Автор Тема: Флажолеты на 7 ладу и проблемы настройки по ним  (Прочитано 2904 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Rem_ Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 588
  • Репутация: +24/-4
  • GuitarPlayer.Ru fan!
    • Мои музыкальные программы
Привет. Когда-то услышал мнение, что при настройке гитары не стоит пользоваться флажолетами на 7 ладу, так как они отличаются от требуемой ноты. Давно хотел теоретически подойти к этому вопросу, и вот настало время...
Часть 1. (простая)
Допустим у нас есть камертон на 440 Гц - ля первой октавы. Пятая струна должна настраиваться на ноту ля большой октавы, её частота 110Гц. Для настройки будем извлекать флажолет на 5 ладу, струна делится на четыре части, поэтому частота умножается 110*4=440. Будем считать, что струну мы настроили математически точно по камертону. Теперь возьмём флажолет на 7 ладу. Струна делится на три части, частота умножается 110*3=330 Гц
Часть 2. (посложнее)
Вычислим, с какой частотой должна звучать первая струна. Первая на пятом ладу это опять наши знакомые 440. Частота открытой струны в 2 раза меньше, чем частота половины струны. В гитаре (да и во всей современной музыке) используется равномерно темперированный строй. Это значит что расстояние до половины нужно разделить на 12 равномерно изменяющихся частей. В математике это "корень двенадцатой степени из двух"
(все мои вычисления можете проверить тут http://live.mephist.ru/show/calc копипастом формул)
2^(1/12) = 1.0594630943592953 это коэффициент. Частота соседней ноты отличается от заданной именно на эту величину. Надо сместиться от 5 лада к открытой первой струне, значит надо разделить на коэффициент 5 раз подряд
1стр = 440 / 1.059 / 1.059 / 1.059 / 1.059 / 1.059 = 440/(2^(1/12))^5 = 329.6275569128699 нота ми в современной музыке
Часть 3. (самая сложная)
Теперь у нас есть две частоты. Флажолет 5 струны на 7 ладу = 330 Гц, первая открытая = 329.627 Гц. Нужно рассчитать, на сколько сильно отличаются эти два звука? Для этого используем понятие "музыкальный цент"
Нужно поделить наши две частоты, вычислить логарифм по основанию два и умножить на 1200
1200*log_(2)(330/(440/((2^(1/12))^5))) = 1.9550008653876136
То есть примерно два. Два. ВСЕГО ДВА ЦЕНТИКА!!! Сколько это? Возьмите расстояние между соседними порожками, разделите на сто частей и возьмите их две части. Это мизер. Ваш слух даже разницу в 5 центов с трудом различит (кто хочет проверить, обращайтесь, есть тест). Вы когда сильно дёрнете струну, или сильно прижмёте её к грифу, она уже исказится на бОльшую величину. Поэтому смело делаем вывод - разницу между частотами человек не услышит.
Часть 4. (итоговая)
У нас остался последний выход - сыграть две ноты одновременно. А когда звучат две примерно одинаковые ноты, появляются биения (по умному интермодуляционные искажения) Появляется третья звуковая волна.
330-329.6275569128699 = 0.3724430871300797 столько биений произойдёт в секунду
1 / 0.3724430871300797  = 2.684973985436705 за столько секунд произойдёт одно биение.
Вывод: В теории при настройке первой струны (по флажолету от пятой), её надо не дотянуть таким образом, чтобы возникали биения длительностью примерно в три секунды.
А в реале вы можете смело все флажолеты строить в унисон, всё равно разницы ни кто не услышит.

Пожалуйста, комментарии, замечания.

Оффлайн Vlad_7602

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3351
  • Репутация: +434/-19
Когда-то услышал мнение, что при настройке гитары не стоит пользоваться флажолетами на 7 ладу

А так хотелось...  ;D

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Привет. Когда-то услышал мнение, что при настройке гитары не стоит пользоваться флажолетами на 7 ладу,

Пожалуйста, комментарии, замечания.
По моему обычно критике подвергается метод настройки по натуральным флажолетам на 5фл/6с - 7фл/5c и тд.
При чем говорится о расхождении с РТС не на соседних струнах, а постепенная ошибка, которая набирается от струны к струне.

Оффлайн Rem_ Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 588
  • Репутация: +24/-4
  • GuitarPlayer.Ru fan!
    • Мои музыкальные программы
5фл/6с = 1с
Это оно и есть, одно и то же. Шестую струну 5фл надо не дотягивать, пока не появятся биения в три секунды по сравнению с 5стр 7фл.

Оффлайн Fronimo

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 551
  • Репутация: +106/-7
« Последнее редактирование: Ноября 15, 2013, 10:26:45 от Fronimo »

Оффлайн noble

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 457
  • Репутация: +31/-11
Даже Шопен и поздние романтики строили свои инструменты неравномерно, близко но все же неравномерно.
Fronimo, Шопен рояль неравномерно настраивал? Просто интересно.

