Автор Тема: Функции аккордов  (Прочитано 6934 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Функции аккордов
« Ответ #15 : Сентября 18, 2014, 06:53:31 »
Про минорную третью ступень(iii) автор даже не спрашивал.
Судя по табличке речь шла о диатонических аккордах. А на третьей ступени располагается минорный аккорд.

Цитировать
побочная доминанта, вне зависимости от наличия модуляции/отклонения после неё, имеет функциональный окрас доминанты исходной тональности
Как это? Что такое "функциональный окрас"? Поясните подробнее, пожалуйста, что это значит.
Значит ли это, что побочная доминанта тяготеет в главную тонику?

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • Репутация: +915/-32
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Функции аккордов
« Ответ #16 : Сентября 18, 2014, 21:10:55 »
Судя по табличке речь шла о диатонических аккордах. А на третьей ступени располагается минорный аккорд.
 Как это? Что такое "функциональный окрас"? Поясните подробнее, пожалуйста, что это значит.
Значит ли это, что побочная доминанта тяготеет в главную тонику?

Под функционалным окрасом аккорда III ступени имела ввиду его "акустический потенциал", т.е. в некотором роде его изначально заложенную способность
в той или иной мере выполнять определённую функцию в конкретном музыкальном контексте. :) По приведённой табличке мне не было понятно, что она действует
только на натуральный мажор в джазе. :rolleyes: В отношении побочной доминанты (или скорее побочной медианты), хотела лишь выразить своё предположение, что она не всегда "модуляционна", принадлежит к исходной тональности и на момент своего времени обычно сохраняет свой "потенциал". :)


Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Функции аккордов
« Ответ #17 : Сентября 19, 2014, 01:35:09 »
хотела лишь выразить своё предположение, что она не всегда "модуляционна", принадлежит к исходной тональности и на момент своего времени обычно сохраняет свой "потенциал". :)
Понятно. Если это мажорное трезвучие на третьей, то, да, согласен.

А доминантовый, мне кажется, имеет вполе определенное тяготение и разрешение. Хотя не знаю... Можно пример, где "на момент своего времени обычно сохраняет свой "потенциал"."?

Оффлайн own

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 78
  • Репутация: +0/-2
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Функции аккордов
« Ответ #18 : Октября 05, 2014, 19:28:19 »
не читал всей дисскуссии, но мой вопрос может быть связан с начальным постом-
рассматривая аккорды, входящие в мажорный звукоряд принято выделять 1 3 и 6 ступени (аккорды соль-мажор. ми-минор и си-минор) как наиболее стабильные- т.е в них обычно происходит разрешение пьессы, из наименее стабильных ступеней, например из аккордов С и Ам и Д (извиняюсь, нет англ. расскалдки). Какова функция не-стабильных ступеней и есть ли среди них какая-либо градация (степень разрешения в ту или иную стабильную ступень, например)?


Заранее спасибо  :hmmm:

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • Репутация: +915/-32
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Функции аккордов
« Ответ #19 : Октября 05, 2014, 20:24:45 »
не читал всей дисскуссии, но мой вопрос может быть связан с начальным постом-
рассматривая аккорды, входящие в мажорный звукоряд принято выделять 1 3 и 6 ступени (аккорды соль-мажор. ми-минор и си-минор) как наиболее стабильные- т.е в них обычно происходит разрешение пьессы, из наименее стабильных ступеней, например из аккордов С и Ам и Д (извиняюсь, нет англ. расскалдки). Какова функция не-стабильных ступеней и есть ли среди них какая-либо градация (степень разрешения в ту или иную стабильную ступень, например)?
Заранее спасибо  :hmmm:
Ваш вопрос трудно понять. Вы скорее всего путаете и смешиваете разные понятия: устойчивость/неустойчивость (Ваша "стабильность/нестабильность") ступеней звукоряда и "аккордов" построеных на этих ступенях. Прочитайте в этой связи ещё раз про функциональные тяготения, которые могут быть как гармоническими так и мелодическими. :)

И поясните, пожалуйста, Ваш пример, что куда "разрешается", не до конца поняла ход мысли. Если речь о функциях аккордов, то зачеркнула сомнительные места:
 
рассматривая аккорды, входящие в мажорный звукоряд принято выделять 1 3 и 6 ступени (аккорды соль-мажор. ми-минор и си-минор) как наиболее стабильные- т.е в них обычно происходит разрешение пьессы, из наименее стабильных ступеней, например из аккордов С и Ам и Д (извиняюсь, нет англ. расскалдки).



