как считать ступени которые добавлять, например C7 , как посчитать какую ноту добавить к аккорду ?
Аккорд - это, согласно теории музыки, любое созвучие, состоящее из минимум трех звуков, которые могут быть расположены по терциям.. Терция, если говорить очень просто, это интервал, который получается между звуками, если игрыть какую-нибудь гамму "через ноту".. То есть, если взять гамму до-мажор, и нажать сначала ноту до, то терция вверх от ноты до (в до-мажоре) - будет нота ми (через ноту ре мы перескочили), от ми терция вверх (в до мажоре) будет нота соль (через фа перескочили), и от соль терция вверх (в до-мажоре) - это нота си (пропустили ля).. Вот эти четыре звука (до, ми,соль, си) - это основная гармоническая вертикаль в до-мажоре, эти звуки образуют тонический Большой Мажорный Септаккорд от ноты До.. Но можно ведь строить терции и дальше - продолжать от ноты си.. И все остальные построенные нами терции будут уже как бы вспомогательной, дополнительной вертикалью, или, как принято эти звуки называть, - надстройками.. Вот так, следующая терция вверх от ноты си в до-маджоре - это нота ре (перескочили через до), дальше - фа (через ми), дальше - ля (через соль), и дальше - мы опять пришли туда, с чего начали - нота до (через си).. Таким образом, полная гармоническая вертикаль до мажора выглядит так:
[До-Ми-Соль-Си-][-Ре-Фа-Ля]
Вот в таком порядке и отсчитываются ступени в гармонической вертикали:
До - 1-я ступень (тоника);
Ми - 3-я ступень, или терцовый тон (относительно тоники);
Соль - 5-я ступень, или квинтовый тон (относительно тоники);
Си - 7-я ступень, или септима (относительно тоники);
Ре - 9-я ступень, или нона (относительно тоники);
Фа - 11-я ступень, или ундецима (относительно тоники);
Ля - 13-я ступень, или терцдецима (относительно тоники)..
Аккорд же C7 - это уже аккорд не до-мажора, а фа-мажора, он строится от пятой ступени фа-мажорной гаммы.. В фа-мажорной гамме все те же ноты, что и в до-мажорной, кроме ноты си-бемоль. Вот и смотрим - полная вертикаль C7 выглядит так:
[До-Ми-Соль-Си(бемоль)-][-Ре-Фа-Ля]
Первые 4 звука - это и есть C7, Малый Мажорный Септаккорд от До или просто До Доминантсептаккорд. А остальные 3 звука - это надстройки этого аккорда, их можно добавлять к основному аккорду по своему усмотрению у качестве дополнительных красок как бы.. Есть еще такая фишка, как альтерация надстроек - это, грубо говоря, "сдвигание" надстроек на пол-тона вверх или вниз.. И, кстати, доминант септаккорды - это самый надстраиваемый и альтерируемы класс аккордов, и здесь можно извращаться самыми разными способами: можно 9-ю ступень (нота ре) двигать и вниз (b9) и вверх (#9), и даже одновременно чтобы было - и b9, и #9 в одном аккорде (расщепленная нона это называется). Можно 5-ю ступень двигать и туда, и туда, и расщепленную квинту тоже можно делать.. Можно двигать на полтона вверх ундециму (в C7 это нота фа) - будет #11, а если ее вниз сдвинуть - то получится та же терция, так что смысла в этом нету. Двигать 13 ступень в вверх бессмысленно (так мы либо в другой класс аккордов перскочим, или просто септиму продублируем), а вниз можно, только если в вертикали будет присутствовать нормальная 5-я ступень.. Но выбирать что добавить аккорд и как альтерировать его ступени - это уже вопрос того, у какой цепочке аккордов стоит данный аккорд, в каком гармоническом контексте.. Здесь уже надо более глубоко копать музыкальную науку..
В общем, я бы мог всего этого не писать, а просто сказать читать того же Манилова-Молоткова "Техника джазового аккомпанимента на шестиструной гитаре", я в свое время начинал во всем этом разбираться именно с этой книжки..