Автор Тема: Гаммы для обыгрывания данной прогрессии  (Прочитано 3258 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн noble Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 457
  • Репутация: +31/-11
Проблемы у меня с импровизацией на не банальные аккордовые прогрессии, не хватает теоретических знаний, практики и пр. Поэтому прошу подсказать методы обыгрывания данной прогрессии.
||:Fm7    Cm7| %      | %     |    %     |
  |Bbm7  Fm7 | %      | %     |   %      |
  |Fm7   Cm7  | %      | %     |   %      |
  | Db7           |   %    | Eb7  |   %      |
  | Db7 C7(5+)|Fm7 Eb7| Db7 C7(5+):||
Я напишу свои соображения и буду благодарен, если кто-нибудь посоветует дельные вещи.
Итак, приступим.
1. Общая тональность - фа минор. Характер музыки - минорный блюз.
2. Первые 4-ре такта - чередование тоники и минорной "доминанты". Обыгрывается фа минорной пентатоникой. Все звучит гладко.
3. 5-8-й такты можно рассматривать двояко. По основной тональности - это чередование субдоминанты с тоникой, следовательно опять можно обыграть фа минорной пентой. Но можно рассмотреть этот отрезок и как отклонение в тональность субдоминанты (си бемоль минор). В этом случае это снова оборот I-V , который можно обыграть си бемоль минорной пентатоникой.
4. 9-12-й такты - см. пункт 2.
5. 13-14-й такты. В фа миноре аккорда Db7 нет. Как быть? Я рассуждаю следующим образом - Db7 - доминанта в тональности Соль бемоль мажор, значит можно обыграть соль бемоль мажорной пентатоникой. Ей параллельная - ми бемоль минорная. Значит Db7 можно обыграть ми бемоль минорной пентатоникой.
6. Eb7 соответственно можно обыграть фа минорной пентатоникой.
7. оборот  | Db7 C7(5+)|Fm7 Eb7| Db7 C7(5+)| пока не совсем понимаю как обыграть, чтобы не менять гамму на каждый аккорд.
8. С7(5+) - альтерированная доминанта в основной тональности. Как ее обыграть?

Понятно, что в пентатонику можно добавлять дополнительные ступени (какие?). Просто мне легче рассуждать в рамках пентатоники.

Цель - добиться джаз-блюзового звучания импровизации. Буду благодарен за любые советы, намеки, наводки и прочее.
« Последнее редактирование: Декабря 08, 2013, 00:23:22 от noble »

Оффлайн ribbani

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 738
  • Репутация: +46/-3
Re: Гаммы для обыгрывания данной прогрессии
« Ответ #1 : Декабря 08, 2013, 02:49:26 »
13-14-й такты. В фа миноре аккорда Db7 нет. Как быть?         Как нет?Он же у Вас написан в гармонии))))

Оффлайн aliure

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 117
  • Репутация: +16/-34
Re: Гаммы для обыгрывания данной прогрессии
« Ответ #2 : Декабря 08, 2013, 04:54:42 »
Db шестая ступень Fm, Eb седьмая стуепнь. та самая септима. Вся гармония в какой-то мере укладывается в Fm.

Оффлайн noble Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 457
  • Репутация: +31/-11
Re: Гаммы для обыгрывания данной прогрессии
« Ответ #3 : Декабря 08, 2013, 11:10:45 »
aliure, В фа миноре на шестой ступени аккорд Dbmaj7 (большой мажорный), а не Db7 (малый мажорный), на седьмой натуральной ступени - действительно Eb7, поэтому и можно обыграть фа минорной пентатоникой, как у меня и написано.
Понятно, что в "какой-то мере укладывается в фа минор".

