Автор Тема: Движения по квинтовому и квартовым кругам  (Прочитано 1507 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн own Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 78
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Привет!

обратил внимание на закономерность- нижняя от тоники квинта соответствует тоники тональности +   один диез (например до-соль), верняя от тоники квинта - тоика тональности с одним бемолем (до -фа) . Обратная картина- нижняя от тоники квинта (фа от до) - тоника тональности +бемоль, а верхняя квинта (соль)- тоника тональности + диез.Вопрос-  как эта закономерность используется в музыке ? почему именно наиболее устойчивые интервалы- пути перехода между тональностями? Есть ли подобные закономерности для других интервалов ?

Спасибо заранее!

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Движения по квинтовому и квартовым кругам
« Ответ #1 : Октября 05, 2014, 14:46:33 »
Вопрос-  как эта закономерность используется в музыке ?

Тональности и знаки при ключе

Оффлайн own Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 78
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Движения по квинтовому и квартовым кругам
« Ответ #2 : Октября 05, 2014, 17:11:14 »
мои вопросы, после прочитанного  :hmmm::

Сразу нахожу протеворечие в
Цитировать
"Т.е. в основном со словом "диез" записываются минорные тональности, а со словом "бемоль" — мажорные."

и тремя утверждениями ниже

Цитировать
2- " Одноимённые тональности отличаются на три знака, причём мажор лежит на три знака "в сторону диезов" от минора. "

3- "Дорийский лад — шаг в сторону диезов от минора. Например, в дорийском Ми появится "лишний" до-диез, в дорийском Ре появится си-бекар (бемоль при ключе "аннигилировался") и т.п."

4- "Лидийский лад — шаг в сторону диезов от мажора. Например, в лидийском Фа появится си-бекар."

В особенности, из 3-4 следует что появление случайных диезов при ключе способствует модуляции лада, подчеркивая в большей степени его мажорное звучание ( например, дорийский минор звучит не так сурово как натуральный минор, а лидийсий лад веселее мажора). С другой стороны, фригийский лад (1 бемоль)- более суровый чем натуральный минор, не говор уже о локрийском (не помню сколько там бемолей).  Хотя, наверное гармонический минор (1 случайный диез при 6ой ступени) звучит суровее натурального минора. Веротнее конечное воспритие звукоряда будет определяться не только количеством бемолей или диезов а так же тем, при какой ступени был внесен случайный знак ?

Цитировать
4) "Автентический" ход с сохранением наклонения яляется шагом в сторону бемолей. Например, при переходе от До-мажора к Фа-мажору появляется си-бемоль (то же самое при переходе от Ля-минора к Ре-минору). "Плагальный" ход с сохранением наклонения яляется шагом в сторону диезов.

видимо это то что меня интересует- из личного воспрития - движение по квартам вверх (из до в фа)- т.е с увеличинием бемолей в сменяющихся тональностях (автентический ход)- на мой взгляд звучит более гармонично чем обратно (с увеличинием диезов). Если ли примеры из классической музыки обоих ходов в известных произведениях ? Что можно еще почитать по этому поводу из теории?

Цитировать
5) Большесекундовый ход вверх с сохранением наклонения яляется шагом на два знака в сторону диезов (вниз — в сторону бемолей). Например, при переходе от Соль-мажора к Ля-мажору добавляется два диеза, а при при переходе от Соль-минора к Ля-минору убираются два бемоля.

6) Малосекундовый ход вверх с сохранением наклонения яляется шагом на семь знаков в сторону диезов (вниз — в сторону бемолей). Отсюда, например, неупотребимость тональности Ре-диез мажор (в Ре мажоре уже два диеза, а в Ре-диез мажоре их должно быть девять).
иинтересная закономерность- чем меньше интервал - тем  больше скачек между тональностями ! (по 4 и 5 интервалам вообще только разница в 1 диез и бемоль)

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Движения по квинтовому и квартовым кругам
« Ответ #3 : Октября 05, 2014, 17:25:43 »
Сразу нахожу протеворечие в...
Вряд ли здесь стоит искать "противоречия". Во-первых, сами знаки при ключе и их количество — это одно, а изменение их количества — другое. Приведённые "приёмы" перехода по ладам/тональностям — лишь способ кое-что запомнить, не надо в этом искать глобальных смыслов. Во-вторых, сама система нотации с её знаками при ключе заточена исключительно под тональность классико-романтического типа (натуральные мажор и минор), но никак не под всякие дорийские-миксолидийские, так уж сложилось исторически.

... и добавил:

(автентический ход)- на мой взгляд звучит более гармонично чем обратно (с увеличинием диезов). Если ли примеры из классической музыки обоих ходов в известных произведениях ?
Автентический ход, возможно, звучит более прямолинейно, а вовсе не более "гармонично". Это утвердительный ход от доминанты к тонике, который воспроизводит самой простой и внятный случай разрешения. Это навязано нашему слуху окружающей музыкой, так сложилось исторически, слух просто привык к этому ходу.

В классической музыке оба хода (автентический и плагальный) используются практически постоянно.
А самый простой пример плагального хода — "цыганочка": Dm - Am - E7 - Am. Первый оборот (Dm - Am) — плагальный.

... и добавил:

Да, и вот что. Плагальные и автентические ходы в гармонии (смены аккордов) — это совсем не то, что смена (сопоставление) тональностей. Связь между этими вещами очень косвенная, хоть её и удобно использовать иногда как различные "якоря" для запоминания тех или иных вещей.
« Последнее редактирование: Октября 05, 2014, 17:43:40 от MrLf »

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Движения по квинтовому и квартовым кругам
« Ответ #4 : Октября 05, 2014, 19:33:14 »
обратил внимание на закономерность
Вопрос-  как эта закономерность используется в музыке ?
Вы обратили внимание на эту закономерность как раз потому, что одна из задач квинтового круга - это наглядная иллюстрация таких закономерностей в музыке. 
В силу своей наглядности использоваться он может как угодно. От определения знаков при ключе - до построения разного рода гармонических оборотов. Так, например, в классической музыке движения по квинтовому кругу наглядно демонстрируют возможность свободного перемещения из тональности в тональность(отклонения и модуляции) и облегчает поиск тональностей первой степени родства. В джазе, например, многие типичные аккордовые последовательности своим поисхождением обязаны движению по кругу против часовой стрелки. И многое, многое другое. :)


Оффлайн own Автор темы

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 78
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Движения по квинтовому и квартовым кругам
« Ответ #5 : Октября 05, 2014, 21:58:42 »
Спасибо!  :hitrez:

А какие типичные джазовые произведения можно использовать в качестве примеров подобных аккордовых последовательностей, построенных, опираясь на квинтовый круг ?


Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Движения по квинтовому и квартовым кругам
« Ответ #6 : Октября 05, 2014, 23:03:58 »
А какие типичные джазовые произведения можно использовать в качестве примеров подобных аккордовых последовательностей, построенных, опираясь на квинтовый круг ?
Поиграйте такую последовательность как III7-VI7-II7-V7-I и попробуйте сами найти наглядное джазовое произведения на этот оборот. :)