« Последнее редактирование: Октября 05, 2014, 20:31:14 от Алиса84 »

Оффлайн own

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 78
  • Репутация: +0/-2
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Функции аккордов
« Ответ #20 : Октября 06, 2014, 00:49:47 »
Буду благодарен за ссылку на статью про функциональные тяготения Ж)

Мой вопрос был связан с тем, что в одном из джазовых учебников я встретил утверждение относительно устойчивости аккордов, построенных из 1,3 и 6 ступенях мажорного лада. Попробуйте поиграть сами простую прогрессию G, Hm, Em  и вставьте теперь С (как сильно не устойчивый) между двумя последними аккордами.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Функции аккордов
« Ответ #21 : Октября 06, 2014, 13:21:40 »

рассматривая аккорды, входящие в мажорный звукоряд принято выделять 1 3 и 6 ступени. Какова функция не-стабильных ступеней и есть ли среди них какая-либо градация (степень разрешения в ту или иную стабильную ступень, например)?


По мнению некоторых теоретиков все аккорды тональности можно распределить по трем функциональным группам - тонической (T)  субдоминантовой (S) и доминантовой (D).
По До мажору:
T = C, Am, Em (I, vi, iii)
S = F, Dm, Am (IV, ii, vi)
D = G, Em, Bø (V, iii, vii-5)

Аккорды входящие одновременно в две группы называют медиантами - их функция зависит от контекста.
По мнению других теоретиков тоника может быть только одна - на первой ступени.

Градация тяготений есть. Если С, F, G - это основные представители функций, то Sii и Dvii - это усиление основных функций, а Svi и Diii - ослабление, вплоть до смены значения функции на ослабленную тоническую.


Так же существует теория, в которой функции всей хроматической шкалы распределяются циклично (Axis system):

(http://www.mi.sanu.ac.rs/vismath/lends/ch1.htm)
http://www.smashwords.com/extreader/read/29897/22/musical-guide-to-larks-tongues-in-aspic-by-king-crimson
http://www.harmonicwheel.com/bartok_axes.pdf

А по мнению еще других теоретиков, каждый аккорд имеет свою уникальную функцию ))
http://www.kholopov.ru/gtk_app21.html и http://www.kholopov.ru/gtk_app22.html
Да и функции могут быть разные (см. Топология ладогармонических функций)  http://www.kholopov.ru/harmony/harm-chap11.html
« Последнее редактирование: Октября 06, 2014, 15:33:30 от eye »

Оффлайн own

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 78
  • Репутация: +0/-2
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Функции аккордов
« Ответ #22 : Октября 06, 2014, 17:07:58 »
спасибо большое- почитаю подробней)

в двух словах- какие функции соответствуют аккордам 4 и 5 ступеней ( суд-доминанте и доминанте) в рамках конкретной пьессы?

относительно ослаблений-усилений этих ступеней: например, работая в до-мажорном ладе- в чем будет различия при исполнение песен, построенных на 1)  либо  2)   Dm Em Am  (ослабление каждой ступени, по сравнению с предыдущим случаем) прогрессиях ?


Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • Репутация: +915/-32
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Функции аккордов
« Ответ #23 : Октября 06, 2014, 22:11:58 »
не читал всей дисскуссии, но мой вопрос может быть связан с начальным постом
спасибо большое- почитаю подробней)
Нужно сначало прочитать и вникнуть! Мне кажется, тогда многие вопросы отпадут. :)
Из-за Вашего последнего вопроса мне завтра придётся пойти к врачу! :yy:


Оффлайн own

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 78
  • Репутация: +0/-2
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Функции аккордов
« Ответ #24 : Октября 08, 2014, 00:53:38 »
почему? вполне логичный вывод из вышесказанного )
я не сторонник чтения форумов, т.к здесь по большему счету люди высказывают свое мнение, что в особенности в музыкальном плане носит субъективный характер :) Есть ли толковая книжка по этому разделу теории музыки ?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Функции аккордов
« Ответ #25 : Октября 08, 2014, 01:32:50 »

в двух словах- какие функции соответствуют аккордам 4 и 5 ступеней ( суд-доминанте и доминанте) в рамках конкретной пьессы?
Субдоминанте и доминанте соответствуют функции субдоминанты и доминанты. Но какая конкретная пъессса имеется ввиду -  непонятно.

Цитировать
относительно ослаблений-усилений этих ступеней: например, работая в до-мажорном ладе- в чем будет различия при исполнение песен, построенных на 1)  либо  2)   Dm Em Am  (ослабление каждой ступени, по сравнению с предыдущим случаем) прогрессиях ?
Если второе, то это уже не До мажор, а натуральный Ля минор все с теми же iv - v - i. Но функциональность снижена, так как доминанта минорная и в ней терцовый тон не имеет острого вводнотонового тяготения.
Могут быть и другие варианты, но пример  слишком абстрактный.