... и добавил:

13-14-й такты. В фа миноре аккорда Db7 нет. Как быть?         Как нет?Он же у Вас написан в гармонии))))
:) Имеется в виду, что играть на Db7 фа минорную пенту - не особо звучит ИМХО
« Последнее редактирование: Декабря 08, 2013, 11:13:06 от noble »

Оффлайн ribbani

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 738
  • Репутация: +46/-3
Re: Гаммы для обыгрывания данной прогрессии
« Ответ #4 : Декабря 08, 2013, 12:29:50 »
Тогда Ля бемоль минор пента))

Оффлайн noble Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 457
  • Репутация: +31/-11
Re: Гаммы для обыгрывания данной прогрессии
« Ответ #5 : Декабря 08, 2013, 12:37:23 »
Тогда Ля бемоль минор пента))
спасибо. А почему?

Оффлайн ribbani

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 738
  • Репутация: +46/-3
Re: Гаммы для обыгрывания данной прогрессии
« Ответ #6 : Декабря 08, 2013, 15:52:44 »
спасибо. А почему?
Потому что звучит нормально)))

Оффлайн Анатолий Ярошенко

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 48
  • Репутация: +6/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Гаммы для обыгрывания данной прогрессии
« Ответ #7 : Декабря 08, 2013, 18:38:15 »
Проблемы у меня с импровизацией на не банальные аккордовые прогрессии, не хватает теоретических знаний, практики и пр. Поэтому прошу подсказать методы обыгрывания данной прогрессии.
||:Fm7    Cm7| %      | %     |    %     |
  |Bbm7  Fm7 | %      | %     |   %      |
  |Fm7   Cm7  | %      | %     |   %      |
  | Db7           |   %    | Eb7  |   %      |
  | Db7 C7(5+)|Fm7 Eb7| Db7 C7(5+):||
1. Первые четыре такта - ми бемоль мажорная пентатоника, дорийский, натуральный и мелодический минор от фа, блюзовый минорный лад (фа минорная пента + си), арпеджио минорного септа от фа, арпеджио полууменьшенного септа от ре (6-я повыш. ступень от фа) ....
2. Тоже с поправкой на си бемоль
3. третья строчка для ре бемоль септ - минорная пента от нее с добавлением к ней большой терции(ноты фа), или блюзовый минорный лад от ля бемоль (ля минорная пента+ре), ля бемоль мелодический минор. То же и для ми бемоль септа с поправкой на тон выше
4. последняя строчка оборот (ре-до альт- фа минор) - смело одним фа блюзовым минорным ладом, а далее в устойчивые ноты ми бемоль и ре бемоль септа.
5. Альтерированный до септ обыгрывается фа гармоническим минором, уменьшенной гаммой, арпеджио или мелодическим минором от ре бемоль, целотонной гаммой от до...
Все это конечно не полный список, а скорее базисные вещи, т.к. способов, ладов, гамм для этой схемы гораздо больше.

... и добавил:

В пентатонику(минорную) могут добавляться разные ступени. Это могут быть мажорная терция для блюзового-кантри мажорного звучания, пониженная 5-я блюзовая ступень, 6-я дорийская и т.д. Надо знать контекст и настроение которое надо создать.
« Последнее редактирование: Декабря 08, 2013, 18:43:52 от Анатолий Ярошенко »

Оффлайн noble Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 457
  • Репутация: +31/-11
Re: Гаммы для обыгрывания данной прогрессии
« Ответ #8 : Декабря 08, 2013, 18:52:09 »
Анатолий Ярошенко, спасибо. Поделитесь источниками информации.

Оффлайн Анатолий Ярошенко

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 48
  • Репутация: +6/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Гаммы для обыгрывания данной прогрессии
« Ответ #9 : Декабря 08, 2013, 19:11:42 »
Анатолий Ярошенко, спасибо. Поделитесь источниками информации.
ответил в личные

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Гаммы для обыгрывания данной прогрессии
« Ответ #10 : Декабря 09, 2013, 18:00:32 »
aliure, В фа миноре на шестой ступени аккорд Dbmaj7 (большой мажорный), а не Db7 (малый мажорный), на седьмой натуральной ступени - действительно Eb7, поэтому и можно обыграть фа минорной пентатоникой, как у меня и написано.
Понятно, что в "какой-то мере укладывается в фа минор".
С точки зрения тональности это альтерированная двойная доминанта. В классике это называют "аккорд с увеличенной секстой". Он энгармоничен малому мажорному. Подробнее смотрите в учебниках. Но к выбору  родственного звукоряда это не имеет отношения....

