Автор Тема: добавочные ступени  (Прочитано 5731 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Fuzzy Logic

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1467
  • Guitarplayer FUN!..
Re: добавочные ступени
« Ответ #15 : Марта 11, 2009, 15:38:17 »
Fuzzy Logic, Ты бы хоть проще сформулировал, что С7 это функция доминанты в тональности F
 dur. Но это не значит, что в До мажоре его не может быть. Хотя, кто его знает.

Я сформулировал так просто, как это возможно и при этом выдержав строгую логику теории.. Да, я кое-что пропустил, но если бы я начал объяснять вообще все подробно, то написал бы книгу.. А здесь форум..

Просто аккорды получаются из ступеней ладов, и если посторить от каждой ступени, к примеру, мажорной гаммы аккорды, то мы получим семь аккордов, и на 5ой ступени будет доминантсептаккорд.. Причем только на 5ой ступени и получается доминантсептаккорд, на всех остальных ступенях другие типы аккордов.. Такое рассмотрение дает лучшее понимание ладовых тяготений аккордов в одной тональности, и именно так и принято это рассматривать.. В этом ключе я и говорил - C7 строится от 5ой ступени фа-мажора, это аккорд фа-мажора, да, это доминанта в фа-мажоре.. Если подробно об этом говорить - то это еще куча букв..

А вот фразу "Но это не значит, что в До мажоре его не может быть." я, откровенно говоря, не понял..
Кого его? ???
« Последнее редактирование: Марта 11, 2009, 15:46:38 от Fuzzy Logic »

Оффлайн PrecrasSsnaia

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 315
  • время нас не ждет
Re: добавочные ступени
« Ответ #16 : Марта 12, 2009, 22:52:57 »
как все умопозновательно ;) аж в мозгу не все укладывается  :crazy:

Оффлайн Krage

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1656
  • Hellraiser
    • Музыкальная школа Эллиота Крэйга
Re: добавочные ступени
« Ответ #17 : Марта 13, 2009, 09:34:31 »
Fuzzy Logic, Самое простое, это объяснить на примере конструктора лего. У тебя были такие? У меня вот не было. Но был один конструктор в детском саду. Так вот гармония, это как те кубики. Что-то стыкуется, что-то не стыкуется. Добавочные ступени должны быть оправданы автором замысла. А звуки ерунда. Это авангард полный.

Оффлайн andor

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3564
  • life it's right now..do not forget to live it
Re: добавочные ступени
« Ответ #18 : Марта 13, 2009, 14:40:51 »
Fuzzy Logic, Ты бы хоть проще сформулировал, что С7 это функция доминанты в тональности F
 dur. Но это не значит, что в До мажоре его не может быть. Хотя, кто его знает.
просто это доминант септаккорд значит малая септима...тоесть СИ бимоль...ну а как ты знаешь в до ( натуральном ) мажоре нет ни диезов ни бимолей:))) хотя я встречал гормонизацию септаккордами  вне данного ) правила..так что ты может в чем то  ты и прав

Оффлайн Fuzzy Logic

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1467
  • Guitarplayer FUN!..
Re: добавочные ступени
« Ответ #19 : Марта 13, 2009, 20:19:11 »
Fuzzy Logic, Самое простое, это объяснить на примере конструктора лего. У тебя были такие? У меня вот не было. Но был один конструктор в детском саду. Так вот гармония, это как те кубики. Что-то стыкуется, что-то не стыкуется. Добавочные ступени должны быть оправданы автором замысла. А звуки ерунда. Это авангард полный.

Чота как-то путанно у тебя все.. Что значат эти последние фразы - "А звуки ерунда. Это авангард полный."? ??? Похоже, ты не совсем понимаешь в том, о чем пытаешься говорить..

Ну ладно, писать гору букв, так писать..
Специально для тех, кто интересуется теорией..

