Автор Тема: Гармонический анализ пьесы "Облака"  (Прочитано 3810 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Всем, кто интересуется гармонией и ладообразованием, возможно интересно будет посмотреть гармонический анализ пьесы "Облака",  которая достаточно интересная в гармоническом отношении.

Послушать:
https://soundcloud.com/dmitry-maloletov/nivudpey2ms7

               {A}   
    | G  |   |[ Gm7      Ebm7 | Bbm7        | C        G/B    |  Bb         F    |    Gsus         | G          : ]|   
(g):  i           i      (bb): iv         i       (G):IV        I/3 (  g): bIII    bVII (G): Isus            I 
   
     {B}                                              1________________ 2_______________
       |[ C         G/B  |   Eb      Bb/D   | Cm7       |  Gm9       :]| Cm7     | Cm6/9    ||
(G):    IV        I/3 (g): bVI      bIII/3      iv             i                    iv           i   

Если кому-то не очень понятна запись (желательно изучить буквенно-цифровую (и функциональную) систему записи С. Попова, которая облегчает анализ гармонии), то на этой странице даны более детальные авторские пояснения ))) http://dmitrymaloletov.ru/clouds.html


Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Гармонический анализ пьесы "Облака"
« Ответ #1 : Марта 20, 2015, 14:50:34 »
А нот, конечно же, нет? :)

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Гармонический анализ пьесы "Облака"
« Ответ #2 : Марта 20, 2015, 16:29:31 »
Ноты чего? Всей вертикали (баса и аккомпанирующих гитар)?

В нашем цеху гармонический анализ делается по цифровой системе.

П.С. Когда знаешь аккорды и гармонические ступени (в данном случае мажора и минора) то перевести их в ноты не составляет труда.
« Последнее редактирование: Марта 20, 2015, 16:45:12 от Дмитрий Малолетов »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Гармонический анализ пьесы "Облака"
« Ответ #3 : Марта 20, 2015, 17:13:03 »
Мне слышатся повсюду плагальные отклонения по типу S-T (IV-I)


               {A}                                       секвенция по тонам ---------|
    | G  |   |[ Gm7      Ebm7 | Bbm7        | C        G/B    |  Bb         F    |    Gsus         | G          : ]|   
(g):  i           i      (bb): iv         i       (G):IV         I  (F): IV       I    (G): Isus            I 
   
     {B} секвеция по м.терц-----------|  1________________ 2_______________
       |[ C         G/B  |   Eb      Bb/D   | Cm7       |  Gm9       :]| Cm7     | Cm6/9    ||
(G):    IV          I (Bb): IV        I     (g) iv             i                 iv           i   

Интересно это сопоставление  Gm7  Ebm7  Bbm7, основанное одновременно и параллельном и одноименном мажоро-миноре: Gm||Bb=Bbm

Красивая гармония. Но мне немного не хватает определенности в форме композиции - из-за того, что вторая половина гармонии части A похожа на начало части B.
Из-за этого возникает некая дезориентация в восприятии формы.
Можно это, конечно, объяснить некой "бесформенностью" и текучестью облаков )

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Гармонический анализ пьесы "Облака"
« Ответ #4 : Марта 20, 2015, 17:43:46 »
Что касается формы, то такова была композиционная задумка ))) Тут уж кто как воспринимает.

А на счет гармонии Gm  Ebm Bbm то ее рассматриваю как отклонение в минор на малую терцию. Мне очень нравятся модуляции на малую терцию. что-то в них есть. Создается ощущение минор и еще минорнее! ))) И после этого возврат в прежнюю тонику только на мажоре дает просветление, еще светлее! ))) Такая вот игра предполагалась.
Вообзе на преплетениях мажора и минора можно много интересного придумать.
.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Гармонический анализ пьесы "Облака"
« Ответ #5 : Марта 20, 2015, 17:50:00 »
Ноты чего? Всей вертикали (баса и аккомпанирующих гитар)?

