Автор Тема: Тональности и знаки при ключе  (Прочитано 17336 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8523
  • Репутация: +4719/-67
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Тональности и знаки при ключе
« : Ноября 21, 2013, 16:48:54 »
Известно, что тональностей существует 24, по количеству нот в хроматической гамме (12 мажорных и 12 минорных тональностей). Формально (по названиям) их больше, т.к. все тональности могут быть названы энгармонически. Например, До-диез мажор можно записать как Ре-бемоль мажор и т.п., или даже Ре мажор можно представить себе как До-дубль-диез мажор и т.п.

В Википедии можно найти отдельную статью по каждой сколько-нибудь употребимой тональности, с примерами произведений академической музыки в этой тональности, а также с указанием количества знаков при ключе, параллельной и энгармонически равной тональности.

Возникает вопрос, как в каждом конкретном случае правильнее или удобнее назвать или записать тональность знаками при ключе. Например, тональность До-диез мажор будет иметь семь диезов при ключе, а тональность Ре-бемоль мажор — пять бемолей.

Некоторые тональности неупотребимы, вследствие слишком большого количества знаков при ключе. Например, тональность Ре-диез мажор следовало бы записать с девятью знаками при ключе (два дубль-диеза, остальные диезы). Поэтому вместо неё используется Ми-бемоль мажор (три бемоля при ключе).

Список употребимых тональностей есть в Википедии, практически в каждой статье по конкретной тональности (там это называется "Соседние тональности").

Тональности с семью знаками при ключе малоупотребимы, т.к. семь знаков всегда можно заменить на пять. Например, До-диез мажор (семь диезов при ключе) можно записать как Ре-бемоль мажор (пять бемолей при ключе). Такие тональности (с семью знаками) используются в основном только в специальных циклах по всем тональностям, например, "24 прелюдии и фуги" и т.п.

Тональности с шестью знаками при ключе являются энгармонически равными. Например, Ми-бемоль минор (шесть бемолей) энгармонически равен Ре-диез минору (шесть диезов). С учётом этих пар практически употребимых в музыке тональностей получается 26, а с учётом тональностей с семью знаками — 30.

Единственная хорошо употребимая мажорная тональность со словом "диез" — Фа-диез мажор (шесть диезов при ключе). Единственная хорошо употребимая минорная тональность со словом "бемоль" — Ми-бемоль минор (шесть бемолей при ключе). Т.е. в основном со словом "диез" записываются минорные тональности, а со словом "бемоль" — мажорные.

Теперь немного о логике "переходов" от одной тональности к другой по знакам при ключе и тому подобного.

1) Параллельные тональности не отличаются по знакам.

2) Одноимённые тональности отличаются на три знака, причём мажор лежит на три знака "в сторону диезов" от минора. Например, Ми-минор — один диез, Ми-мажор — четыре диеза. Или: Фа-мажор — один бемоль, Фа-минор — четыре бемоля. Или: Ре-минор — один бемоль, Ре-мажор — два диеза.

3) "Лишний" знак при ключе, появляющийся в тексте как случайный знак, может свидетельствовать об использовании некоего ладового звукоряда. Иногда такие знаки даже выносят к ключу (хотя это, пожалуй, спорный способ записи музыки).

Дорийский лад — шаг в сторону диезов от минора. Например, в дорийском Ми появится "лишний" до-диез, в дорийском Ре появится си-бекар (бемоль при ключе "аннигилировался") и т.п.

Лидийский лад — шаг в сторону диезов от мажора. Например, в лидийском Фа появится си-бекар.

Фригийский лад — шаг в сторону бемолей от минора. Например, во фригийском Ре появится ми-бемоль.

Миксолидийский лад — шаг в сторону бемолей от мажора. Например, в миксолидийском До появится си-бемоль.

4) "Автентический" ход с сохранением наклонения яляется шагом в сторону бемолей. Например, при переходе от До-мажора к Фа-мажору появляется си-бемоль (то же самое при переходе от Ля-минора к Ре-минору). "Плагальный" ход с сохранением наклонения яляется шагом в сторону диезов.

5) Большесекундовый ход вверх с сохранением наклонения яляется шагом на два знака в сторону диезов (вниз — в сторону бемолей). Например, при переходе от Соль-мажора к Ля-мажору добавляется два диеза, а при при переходе от Соль-минора к Ля-минору убираются два бемоля.

6) Малосекундовый ход вверх с сохранением наклонения яляется шагом на семь знаков в сторону диезов (вниз — в сторону бемолей). Отсюда, например, неупотребимость тональности Ре-диез мажор (в Ре мажоре уже два диеза, а в Ре-диез мажоре их должно быть девять).

