Автор Тема: добавочные ступени  (Прочитано 5466 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн cokamephnk Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 6
  • Репутация: +0/-0
добавочные ступени
« : Марта 02, 2009, 11:20:02 »
как считать ступени которые добавлять, например C7 , как посчитать какую ноту добавить к аккорду ?

Оффлайн andor

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3687
  • Репутация: +319/-9
  • life it's right now..do not forget to live it
Re: добавочные ступени
« Ответ #1 : Марта 02, 2009, 12:55:39 »
проще всего запомнить какая это нота от сновного тона аккорда...это доминант септ аккорд!!

... и добавил:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Септима#.D0.A0.D0.B0.D0.B7.D0.BD.D0.BE.D0.B2.D0.B8.D0.B4.D0.BD.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.B8_.D1.81.D0.B5.D0.BF.D1.82.D0.B8.D0.BC.D1.8B

... и добавил:

это хорошо описано в книге манилова!!
« Последнее редактирование: Марта 02, 2009, 13:18:28 от andor »

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: добавочные ступени
« Ответ #2 : Марта 02, 2009, 13:42:49 »
К аккорду С7 соответствие ноты и ступени
Нота |ступень
c#       b9
d           9
eb         #9
f            11
f#          b5
g#         #5
a          6,13

Оффлайн Fuzzy Logic

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1471
  • Репутация: +222/-0
  • Guitarplayer FUN!..
Re: добавочные ступени
« Ответ #3 : Марта 02, 2009, 14:29:07 »
как считать ступени которые добавлять, например C7 , как посчитать какую ноту добавить к аккорду ?

Аккорд - это, согласно теории музыки, любое созвучие, состоящее из минимум трех звуков, которые могут быть расположены по терциям.. Терция, если говорить очень просто, это интервал, который получается между звуками, если игрыть какую-нибудь гамму "через ноту".. То есть, если взять гамму до-мажор, и нажать сначала ноту до, то терция вверх от ноты до (в до-мажоре) - будет нота ми (через ноту ре мы перескочили), от ми терция вверх (в до мажоре) будет нота соль (через фа перескочили), и от соль терция вверх (в до-мажоре) - это нота си (пропустили ля).. Вот эти четыре звука (до, ми,соль, си) - это основная гармоническая вертикаль в до-мажоре, эти звуки образуют тонический Большой Мажорный Септаккорд от ноты До.. Но можно ведь строить терции и дальше - продолжать от ноты си.. И все остальные построенные нами терции будут уже как бы вспомогательной, дополнительной вертикалью, или, как принято эти звуки называть, - надстройками.. Вот так, следующая терция вверх от ноты си в до-маджоре - это нота ре (перескочили через до), дальше - фа (через ми), дальше - ля (через соль), и дальше - мы опять пришли туда, с чего начали - нота до (через си).. Таким образом, полная гармоническая вертикаль до мажора выглядит так:

[До-Ми-Соль-Си-][-Ре-Фа-Ля]

Вот в таком порядке и отсчитываются ступени в гармонической вертикали:

До - 1-я ступень (тоника);
Ми - 3-я ступень, или терцовый тон (относительно тоники);
Соль - 5-я ступень, или квинтовый тон (относительно тоники);
Си - 7-я ступень, или септима (относительно тоники);
Ре - 9-я ступень, или нона (относительно тоники);
Фа - 11-я ступень, или ундецима (относительно тоники);
Ля - 13-я ступень, или терцдецима (относительно тоники)..