Лучше (проще) всего на него играть F локрийскую пентатонику (параллельная Abm дорийская) или дорийский от 3й ступени Fm. F локрийская пентатоника получается из Fm, путем "расщипления" 5 й ступени.

А если сравнивать с Fm блюзовой гексатоникой (Fm: 1,b3,4,b5,5,b7), то нужно изменить только одну ступень:
(Fø: 1,b3,4,b5,b6,b7).
Можно еще так расширить  (Fø: 1,b3,4,b5,b6,6,b7.1,2,b3...).

Вообще локрийская 5-ка играется на натуральный малый мажорный от его терции (либо от квинты, если параллельная дорийская. В случае с минорным блюзом удобно продолжать мыслить блюзовым Фа минором, изменив только одну ступень.
987477-0
« Последнее редактирование: Декабря 09, 2013, 21:12:43 от eye »

Оффлайн noble Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 457
  • Репутация: +31/-11
Re: Гаммы для обыгрывания данной прогрессии
« Ответ #11 : Декабря 09, 2013, 20:42:12 »
eye, спасибо большое.
По поводу энгармонизма - правильно ли я понимаю, что аккорд Db7 (ре бемоль, фа, ля бемоль, до бемоль) трактуется как ре бемоль, фа, соль диез, си бекар - DD4/3(#1 b5) - двойной доминанты терцкварт (с повышенной примой и пониженной квинтой - дважды альтерированный)?
Лучше (проще) всего на него играть F локрийскую пентатонику (параллельная Abm дорийская) или дорийский от 3й ступени Fm. F локрийская пентатоника получается из Fm, путем "расщепления" 5 й ступени.
Подскажите, пожалуйста, в каком направлении копать (что почитать) по этому вопросу. Мне очень интересно.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Гаммы для обыгрывания данной прогрессии
« Ответ #12 : Декабря 09, 2013, 21:08:07 »
трактуется как ре бемоль, фа, соль диез, си бекар - DD4/3(#1 b5) - двойной доминанты терцкварт (с повышенной примой и пониженной квинтой - дважды альтерированный)?
Круто завернул! Но я думаю, что правильно. Помню точно, что терцквартаккорд был и повышенная прима... но сам этой ерундой не пользуюсь. Это нужно классикам-тоналистам, чтобы как-то оправдать появление "доминантсетаккорда" на других ступенях. А у нас, модалистов, он может встечаться на любой ступени, даже на первой в качестве тоники.  :)
Цитировать
Подскажите, пожалуйста, в каком направлении копать (что почитать) по этому вопросу. Мне очень интересно.
Я не понял по какому "по этому".
« Последнее редактирование: Декабря 09, 2013, 21:09:39 от eye »

Оффлайн noble Автор темы

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 457
  • Репутация: +31/-11
Re: Гаммы для обыгрывания данной прогрессии
« Ответ #13 : Декабря 09, 2013, 21:17:04 »
(eye) Прошу прощения за невнимательность, вместо "ответить", нажал "редактировать" и потер ваш пост. Вот он:
987515-0
« Последнее редактирование: Декабря 09, 2013, 22:08:53 от eye »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Гаммы для обыгрывания данной прогрессии
« Ответ #14 : Декабря 09, 2013, 22:07:53 »
Какие звукоряды играть на какой-нибудь аккорд, да еще, чтобы не один а разные варианты и все такое.
По-моему, в любом учебнике по импровизации это объясняется. Начиная от Молоткова и Бойко и заканчивая лидийской концепцией Дж.Рассела. Даже здесь на форуме это достаточно обсуждалось.
Что именно и каких авторов - я затрудняюсь теперь советовать, так как давно все перемололось-переплавилось в свое понимание.