Видео уроки с изложенным здесь материалом:

(нажмите чтобы показать/спрятать)

(нажмите чтобы показать/спрятать)
« Последнее редактирование: Сентября 24, 2017, 16:34:30 от MrLf »

Оффлайн Pavel WOC

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2796
  • Репутация: +1358/-19
  • GuitarPlayer.Ru fan!
    • World Of Covers
Re: Тональности и знаки при ключе
« Ответ #1 : Ноября 21, 2013, 20:16:51 »
Мне всегда было интересно, для чего диез/бемоль ставить при ключе? Почему их просто не поставить непосредственно в самом произведении, тоесть к каждой ноте... разве что просто пришлось бы их много ставить )

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8523
  • Репутация: +4719/-67
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Тональности и знаки при ключе
« Ответ #2 : Ноября 21, 2013, 20:30:19 »
разве что просто пришлось бы их много ставить )
Именно так.
Да и тональность показать сразу — тоже полезная информация.

Оффлайн *Graze*

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 427
  • Репутация: +22/-1
Re: Тональности и знаки при ключе
« Ответ #3 : Ноября 23, 2013, 19:28:49 »
Дополнение - тональностей 28.
14 диезных (7 мажорных и 7 минорных)
14 бемольных (7 мажорных и 7 минорных)

Все это вычисляется через квинтовый круг. Рано или поздно мы приходим к тональностям с двумя диезами и бемолями, но это лишь повтор того, что уже было (как собно и было сказано). Но конечно никто не запрещает, а некоторые иногда так и пишут тональности с дубль диезами и бемолями.

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2502
  • Репутация: +775/-23
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Тональности и знаки при ключе
« Ответ #4 : Ноября 23, 2013, 20:38:36 »
Дополнение - тональностей 28.
14 диезных (7 мажорных и 7 минорных)
14 бемольных (7 мажорных и 7 минорных)

Все это вычисляется через квинтовый круг. Рано или поздно мы приходим к тональностям с двумя диезами и бемолями, но это лишь повтор того, что уже было (как собно и было сказано). Но конечно никто не запрещает, а некоторые иногда так и пишут тональности с дубль диезами и бемолями.

Ну тогда уж поднимаю ставку- даю 30 тональностей (7 диезных мажорных, 7 диезных минорных, 7 бемольных мажорных, 7 бемольных минорных, мажорная
и минорная без знаков)! :-[ :)


Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8523
  • Репутация: +4719/-67
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Тональности и знаки при ключе
« Ответ #5 : Ноября 24, 2013, 15:27:29 »
По количеству я всё уже вроде сразу и написал.
По факту — 24, по количеству нот в хроматической гамме (12 мажорных и 12 минорных тональностей).
Если учитывать употребительные энгармонически равные тональности с шестью знаками, будет 26 тональностей.
Если учитывать ещё и малоупотребительные семизнаковые тональности, будет 30.
Дополнение - тональностей 28.
14 диезных (7 мажорных и 7 минорных)
14 бемольных (7 мажорных и 7 минорных)
Ещё две тональности без знаков. Итого 30 :)
« Последнее редактирование: Ноября 24, 2013, 15:29:11 от MrLf »

Оффлайн eye

  • Moderator
  • *****
  • Сообщений: 7870
  • Репутация: +1265/-30
  • xxx
Re: Тональности и знаки при ключе
« Ответ #6 : Ноября 26, 2013, 20:15:01 »
Туда же - в "копилку"
983726-0

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8523
  • Репутация: +4719/-67
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Тональности и знаки при ключе
« Ответ #7 : Ноября 27, 2013, 22:24:43 »
Табличка. В колонках ноты, в строках — тональности. На пересечении — номер ступени лада (показаны натуральные и гармонические минор и мажор). Таким образом, по табличке можно быстро найти все варианты интерпретации той или иной ноты как ступени какой-либо тональности.


Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8523
  • Репутация: +4719/-67
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Тональности и знаки при ключе
« Ответ #8 : Июня 18, 2014, 15:00:12 »
Любопытная статья про знаки при ключе: Квинтовый круг на гитаре — проще простого.

Оффлайн ironman82

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 196
  • Репутация: +56/-1
    • KARIMOV-GUITAR.COM
Re: Тональности и знаки при ключе
« Ответ #9 : Июня 20, 2014, 03:17:01 »

3) "Лишний" знак при ключе, появляющийся в тексте как случайный знак, может свидетельствовать об использовании некоего ладового звукоряда. Иногда такие знаки даже выносят к ключу (хотя это, пожалуй, спорный способ записи музыки).