Аккорд же C7 - это уже аккорд не до-мажора, а фа-мажора, он строится от пятой ступени фа-мажорной гаммы.. В фа-мажорной гамме все те же ноты, что и в до-мажорной, кроме ноты си-бемоль. Вот и смотрим - полная вертикаль C7 выглядит так:

[До-Ми-Соль-Си(бемоль)-][-Ре-Фа-Ля]

Первые 4 звука - это и есть C7, Малый Мажорный Септаккорд от До или просто До Доминантсептаккорд. А остальные 3 звука - это надстройки этого аккорда, их можно добавлять к основному аккорду по своему усмотрению у качестве дополнительных красок как бы.. Есть еще такая фишка, как альтерация надстроек - это, грубо говоря, "сдвигание" надстроек на пол-тона вверх или вниз.. И, кстати, доминант септаккорды - это самый надстраиваемый и альтерируемы класс аккордов, и здесь можно извращаться самыми разными способами: можно 9-ю ступень (нота ре) двигать и вниз (b9) и вверх (#9), и даже одновременно чтобы было - и b9, и #9 в одном аккорде (расщепленная нона это называется). Можно 5-ю ступень двигать и туда, и туда, и расщепленную квинту тоже можно делать.. Можно двигать на полтона вверх ундециму (в C7 это нота фа) - будет #11, а если ее вниз сдвинуть - то получится та же терция, так что смысла в этом нету. Двигать 13 ступень в вверх бессмысленно (так мы либо в другой класс аккордов перскочим, или просто септиму продублируем), а вниз можно, только если в вертикали будет присутствовать нормальная 5-я ступень.. Но выбирать что добавить аккорд и как альтерировать его ступени - это уже вопрос того, у какой цепочке аккордов стоит данный аккорд, в каком гармоническом контексте.. Здесь уже надо более глубоко копать музыкальную науку..

В общем, я бы мог всего этого не писать, а просто сказать читать того же Манилова-Молоткова "Техника джазового аккомпанимента на шестиструной гитаре", я в свое время начинал во всем этом разбираться именно с этой книжки.. :crazy:
« Последнее редактирование: Марта 03, 2009, 00:40:35 от Fuzzy Logic »

Оффлайн Sharl

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 55
  • Репутация: +5/-0
Re: добавочные ступени
« Ответ #4 : Марта 02, 2009, 14:36:41 »
http://sentosa.e-burg.su/mmguitar/020.png

В твоем случае С7 - доминиантовый септаккорд до.
Добавляемые к нему ступени 9 (d), 11 (f), 13 (a)
Которые при этом можно еще и алтерировать b5 (bg), #5 (#g), b9 (bd), #9 (#d), #11 (#f)

Там можно посмотреть добавочные ступени к любому типу аккордов, помимо доминантового.

Хотя сложно добавить что-то новое к вышесказанному )))
Разжевано и в рот положено!
« Последнее редактирование: Марта 02, 2009, 14:39:53 от Sharl »

Оффлайн cokamephnk Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 6
  • Репутация: +0/-0
Re: добавочные ступени
« Ответ #5 : Марта 02, 2009, 15:30:51 »
собствено интересовало только именно 7 ступень, почему она си бемоль в етом акорде, я думал считаются ступени ну первая до вторая ре и так далее по гамме до мажора , или гапример Gm6 по гамме соль минора считать но тогда получается что 6 ступень ето ми бимоль ? .
« Последнее редактирование: Марта 02, 2009, 16:03:30 от cokamephnk »

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: добавочные ступени
« Ответ #6 : Марта 02, 2009, 15:37:13 »
В твоем случае С7 - доминиантовый септаккорд до.
Добавляемые к нему ступени 9 (d), 11 (f), 13 (a)
Которые при этом можно еще и алтерировать b5 (bg), #5 (#g), b9 (bd), #9 (#d), #11 (#f)
Тут сразу возникает вопрос выбора какие надстройки прозвучат уместно а какие нет.
ИМНО все зависит от того какую функцию выполняет С7.
Если С7 доминант септаккорд к F (последовательность |С7|F|) тогда наиболее подходящие ступени 9 (d), 11 (f), 13 (a).
Если С7 доминант септаккорд к Fm (последовательность |С7|Fm|) тогда наиболее подходящие ступени Ь9 (ьd), 11 (f), #5 (ьa).
Если С7 выступает в качетсве тритоновой замены F#7 последовательность |С7|H|) тогда наиболее подходящие ступени 9 (d),b5 (bg), #5 (#g).
Если С7 аккорд в составе орк-н-рольной сетки тогда  9 (d),13 (a).
Если С7 аккорд в блюзовом квадрате обыгрываемый с-минорной блюзовой гаммой (с,ьe,f,#f,g,ьb) наиболее подходящие ступени ка #9 (ьe)
11(f), #11(#f).
« Последнее редактирование: Марта 02, 2009, 15:51:48 от Taps »

