Fuzzy Logic, Самое простое, это объяснить на примере конструктора лего. У тебя были такие? У меня вот не было. Но был один конструктор в детском саду. Так вот гармония, это как те кубики. Что-то стыкуется, что-то не стыкуется. Добавочные ступени должны быть оправданы автором замысла. А звуки ерунда. Это авангард полный.
Чота как-то путанно у тебя все.. Что значат эти последние фразы - "А звуки ерунда. Это авангард полный."?
Похоже, ты не совсем понимаешь в том, о чем пытаешься говорить..
Ну ладно, писать гору букв, так писать..
Специально для тех, кто интересуется теорией..
Есть в музыке фундаментальные понятия лада, тональности (как звуковысотного положения лада) и музыкальных функций.. Вот от этих понятий всегда во всем и пляшут (а не наоборот).. Вот мы берем звуки мажорной гаммы, например все того же до-мажора.. Здесь есть самая главная нота - До, это первая ступень, называется она тоникой (T).. Есть вторая и четвертая ступень - ноты Ре и Фа, которые несут на себе ярко выраженную субдоминантовую функцию (S), и есть ступень пятая - нота Соль, которая является доминантой (D).. Тоника, субдоминанта и доминанта - это, так называемые, музыкальные функции, взаимодействие которых определенным образом создает, так сказать, движение в музыке.. Напоминаю, что мы находимся в до мажоре, в других тональностях тоники, доминанты и субдоминанты будут другими нотами, но всегда тоника будет на I ступени, субдоминанта на IV-ой или на II-ой, а доминанта на V-ой ступенях.. Вот, это все основа, и теперь начинаем смотреть что у нас с гармонией.. Теперь мы берем эти звуки до-мажорной гаммы и строим от каждого звука вверх септаккорды (грубо говоря, дорисовываем еще три ноты через ноту, используя исключительно звуки данной гаммы до мажор).. И в итоге мы получим такую картину:
Окажется, что у нас на I-ой ступени получится Большой Мажорный Септаккорд, на II-ой ступени Малый Минорный Септаккорд (или просто Минорный Септаккорд), на III-ей ступени опять Малый Минорный Септаккорд, на IV ступени (как и на I-ой) будет Большой Мажорный Септаккорд, на V-ой ступени - Малый Мажорный Септаккорд (или Доминантсептаккорд), на VI-ой ступени (как и на II-ой и на III-ей) - Малый Минорный Септаккорд и на VII-ой ступени получится Малый Минорный Септаккорд с пониженной 5-ой ступенью (он еще называется Полууменьшенный септаккорд).. Вот.. Это все аккорды данной тональности, и точно так же как и в гамме I-я, IV-я (II) и V-я ступени несли на себе ярко выраженные функции, так и акорды, построенные от этих ступеней будут нести на себе те же самые функции.. Аккорд I-ступени будет нести на себе тоническую функцию, аккорды II и IV ступеней - функцию субдоминанты, а аккорд V ступени - функцию доминанты.. И вот эти аккорды одной тональности образуют определенную систему.. Подробно об этом пока не буду, ибо речь немного не об этом..
Точно так же можно построить акккорды в любой тональности, и в каждой тональности будет свой набор аккордов.. И вот если мы видим какой-нибудь аккорд, к примеру, Fmaj7, то этот аккорд может нами быть интерпретирован, как аккорд I-ой ступени фа-мажора, а может и как аккорд IV-ой ступени до-мажора (ибо это большой мажорный септакорд, а такой тип аккордов бывает только на I или IV ступенях в мажоре, про минор пока не буду говорить).. И если после этого аккорда стоит G7, к примеру, то это логически означает, что мы находимся в до-мажоре и наш Fmaj7 - это в данном случае IV-я ступень до мажора, и базовый звукоряд для его обыгрывания - это до мажорная гамма (вернее - лидийский лад от фа).. Или взять, к примеру, аккорд Am7 - он может быть аккордом II-ой ступени соль мажора, III-ей ступени фа-мажора или VI-ой ступени до мажора, потмоу что минорные септаккорды получаются только на II-ой, III-ей, VI-ой ступенях в мажоре.. Либо это i-я или iv-я ступень, но уже в миноре.. А вот что именно - это уже вопрос того, какие аккорды стоят до этого Am в аккордовой цепочке, и какие после - то есть, в каком гармоническом контексте стоит аккорд.. Иногда выбирать "откуда", из какой тональности аккорд можно произвольно, но часто контекст диктует это..
Так что не просто "кубики", а есть целые целые "системы кубиков"..
Вот исходя из всего этого получается выбор надстроек и альтераций к аккордам.. Вот если мы имеем, к примеру, тот же C7, то про него можно сказать, что это доминантсептаккорд, этот тип аккорда строится от V-ой ступени в мажоре, и так же от v-ой ступени, но в миноре.. Поэтому этот аккорд может имееть отношение к фа-мажору, а может и к фа-минору.. И вот исходя из того, во что он разрешается (что стоит после этого C7), вот на основании этого и выбираются надстройки и альтерации.. Если есть цепочка:
| C7 | F |
то это значит, что надстройки к C7 следует выбирать из звуков фа-мажорной гаммы, так как здесь мы явно находимся в фа-мажоре.. Если же имеется такая вот цепочка:
| C7 | Fm |
то мы в миноре, и надстройки с альтерациями должны быть соответствующими фа-минору.. Только здесь есть тонкий момент - для мажора часто катят и минорные надстройки (для доминант), но вот для минора мажорные надстройки не катят совсем никак, только если в каких-то совсем исключительных случаях..
Ну и наконец, если мы имеем вот нечто такое:
| C7| % | % |.. и т.д..
то здесь можно все, ибо C7 сам по себе и никуда не разрешается, никакого гармонического контекста вроде как и нету, огромные просторы для фантазии..
Вот, это все если поверхностно и коротко говорить, на самом деле для полноты картины надо еще много о чем сказать.. Так что просто "кубиками" не обойдется здесь, это, так сказать, "особые кубики".. Читайте, ребята, книжки про джазовую импровизацию, уж где-где, а в джазе надстройки и альтерации - это очень актуальная тема, поэтому там все и расписывается достаточно основательно и подробно..
ПЫСЫ: вроде все прально написал.. а то придет какой-нибудь гуру-джазмен и найдет гору косяков в моей писанине..