в советском учении
а, кстати, да, интересно выяснить.
В принципе эти лады складываются из natural notes, то есть из белых клавиш/звуков, поэтому есть обоснование, почему их можно назвать натуральными. Но прямого утверждения, что diatonic modes = natural modes в англоязычных источниках я пока не нашел.
Вот что пишет Тюлин в КТКГ (краткий теоретический курс гармонии)
"К натуральным относятся все лады, построенные на «чистой» (безальтерационной) диатонике, в том числе и ионийский лад. Однако этот лад настолько общеупотребителен в функциональной гармонии мажоро-минорной системы (для которой он послужил основой), что обычно называется просто «мажором» с добавлением «натурального» лишь в отличие от
альтерационно измененного (гармонического или мелодического).
Остальные же лады заняли по отношению к нему положение как
особые натуральные лады
1.
Основанную на них гармонию, вносящую свою специфику звучания, мы и называем натурально-ладовой* в отличие от обычной функциональной. Но надо иметь в виду, что она тоже мажорная и минорная, ей тоже свойственна функциональность, хотя часто не столь энергичная. Вместе с тем переменные функции и мелодические связи аккордов иногда приобретают в натурально-ладовой гармонии
особое значение.
1 Эти лады, не вошедшие во всеобщее употребление, называются в теории музыки по-разному: древними, старинными, средневековыми, церковными, модальными. Но все эти названия несостоятельны в научном отношении, так как основаны на внешних, случайных, а поэтому, необязательных признаках, а не на существенном значении ладов в самой системе музыкального мышления."
__________________________
*
мои 5 копеек В миру - "модальная" или "монодическая".
... и добавил:Решил добавить до кучи вторую главу, думаю, интересующимся - интересно. И вполне современно.
"
§ 2. Способы применения натурально-ладовой гармонииПрименяется натурально-ладовая гармония (в русской музыке, у Шопена, Грига и др.) обычно не в противопоставлении мажоро-минорной функциональной гармонии, не как обособленная от нее вполне самостоятельная система, а в связи с нею, как дополняющая ее область выразительных средств.
Употребляется она преимущественно эпизодически, в виде отдельных оборотов или фрагментов произведений; значительно реже выдерживается во всем произведении (обычно небольшого масштаба). Особое значение эта гармония приобретает в обработках народных песен, основанных на натуральных ладах.
Основные способы применения натурально-ладовой гармонии следующие.
1. Использование отдельных натурально-ладовых оборотов посредством переменных функций, подчиняющихся обычному мажоро- минору, — без внесения специфических альтерационных признаков натуральных ладов. Такие обороты, иногда явно выраженные, в других случаях присутствующие в скрытом виде, образуются при использовании побочных трезвучий и необычных последований.
2. Включение в мажоро-минор отдельных натурально-ладовых оборотов с характерными для них альтерациями. В данном случае эти обороты выступают уже более определенно.
3. Использование натурально-ладовой гармонии в самостоятельном, обособленном виде — на протяжении всего произведения или его раздела. Здесь специфика ее проявляется в наибольшей степени. "