Оффлайн Sharl

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 55
  • Репутация: +5/-0
Re: добавочные ступени
« Ответ #7 : Марта 02, 2009, 15:53:04 »
Taps,
Резонно. Только поясни насчет тритон замены. Почему 9 (d), а не #9 (#d)? Там же в тональности B-dur вроде #d должно быть?

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: добавочные ступени
« Ответ #8 : Марта 02, 2009, 17:13:36 »
Taps,
Резонно. Только поясни насчет тритон замены. Почему 9 (d), а не #9 (#d)? Там же в тональности B-dur вроде #d должно быть?
Я обычно тритоновую замену обыгрываю целотонной гаммой. (с,d,e,f#,g#,a#) отсюда и девятка чистая получается.
Если обыгрывать H-мажором (h,#c,#d,f,#f,#g,#a) тогда допустимые надстройки ь9,#9,11,b5,#5. (h в качастве надстройки не используем тк изменится тип аккорда на maj7).


Оффлайн Семёныч

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 499
  • Репутация: +30/-1
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: добавочные ступени
« Ответ #9 : Марта 10, 2009, 19:06:41 »
А если на практике... Любую ступень можно подвергнуть альтерации. Важен результат.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: добавочные ступени
« Ответ #10 : Марта 10, 2009, 19:26:39 »
Если обыгрывать H-мажором (h,#c,#d,f,#f,#g,#a) тогда допустимые надстройки ь9,#9,11,b5,#5. (h в качастве надстройки не используем тк изменится тип аккорда на maj7).
Зачем H мажором? Те же звуки,но без непдходящей h входят в Db мажор (С локрийский).
А вообще,  на C alt=Gb7-5 обычно используется Db мелодический - db, eb, fb, gb, ab, bb, c. 

Оффлайн Krage

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1656
  • Репутация: +1909/-474
  • Hellraiser
    • Музыкальная школа Эллиота Крэйга
Re: добавочные ступени
« Ответ #11 : Марта 10, 2009, 23:41:38 »
Цитировать
Аккорд же C7 - это уже аккорд не до-мажора, а фа-мажора, он строится от пятой ступени фа-мажорной гаммы.. В фа-мажорной гамме все те же ноты, что и в до-мажорной, кроме ноты си-бемоль. Вот и смотрим - полная вертикаль C7 выглядит так:
ХОть сам то понял что сказал?

Оффлайн Fuzzy Logic

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1471
  • Репутация: +222/-0
  • Guitarplayer FUN!..
Re: добавочные ступени
« Ответ #12 : Марта 10, 2009, 23:47:25 »
ХОть сам то понял что сказал?

Да, я все правильно сказал, и все что я говорю я вполне понимаю.. :)
Но это не всегда понимают те, кто не очень знаком с муз. теорией.. к сожалению..

Оффлайн Conso

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 38
  • Репутация: +1/-0
Re: добавочные ступени
« Ответ #13 : Марта 11, 2009, 01:02:20 »
Fuzzy Logic, отлично пишете! Спасибо за объяснения, скопировал себе в блокнот, если что перечитаю))

Оффлайн Krage

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1656
  • Репутация: +1909/-474
  • Hellraiser
    • Музыкальная школа Эллиота Крэйга
Re: добавочные ступени
« Ответ #14 : Марта 11, 2009, 04:15:02 »
Fuzzy Logic, Ты бы хоть проще сформулировал, что С7 это функция доминанты в тональности F
 dur. Но это не значит, что в До мажоре его не может быть. Хотя, кто его знает.