Привет. Когда-то услышал мнение, что при настройке гитары не стоит пользоваться флажолетами на 7 ладу, так как они отличаются от требуемой ноты. Давно хотел теоретически подойти к этому вопросу, и вот настало время...
Часть 1. (простая)
Допустим у нас есть камертон на 440 Гц - ля первой октавы. Пятая струна должна настраиваться на ноту ля большой октавы, её частота 110Гц. Для настройки будем извлекать флажолет на 5 ладу, струна делится на четыре части, поэтому частота умножается 110*4=440. Будем считать, что струну мы настроили математически точно по камертону. Теперь возьмём
флажолет на 7 ладу. Струна делится на три части, частота умножается 110*3=
330 ГцЧасть 2. (посложнее)
Вычислим, с какой частотой должна звучать первая струна. Первая на пятом ладу это опять наши знакомые 440. Частота открытой струны в
2 раза меньше, чем частота половины струны. В гитаре (да и во всей современной музыке) используется равномерно темперированный строй. Это значит что расстояние до половины нужно разделить на
12 равномерно изменяющихся частей. В математике это "корень двенадцатой степени из двух"
(все мои вычисления можете проверить тут
http://live.mephist.ru/show/calc копипастом формул)
2^(1/12) = 1.0594630943592953 это коэффициент. Частота соседней ноты отличается от заданной именно на эту величину. Надо сместиться от 5 лада к открытой первой струне, значит надо разделить на коэффициент
5 раз подряд
1стр = 440 / 1.059 / 1.059 / 1.059 / 1.059 / 1.059 = 440/(2^(1/12))^5 =
329.6275569128699 нота ми в современной музыке
Часть 3. (самая сложная)
Теперь у нас есть две частоты. Флажолет 5 струны на 7 ладу =
330 Гц, первая открытая =
329.627 Гц. Нужно рассчитать, на сколько сильно отличаются эти два звука? Для этого используем понятие "
музыкальный цент"
Нужно поделить наши две частоты, вычислить логарифм по основанию два и умножить на 1200
1200*log_(2)(330/(440/((2^(1/12))^5))) =
1.9550008653876136То есть примерно два. Два. ВСЕГО ДВА ЦЕНТИКА!!! Сколько это? Возьмите расстояние между соседними порожками, разделите на сто частей и возьмите их две части. Это мизер. Ваш слух даже разницу в 5 центов с трудом различит (кто хочет проверить, обращайтесь, есть тест). Вы когда сильно дёрнете струну, или сильно прижмёте её к грифу, она уже исказится на бОльшую величину. Поэтому смело делаем вывод -
разницу между частотами человек не услышит.
Часть 4. (итоговая)
У нас остался последний выход - сыграть две ноты одновременно. А когда звучат две примерно одинаковые ноты, появляются биения (по умному интермодуляционные искажения) Появляется третья звуковая волна.
330-329.6275569128699 = 0.3724430871300797 столько биений произойдёт в секунду
1 / 0.3724430871300797 =
2.684973985436705 за столько секунд произойдёт одно биение.
Вывод: В теории при настройке
первой струны (по флажолету от пятой), её надо
не дотянуть таким образом, чтобы возникали биения длительностью примерно в
три секунды.
А в реале вы можете смело все флажолеты строить в унисон, всё равно разницы ни кто не услышит.
Пожалуйста, комментарии, замечания.