйвер для миди-клавиатур, который просто меняет тонику для пианино. На гитаре для этого достаточно просто сменить тонику бокса, но на пианино это не работает, а для миди пианино является стандартом, увы.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7751/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Дилемма разучивания мелодий
« Ответ #7 : Апреля 23, 2020, 22:00:07 »
pirogok, мышление ступенями имеет и засады, потому что оно запросто может быть неоднозначным (люди иногда спорят даже о тонике в предъявленной им музыке). Кроме того, как быть с мелкими отклонениями в разные тональности, которых в любой музыке навалом. Разработать систему нотации, основанную на ступенях, не такая простая задача, как могло бы показаться. Да, и это дискриминация меньшинств, играющих атональную (внеладовую) музыку :crazy:

Оффлайн pirogok Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 288
  • Репутация: +24/-1
Re: Дилемма разучивания мелодий
« Ответ #8 : Апреля 23, 2020, 22:24:50 »
pirogok, мышление ступенями имеет и засады, потому что оно запросто может быть неоднозначным (люди иногда спорят даже о тонике в предъявленной им музыке). Кроме того, как быть с мелкими отклонениями в разные тональности, которых в любой музыке навалом. Разработать систему нотации, основанную на ступенях, не такая простая задача, как могло бы показаться. Да, и это дискриминация меньшинств, играющих атональную (внеладовую) музыку :crazy:
Тоника - это тоже ступень, тащемта. Ты играешь ступенями от ступени. Это называется векторное мышление. Ты начинаешь мыслить именно волнами, а не растрами.

Частоты основных нот уже установлены и мало ли кто там как слышит. Вот частота - она привязана к определенной ноте-тонике. Какие там споры могут быть - непонятно.

Смысл в том, что человек слышит музыку именно ступенями, а не частотами нот. И разучивать поэтому желательно ступенями, а не частотами. Кто тренировал слух в Functional Ear Trainer - тот поймет.

Записывать тоже легко. Одна строчка - одна октава. Если ступень идет ниже первой ступени - то я записываю строчкой ниже. Выше - то строчкой выше. Четыре строчки хватает за глаза. А если нужно обозначит аккорд, то просто по вертикали дописываешь название аккорда или вручную ступени дописываешь. В принципе, кто работал с трекерной формой записи, не увидит в этом никакой фантастики.

 Что примечательно, даже переделывать готовые табы не нужно. Нужно просто обозначить тонику и знаки альтерации (бимоли или диезы), а программа дальше сама прикрепит ступень к нотам. Был бы я программистом, переконверить это не такая уж фантастическая задача. Но я не программист.

Ну а по поводу микротональностей. Я считаю, что микротона - это обыкновенные питчи. А питчи в ступенях довольно легко обозначаются, например: 6,5 - шестая ступень с питчем на четверть тона (половина от полутона). На гитаре это всегда были пребенды.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Дилемма разучивания мелодий
« Ответ #9 : Апреля 24, 2020, 01:32:19 »
Тоника - это тоже ступень, тащемта.
Речь шла как раз о том, что тоника может меняться.
MrLf, Есть такие авторы - Оськина и Парнес. Вот они просто под стихами - без нот давали ступени. У них куча книг - и по игре на разных инструментах, и и по сольфеджио, и по гармонии - и везде они продвигают эту систему. Есть тема модуляций, но я не помню, как они ее решают... Книги в Москве, а я на даче изолировался. Впрочем, одна картинка есть
2355308-0
Тоника параллельного минора у них 6я ступень.

Оффлайн pirogok Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 288
  • Репутация: +24/-1
Re: Дилемма разучивания мелодий
« Ответ #10 : Апреля 24, 2020, 02:24:08 »
Речь шла как раз о том, что тоника может меняться.
И это норма. На нотном стане, когда меняется тоника - меняются знаки при ключе, давая читателю понять о смене тональности. Не вижу здесь какой-то проблемы. При записи ступенями ты просто в начале такта обозначаешь смену ступени-тоники относительно хроматической гаммы до-мажор. То есть сначала ты обозначаешь: ступень 2 (Ре), а потом начинаешь писать, превращая эту ступень в 1 и начиная отчет от нее уже.
Цитировать
Есть такие авторы - Оськина и Парнес.
Зачем они мне? Я и так знаю как работает система ступеней. Речь изначально шла о том, что разучивать мелодии было бы не так болезненно, если бы они изначально давались в виде ступеней. Потому что тогда нужно было бы ориентироваться на слух, а не на запоминание нот.

Да не только читать и разучивать, но и писать. Но весь мир сидит на другой системе. А чтобы что-то поменять, нужно быть программистом. Написать перехватывающий сигналы драйвер для миди-клавиатур (а потом отправляющий их с помощью виртуальной миди типа loopmidi), меняющий тонику у клавиатур, тем самым позволяющий играть на пианино ступенями, а не разучивать 24 гаммы квинтового круга. Написать конвертор, который уже готовые ноты-табы конвертит в ступенчатую систему и написать какой-нибудь трекер, который целиком и полностью построен на системе ступеней при написании мелодий. Тогда может народ начнет потихоньку понимать важность ступеней для восприятия музыки.

Но это так все, влажные мечты, которые захотелось просто озвучить.
« Последнее редактирование: Апреля 24, 2020, 02:28:38 от pirogok »

Оффлайн Kranick

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4669
  • Репутация: +1976/-10
  • против войны
Re: Дилемма разучивания мелодий
« Ответ #11 : Апреля 24, 2020, 05:54:45 »
pirogok, это огромное обобщение, что «весь мир сидит на другой системе», и все видят только скрипичный ключ. Статистику конечно не искал, но могу поставить доллар, что табы в гитарном мире намного чаще используются каждый день, чем ноты.

Ну а что касается записи музыки только ступенями, такое тоже есть, и называется оно «relative notation». И хоть оно не так распространено как нотная запись, но все равно с ними часто объясняют «как устроена музыка». А с учетом того, что большинство любителей нот не знают и не хотят (ака «я просто хочу играть на гитаре, а не сидеть за партой учить ноты»), то они как раз первые потребители такого способа представления музыки. Она действительно проще для неподготовленного любителя, и позволяет сразу понимать материал, для понимания которого в классической школе нужны ноты.

Как пример могу привести книгу HookTheory, которую сам читал лет 5 назад. Там все как раз подаётся в relative notation, а на сайте есть огромная база данных треков, записанных именно в этой модели.
https://www.hooktheory.com/theorytab

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7751/-98
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Дилемма разучивания мелодий
« Ответ #12 : Апреля 24, 2020, 07:53:40 »
Ступеневая запись гармонии ещё есть :)

Оффлайн Rock Lobster

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2457
  • Репутация: +3466/-521
  • Ты с собою заберешь, только добрые дела.
Re: Дилемма разучивания мелодий
« Ответ #13 : Апреля 24, 2020, 09:56:30 »
Чем больше разучиваешь, тем быстрее потом разучиваешь и вспоминаешь старое. Так что нет смысла все помнить, ведь это легко потом восстановить будет.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Дилемма разучивания мелодий
« Ответ #14 : Апреля 24, 2020, 11:28:48 »
Зачем они мне? Я и так знаю
А я не вам писал, с чего вы взяли?