Есть в музыке фундаментальные понятия лада, тональности (как звуковысотного положения лада) и музыкальных функций.. Вот от этих понятий всегда во всем и пляшут (а не наоборот).. Вот мы берем звуки мажорной гаммы, например все того же до-мажора.. Здесь есть самая главная нота - До, это первая ступень, называется она тоникой (T).. Есть вторая и четвертая ступень - ноты Ре и Фа, которые несут на себе ярко выраженную субдоминантовую функцию (S), и есть ступень пятая - нота Соль, которая является доминантой (D).. Тоника, субдоминанта и доминанта - это, так называемые, музыкальные функции, взаимодействие которых определенным образом создает, так сказать, движение в музыке.. Напоминаю, что мы находимся в до мажоре, в других тональностях тоники, доминанты и субдоминанты будут другими нотами, но всегда тоника будет на I ступени, субдоминанта на IV-ой или на II-ой, а доминанта на V-ой ступенях.. Вот, это все основа, и теперь начинаем смотреть что у нас с гармонией.. Теперь мы берем эти звуки до-мажорной гаммы и строим от каждого звука вверх септаккорды (грубо говоря, дорисовываем еще три ноты через ноту, используя исключительно звуки данной гаммы до мажор).. И в итоге мы получим такую картину:



Окажется, что у нас на I-ой ступени получится Большой Мажорный Септаккорд, на II-ой ступени Малый Минорный Септаккорд (или просто Минорный Септаккорд), на III-ей ступени опять Малый Минорный Септаккорд, на IV ступени (как и на I-ой) будет Большой Мажорный Септаккорд, на V-ой ступени - Малый Мажорный Септаккорд (или Доминантсептаккорд), на VI-ой ступени (как и на II-ой и на III-ей) - Малый Минорный Септаккорд и на VII-ой ступени получится Малый Минорный Септаккорд с пониженной 5-ой ступенью (он еще называется Полууменьшенный септаккорд).. Вот.. Это все аккорды данной тональности, и точно так же как и в гамме I-я, IV-я (II) и V-я ступени несли на себе ярко выраженные функции, так и акорды, построенные от этих ступеней будут нести на себе те же самые функции.. Аккорд I-ступени будет нести на себе тоническую функцию, аккорды II и IV ступеней - функцию субдоминанты, а аккорд V ступени - функцию доминанты.. И вот эти аккорды одной тональности образуют определенную систему.. Подробно об этом пока не буду, ибо речь немного не об этом..

Точно так же можно построить акккорды в любой тональности, и в каждой тональности будет свой набор аккордов.. И вот если мы видим какой-нибудь аккорд, к примеру, Fmaj7, то этот аккорд может нами быть интерпретирован, как аккорд I-ой ступени фа-мажора, а может и как аккорд IV-ой ступени до-мажора (ибо это большой мажорный септакорд, а такой тип аккордов бывает только на I или IV ступенях в мажоре, про минор пока не буду говорить).. И если после этого аккорда стоит G7, к примеру, то это логически означает, что мы находимся в до-мажоре и наш Fmaj7 - это в данном случае IV-я ступень до мажора, и базовый звукоряд для его обыгрывания - это до мажорная гамма (вернее - лидийский лад от фа).. Или взять, к примеру, аккорд Am7 - он может быть аккордом II-ой ступени соль мажора, III-ей ступени фа-мажора или VI-ой ступени до мажора, потмоу что минорные септаккорды получаются только на II-ой, III-ей, VI-ой ступенях в мажоре.. Либо это i-я или iv-я ступень, но уже в миноре.. А вот что именно - это уже вопрос того, какие аккорды стоят до этого Am в аккордовой цепочке, и какие после - то есть, в каком гармоническом контексте стоит аккорд.. Иногда выбирать "откуда", из какой тональности аккорд можно произвольно, но часто контекст диктует это..

Так что не просто "кубики", а есть целые целые "системы кубиков"..

