К вопросу о том, как выбирать подходящий по настроению лад.
вот для примера.
Я засел тут поразбирать Майкла Ромео, и сразу же попалась, прямо скажем, неординарная штука. Прям с первого же трека одноименного альбома есть чем удивить. Мало того, что песня построена вокруг фригийского доминантового лада (шта?!
), так и поверх него Ромео запросто меняет гаммы. А чо нет. Я думаю, его задрало, что их постоянно сравнивают с Dream Theater (а как же этого не делать, если регулярно очень похоже), и он решил выпендриться на полную.
ВНИМАНИЕ: инструменты в песне настроены на 1 тон ниже (ре стандарт)https://youtu.be/_z3AHbjeb1U (песня с текстом)https://youtu.be/JQgPrgj4G-0 (только трек гитары)Фригийский доминантовый (он же "лад фламенко") это неоднозначный зверрр: он вроде как бы и мажор, но это такой мажор
именно в минорной тональности. Берем гармонический минор, его отличие - большая септима, полутон между 7 и 8 ступенями. Если в натуральном миноре i , iv и v ступени минорные, то в гармоническом миноре V ступень уже мажорная. Поэтому доминантсепт в гармоническом миноре гораздо сильнее тяготеет разрешиться в тонику. Отличие фригийского доминантового лада от просто доминантового всего в одной ноте b2: EFG#ABCD вместо EF#G#ABCD.
Его широко применяют в классике, неоклассике, проге и всяких там фолках ("лад фламенко"). Его можно частенько слышать в эпических пафосных соло Ингви Мальмстина, нередко - у Джона Петруччи, на нем же построены инопланетные соло Марти Фридмана в песне про бедных замученных инопланетян "Hangar 18".
Теперь пара слов об альбоме. У меня возникло некое стойкое впечатление, я его прогуглил, и оказалось, что ощущения не обманули: альбом весь посвящен Аиду - подземному царству мертвых, Харону, Орфею, спускающемуся в ад за Эвридикой (вот же чертов некрофил!), Дантовскому аду и всему такому прочему. Эта песня в том числе. Тематика вполне подходящая для металла, но какие аккорды и гаммы для такого следует выбрать? Звучащий по-минорному мажор с эстетикой неоклассики и фолка как раз отлично подойдет. Нормальная тема, про царство смерти петь в мажоре?
А чо нет. А для того чтобы все ваще охренели, ни в какую тонику мы разрешать его не будем, и сделаем доминантсептаккорд тоническим центром песни (к слову, Марти Фридман в своих соло на "Hangar 18" проделывает нечто похожее).
Дальше - больше. Если пропустить во фригийском доминантовом EFG#ABCD 1, 4 и 6 ступени, то получится уменьшенный септаккорд FG#BD. Он прекрасно ложится на металл с пониженной квинтой, блюзовый лад и всякое такое. Поэтому уже основной рифф песни сразу использует оба лада: и фригийский доминантовый, и уменьшенный (0:33). Но ведь уменьшенный септ - это уже явный минор, то есть в главном риффе песни сразу и мажорный, и минорный лад! И это именно уменьшенный септ: дальше по ходу песни (2:56-3:25) эта идея развивается в рифф, построенный именно по уменьшенному септаккорду. По звучанию фригийский доминантовый более мелодичный и загадочный, а уменьшенный не мелодичный и... "злой", агрессивный
Вот вам уже первая замена лада.
На 2:30 появляется новый лад: 4 ступень повышается на полтона, а 6 пропадает. Это тритоновый лад EFG#A#BD, и он тоже звучит немного по-минорному, оставаясь мажорным. Используется во всяких волшебных, космических, внеземных мелодиях (Мессиан, Стравинский, тема Петрушки, "Садко", "Кащей Бессмертный"). Вполне укладывается в сказочно-легендарно-эпическую тематику песни, верно? В этой песне он звучит довольно зло. Далее этот же лад снова появится в соло.
СолоПервая часть соло играется на тот же аккорд, но ритм упрощается до нот EFG#, видимо, чтобы не было каши. А может быть, чтобы дать больше простора Ромео в плане обыгрывания
Сама первая цепляющая фраза (3:25-3:29) повторяется в трех октавах, и с учетом того, что в ней только ноты DEF, она не очень-то информативна. В совокупности с нотой G# из ритма это дает последовательность DEFG#, и вот это уже довольно интересный момент: он демонстрирует, как следует подходить к выбору гаммы на аккорд. Эти четыре ноты являются одновременно нотами аккорда E7-9, и все они входят в лады и фригийского доминантного, и уменьшенного, и тритонового лада. Можно сказать, что 3:25- 3:33 в целом возвращается во фригийский доминантовый EFG#ABCD, но есть то ли случайные знаки, то ли что: почти незаметный Bb почти в самом верху грифа и что-то что звучит похоже на две малые терции EbCB, DBBb в самом конце. Bb в целом укладывается в минорный дискурс металла, а вот причем тут Eb, я не знаю. Ради хроматического параллелизма? В следующей фразе (3:34) Eb разок проскакивает в похожем контексте.
Второй квадрат соло начинается с параллельных (через тритон) мажорных трезвучий, которые вместе образуют уже упомянутый тритоновый лад EFG#A#BD (3:38-3:40), и тут же переходит в параллельные мажорные трезвучия EG#B,FAC (3:40), тем самым возвращая нас во фригийский доминантовый лад. Он в целом продолжается до конца первой части соло, но в самом конце проскакивает "внезапный Гитлер" в виде ноты F# (3:49), которая на моё личное ухо звучит здесь ни к селу ни к городу, хотя по идее можно оправдать ее мгновенным отклонением в лад обычного доминантсептаккорда EF#G#ABCD. Отрывок 3:46-3:48 перед этой нотой идет то ли по фригийскому доминантовому ладу, но без сексты, а то ли обыгрывает арпеджио E7-9, но с добавленной квартой. Лично у меня меня он больше ассоциируется со вторым вариантом.
Вторая часть соло играется поверх отклонения в то, что можно считать обычным C#m, впрочем, не совсем понятно, каким именно, так как мы не слышим сексту (3:51-3:53). Гармония ходит между двумя аккордами C#m и В. На 3:54 пробежка по обычной минорной пентатонике (роцк-митал!), а на 3:58 блюзовый лад с ноной (практически как предыдущий минор без сексты, но с добавочной пониженной квинтой). Это уже и не пентатоника, и не совсем блюз. С 4:01 мы узнаем, что минор наконец определился и он теперь эолический, но на 4:03 он передумал и теперь это уменьшенный септ. Соло заканчивается акцентом на аккорд В7, на котором делается пафосный затяжной момент на ноте D#, после чего песня возвращается в первоначальную тональность Е. Таким образом В7 становится подчеркнутой доминантой к аккорду Е, тем самым снова показывая, что Е фригийский доминантовый тут ваще-то играет тоническую роль, а никакую не доминантовую.
Каково?
Требуются ли какие-то обобщающие выводы, или идея выбора лада описана достаточно понятно?