Дорийский лад — шаг в сторону диезов от минора. Например, в дорийском Ми появится "лишний" до-диез, в дорийском Ре появится си-бекар (бемоль при ключе "аннигилировался") и т.п.

Лидийский лад — шаг в сторону диезов от мажора. Например, в лидийском Фа появится си-бекар.

Фригийский лад — шаг в сторону бемолей от минора. Например, во фригийском Ре появится ми-бемоль.

Миксолидийский лад — шаг в сторону бемолей от мажора. Например, в миксолидийском До появится си-бемоль.


Вставлю свои пять копеек по вопросу случайных знаков в ладах, Гармоническом и Мелодическом видах минора во всех тональностях. Пользуйтесь если кому-то надо:
Миксолидийский

Лидийский

Дорийский

Гармонический, Мелодический Минор (Диезы)

Гармонический, Мелодический Минор (Бемоли)
« Последнее редактирование: Июня 20, 2014, 03:26:07 от ironman82 »

Оффлайн Vit

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 23
  • Репутация: +2/-0
  • jazz, fusion
    • http://www.jazzguitar.narod.ru
Re: Тональности и знаки при ключе
« Ответ #10 : Июля 07, 2014, 15:17:17 »
Еще можно добавить, что обычно знаки при ключе ставят по принципу "нормальных" тональностей, как в классической гармонии, хотя я сталкивался с исключениями.
Например, в блюзе с тоникой F будут писать один бемоль (Bb) при ключе, хотя по логике лада (ладов) там еще нужен Eb. Я видел пару раз, что писали два бемоля при ключе в таком случае, хотя аккорд F7 однозначно тоника, а не доминанта.

Так что, чем сложнее музыка, тем меньше информации дают знаки при ключе, ну и бывает, что в сложных композициях вообще не пишут никаких знаков, только случайные выставляют все время. Ну, или пишут первые попавшиеся, под первый или последний аккорд в теме.

Оффлайн ironman82

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 196
  • Репутация: +56/-1
    • KARIMOV-GUITAR.COM
Re: Тональности и знаки при ключе
« Ответ #11 : Июля 10, 2014, 01:09:08 »
Например, в блюзе с тоникой F будут писать один бемоль (Bb) при ключе, хотя по логике лада (ладов) там еще нужен Eb. Я видел пару раз, что писали два бемоля при ключе в таком случае, хотя аккорд F7 однозначно тоника, а не доминанта.


Ну это нормальная практика вообщето. Не стоит путать тональность и модальность. Знаки при кличе должны отражать: 1) ТОНИКА 2) МАЖОР или МИНОР. Есть только 2 "эталонных" тональностей - натуральные мажор и минор. Лад - это прежде всего видоизмененный вид мажора/минора, а не какая-то паралельная тональность. Если тонический аккорд мажорный, и не важно, миксолидийский он или лидийский по ладовой окраске - тональность при ключе должна соответсвовать тонике. Все остальное обозначается при помощи случайных знаков.

Оффлайн eye

  • Moderator
  • *****
  • Сообщений: 7870
  • Репутация: +1265/-30
  • xxx
Re: Тональности и знаки при ключе
« Ответ #12 : Июля 10, 2014, 02:13:23 »
однако

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8523
  • Репутация: +4719/-67
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Тональности и знаки при ключе
« Ответ #13 : Июля 10, 2014, 09:38:22 »
Знаки при кличе должны отражать: 1) ТОНИКА 2) МАЖОР или МИНОР.
Это неоднозначно и спорно, насчёт долженствования. Vit всё верно написал. Всё-таки, знаки при ключе должны служить удобству чтения нот тоже, а может даже и в первую очередь — удобству чтения нот. Таким образом, при ключе можно поставить и знаки, которые "не будут отражать" тонику, ради того, чтобы не засорять текст случайными знаками. Действительно, ну глупо же ставить при ключе бемоль, чтобы потом его везде отменять случайным бекаром.

Аналогичная ситуация с музыкой, где главная тональность "не совсем ясна" (либо слишком много постоянных отклонений, либо её вообще нет). В такой музыке, как Vit и написал, знаки при ключе можно вообще не ставить (как будто это С-dur или a-moll), т.к. пользы от них мало или нет вообще.

Оффлайн Shinma

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 283
  • Репутация: +27/-2
Re: Тональности и знаки при ключе
« Ответ #14 : Июля 10, 2014, 10:20:08 »
Поиграйте на аккордеоне с листа обоими руками, у вас отпадут все вопросы и в голове будет четкая картина окружающей реальности. два ключа - скрипичный,басовый, клавиши по образу пианино облегчают понимание, кнопки левой руки в басовом ключе научат понимать тональности и знаки при ключе. Все таки гениальное изобретение.