Вот исходя из всего этого получается выбор надстроек и альтераций к аккордам.. Вот если мы имеем, к примеру, тот же C7, то про него можно сказать, что это доминантсептаккорд, этот тип аккорда строится от V-ой ступени в мажоре, и так же от v-ой ступени, но в миноре.. Поэтому этот аккорд может имееть отношение к фа-мажору, а может и к фа-минору.. И вот исходя из того, во что он разрешается (что стоит после этого C7), вот на основании этого и выбираются надстройки и альтерации.. Если есть цепочка:

| C7 | F |

то это значит, что надстройки к C7 следует выбирать из звуков фа-мажорной гаммы, так как здесь мы явно находимся в фа-мажоре.. Если же имеется такая вот цепочка:

| C7 | Fm |

то мы в миноре, и надстройки с альтерациями должны быть соответствующими фа-минору.. Только здесь есть тонкий момент - для мажора часто катят и минорные надстройки (для доминант), но вот для минора мажорные надстройки не катят совсем никак, только если в каких-то совсем исключительных случаях..

Ну и наконец, если мы имеем вот нечто такое:

| C7| % | % |.. и т.д..

то здесь можно все, ибо C7 сам по себе и никуда не разрешается, никакого гармонического контекста вроде как и нету, огромные просторы для фантазии..

Вот, это все если поверхностно и коротко говорить, на самом деле для полноты картины надо еще много о чем сказать.. Так что просто "кубиками" не обойдется здесь, это, так сказать, "особые кубики".. Читайте, ребята, книжки про джазовую импровизацию, уж где-где, а в джазе надстройки и альтерации - это очень актуальная тема, поэтому там все и расписывается достаточно основательно и подробно.. :crazy:

ПЫСЫ: вроде все прально написал.. а то придет какой-нибудь гуру-джазмен и найдет гору косяков в моей писанине.. ;D

Оффлайн inko

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1250
Re: добавочные ступени
« Ответ #20 : Марта 13, 2009, 21:54:07 »
Fuzzy Logic, хорошо написал, доступно так)

Оффлайн Krage

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1656
  • Hellraiser
    • Музыкальная школа Эллиота Крэйга
Re: добавочные ступени
« Ответ #21 : Марта 14, 2009, 09:09:58 »
Ща я обломаю разом всех функциональщиков: ТОНАЛЬНОСТЬ ЕСТЬ ВЫСОТА ЛАДА
Если кто понял, то это крутой облом функциональной гармонической мажорно-минорной системы. Кое кто об этом знал и поэтому в учебники ввели параграф о народных ладах. Мажорно-минорная система же как самое легкое в восприятии устоялось и там появились устойчивые психике обыкновенного обывателя тяготения.
Отличительная черта тональности в ее функциональном окрасе это наличие тяготений, которые определяют закон поведения и движения звуков. А если я буду играть по другому и это будет слушаться, то я ломаю весь устой функциональщиков

... и добавил:

Fuzzy Logic, Какие к Богу "особые кубики". Самые что ни на есть обыкновенные. Стыкуя их, ты собираешь определеную мозаику. Вот у нас кубик "нота", вот у нас кубик "аккорд", вот у нас кубик "лад-тональность". Хотя неправильно называть кубиком, то что является параллелепипедом  ;D

... и добавил:

Но так понятней  ;)
« Последнее редактирование: Марта 14, 2009, 09:16:16 от Krage »

Оффлайн Fuzzy Logic

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1467
  • Guitarplayer FUN!..
Re: добавочные ступени
« Ответ #22 : Марта 14, 2009, 12:04:09 »
Ща я обломаю разом всех функциональщиков: ТОНАЛЬНОСТЬ ЕСТЬ ВЫСОТА ЛАДА

А в чем суть облома-то? ???
Ну да, это такое вот определение, что "тональность есть звуковысотное положение лада", я, кстати, сослался на него в своем предыдущем мега-посту.. Чета никак не пойму что за облом здесь..

Ну и собственно почему кто-то должен в чем-то обламываться - есть функциональная гармония, а может быть, так сказать, и "нефункциональная" гармония, в любом случае одно не отрицает другого, а иногда даже здорово дополняет.. ;)