Оффлайн Fronimo

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 551
  • Репутация: +106/-7
« Последнее редактирование: Ноября 15, 2013, 10:26:57 от Fronimo »

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2262
  • Репутация: +704/-2058
  • Кот ДаВинчи
Цитировать
Опытные настройщики могут различать высоту тона до полуцента(!).
Откуда такая информация? Есть какие-то реальные доказательства?
Цитировать
И сама равномерная темперация является одной из наихудших в истории человечества.
Наихудших для кого? В чем это проявилось?

Оффлайн maximilian

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3937
  • Репутация: +152/-80
    • borkhes точка livejournal точка com
Цитировать
Скрипачи и струнники настраивают свои инструменты чистыми(!) квинтами и ничего, хотя для игры в ансамбле с фортепиано это теоретически неправильно.
У них ладов нет, они свободны в том, какой строй использовать.

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2262
  • Репутация: +704/-2058
  • Кот ДаВинчи
maximilian,  :good: Именно так они и делают. Просто по чистым интервалам легче настраивать. Было бы странно, если бы еще и струны между собой настраивали с темперацией... Потому что
Цитировать
в реале вы можете смело все флажолеты строить в унисон, всё равно разницы ни кто не услышит.

Оффлайн songson4

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 5
  • Репутация: +0/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
просто вопрос. зачем настраивать по флажолетам ? обычно не получается ? тогда тюнер купи..

мой друг с пафосом настраивал по флажолетам. а когда никого не было настраивал в открытую, потому, что ему так удобно было.. но слух позволял настраивать по флажолетам.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
просто вопрос. зачем настраивать по флажолетам ?
1. Флажолеты не надо держать (зажимать), поэтому можно крутить колки левой рукой не прерывая звучания.
2. Звучит реальная часть струны, не завязанная на лады-порожки, нажим пальцев и прочие нюансы, возможно уводящие из строя
3. Лучше слышны биения
4. Этот способ не исключает комбинирование с любыми другими

Оффлайн maximilian

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3937
  • Репутация: +152/-80
    • borkhes точка livejournal точка com
songson4, "обычно настраивать" это как?

rocknrollplayer, это всё ловля блох от того, что делать нечего.  :) Если реально заморочиться, то струнные инструменты полны недостатков. При щипке струна сначала высит, и если какая-нибудь партия с чёсом по струнам, то она высить будет и т.д. и т.п. Если это всё начать пытаться компенсировать настройкой или строем - долбануться можно.

Впрочем, есть решение проблемы. На ютубе можно найти как равномернотемперированный микротональный строй, так и строй, где не 12, а 19 тонов и т.д. и т.п. И везде приводятся сравнения сколько центов до идеала осталось.  :crazy: 

Оффлайн rocknrollplayer

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2262
  • Репутация: +704/-2058
  • Кот ДаВинчи
maximilian, именно, что ловля блох... Как мне кажется, топикстартер как раз доказал эту мысль
Цитировать
А в реале вы можете смело все флажолеты строить в унисон, всё равно разницы ни кто не услышит.
И я полностью согласен с еуе в этом:
1. Флажолеты не надо держать (зажимать), поэтому можно крутить колки левой рукой не прерывая звучания.
2. Звучит реальная часть струны, не завязанная на лады-порожки, нажим пальцев и прочие нюансы, возможно уводящие из строя
3. Лучше слышны биения
4. Этот способ не исключает комбинирование с любыми другими
особенно по 2 и 3 пункту. А чтобы ошибка, накапливающаяся от струны к струне была меньше, можно делать как Эрик Джонсон: он настраивает по тюнеру третью струну, а уже от нее остальные. Но даже в таком случае может потребоваться корректировка строя. Когда мы изменяем натяжение одной струны, натяжение других тоже изменяется (но это сильно зависит от типа и качества бриджа, колков и самой гитары).

Оффлайн Rem_ Автор темы

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 588
  • Репутация: +24/-4
  • GuitarPlayer.Ru fan!
    • Мои музыкальные программы
зачем настраивать по флажолетам ?
Ну а как? Я ношу на телефоне синусоиду на первую струну (недавно ещё 440 закинул). По ми настраиваю первую, шестую фл5, и четвертую зажатую на 2 ладу фл14 :) В итоге три струны строю по одному звуку и проверяю между собой. Ну и другие по фл5фл7.
(мериться будем, кто сколько центов сможет различить?)
Цитировать
может потребоваться корректировка строя
Использую термин "синхронизация струн" ) Ведь действительно, от 1 до 6 накопится очень большая ошибка.