... и добавил:

Цитировать
я не сторонник чтения форумов, т.к здесь по большему счету люди высказывают свое мнение, что в особенности в музыкальном плане носит субъективный характер
Зачем тогда задавать вопросы, если вы не читаете ответы?

Книжка - любой учебник гармонии.
« Последнее редактирование: Октября 08, 2014, 01:35:31 от eye »

Оффлайн own

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 78
  • Репутация: +0/-2
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Функции аккордов
« Ответ #26 : Октября 11, 2014, 17:42:13 »
Что подразумевается под функцией суб-доминанты и доминанты на примере конкретного (любого!) произведения ?  ;D

Миллионы страниц сухой теории просто говорят нам что название ступеней соответствует их тяготению: менее стабильные (суд-доминанта, вводные тона)  в более стабильные ( тонику, доминанту), в то время как третий тип ступеней (III и VI- медианы) не имеет явного тяготения.

Работая в мажорном ладу возьмем Wish you were here by Pink Floyd

C (суб-доминанта- нестабильная ступень тяготеет в)- >D (...доминанту)
Am (вводный тон, сильное тяготение в..) -> G (..тонику) итд

Дело осложняется что в контексте разных произведений функции каждой ступени могут как-то усиливаться либо ослаблсяться, либо вообще преобразоваться, если мы имеем дело с разными модами
Поэтому, хотелось бы некий учебный материал иллюстрирующий тяготение ступеней на примере различных зарубежных песен, фокусирующий внимание занимающегося на их исполнении с учетом тяготений в рамках лада.

Оффлайн Алиса84

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2615
  • Репутация: +915/-32
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Функции аккордов
« Ответ #27 : Октября 11, 2014, 20:56:37 »
Что подразумевается под функцией суб-доминанты и доминанты на примере конкретного (любого!) произведения ?  ;D
Замечательная тема  "Гармошки" в этом же разделе: https://guitarplayer.ru/index.php?topic=84824.msg1513137#msg1513137
Можно найти достаточно произведений разобранных по функциям. Берите любое, смотрите и проверяйте себя.

Миллионы страниц сухой теории просто говорят нам что название ступеней соответствует их тяготению: менее стабильные (суд-доминанта, вводные тона)  в более стабильные ( тонику, доминанту), в то время как третий тип ступеней (III и VI- медианы) не имеет явного тяготения.
Функция доминанты не является "стабильной", ни сама по себе ни по отношению к субдоминанте.
Работая в мажорном ладу возьмем Wish you were here by Pink Floyd
C (суб-доминанта- нестабильная ступень тяготеет в)- >D (...доминанту)
Am (вводный тон, сильное тяготение в..) -> G (..тонику) итд
В чём вопрос конкретно по этому произведению... или это ответ, т.е. Ваш анализ?
Дело осложняется что в контексте разных произведений функции каждой ступени могут как-то усиливаться либо ослаблсяться, либо вообще преобразоваться, если мы имеем дело с разными модами
Это очень обширная тема, если Вы имеете ввиду модальную музыку. Классическими тяготениями и функциями её не всегда следует объяснять.
 :)





Оффлайн own

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 78
  • Репутация: +0/-2
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Функции аккордов
« Ответ #28 : Октября 11, 2014, 22:19:31 »
спасибо за ссылку- обязательно почитаю-
Касательно wish you were here- с подобными примерами учебник по гармонии хотелось бы найти.
Про моды- не забигая далеко, в натуальном миноре принцип тяготяния ступений подобен мажору? Например, в ля-миноре
Dm- субдоминантное трезвучие должно тяготеть (разряжаться) в доминантное Ем (отсюда Ам-Дм-Ем последовательность, или еще сложнее, когда песня начинается не с тоники а с суд-доминанты). Аккорды G и  Hdim - тяготеть в тонику -  Am. При этом создается впечатление, что переход из тоники в аккорд шестой ступени (Фа-мажор)-  как бы усиливает тонику. Верны ли эти соображения ? А что происходит с тягтениями при переходе в гармонический, дорийский и мелодический миноры?
Есть ли учебник, где хорошо описанны именно эти закономерности в музыки, с примерами (не классических) произведений?

Оффлайн Jethro

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 928
  • Репутация: +39/-8
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Функции аккордов
« Ответ #29 : Октября 19, 2014, 13:45:38 »
Народ, что означает когда в аккордах написано вроде Em/B и тому подобное?