В нашем цеху гармонический анализ делается по цифровой системе.

П.С. Когда знаешь аккорды и гармонические ступени (в данном случае мажора и минора) то перевести их в ноты не составляет труда.
Вообще, ноты самой пьесы (я не к тому, что выложенный анализ не понятен — он понятен).
Партия основной гитары + гармния "буковками", так обычно записывают.
А что, никогда не хотелось записать свои опусы нотами? Ну, чисто "для истории".

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Гармонический анализ пьесы "Облака"
« Ответ #6 : Марта 20, 2015, 18:07:13 »
Ну.... я думаю, на роль истории пока пьеса не тянет. )))  Просто зарисовка, интересная, на мой взгляд, гармония  (малотерцовое отклонение в миноре). Плоды, так сказать, изучения теории и общения на форуме. Пусть теперь говорят, что форум это бесполезная трата времени. )))

Тем более сыграно импровизационно, следующий дубль уже был бы другим и как таковой мелодии (для строгой нотной записи) тут нет. 

MrLf,  Спасибо за популяризацию забытой темы в первом  разделе )))

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Гармонический анализ пьесы "Облака"
« Ответ #7 : Марта 20, 2015, 18:07:55 »

А на счет гармонии Gm  Ebm Bbm то ее рассматриваю как отклонение в минор на малую терцию. Мне очень нравятся модуляции на малую терцию. что-то в них есть. Создается ощущение минор и еще минорнее! )))
Ну, это и есть отклонение на малую терцию вверх. Но суть его в том, что параллельный лад делается минорным.

Кстати, здесь есть некоторые ассоциации с локрийским ладом, который "минорнее всех миноров".
То есть Bbm дор относительно Gm даст Соль локрийский.

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Гармонический анализ пьесы "Облака"
« Ответ #8 : Марта 21, 2015, 12:13:47 »
Думаю, что теоретически привязать аккорды можно к разной системе отсчета. Тут теория дает большой простор, так как много переплетений и пересекающихся закономерностей. Но главное при анализе (на мой взгляд) понять какими ладо-гармоническими категориями мыслил автор при сочинении пьесы. Я вот когда слушаю какую-то вещь стараюсь поймать именно ход мысли автора.
Понятно, что Битлз, например, сочиняющие довольно сложные вещи порой, не могли осмысливать это теоретически. То есть они просто интуитивно находили "аккорды" которые ложились в их мировозрение. А смена аккордов была часто именно мажоро-минорная (даже не мажоро-минор как лад, а переменный лад, когда часть пьесы в мажоре, часть в миноре).
Но вот что касается таких ребят как Скотт Хендерсон, Гамбале, Холсфорд, то тут понятно люди хорошо подкованы теорией и без нее, не зная категорий которыми они оперируют, изучить эту музыку (принципы ее создания) невозможно.
Поэтому забавно смотреть на людей, которые тупо снимают их импровизации, а потом не знают куда и как применять наработанные заготовки. Ведь в Ля-миноре они не работают)))

В данной вещице (Облака) все просто - переходы из минора в мажор в первой части, и из мажора в минор во второй. ,Есть только нюанс в первой части  - отклонение в одном такте в минор Bm (причем натуральный, не дорийский). И возврат на прежний тональный центр G, только по мажорным ступеням. Все это дает переходы от тоники (минора)- в Bm (еще минорнее) - G (IV - мажор) - потом Gm и разрешение в Gdur через sus.



Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Гармонический анализ пьесы "Облака"
« Ответ #9 : Марта 21, 2015, 12:43:34 »
Но вот что касается таких ребят как Скотт Хендерсон, Гамбале, Холсфорд, то тут понятно люди хорошо подкованы теорией и без нее, не зная категорий которыми они оперируют, изучить эту музыку (принципы ее создания) невозможно.
Серьёзно? Невозможно, да? Слух не спасёт? ;)

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Гармонический анализ пьесы "Облака"
« Ответ #10 : Марта 21, 2015, 14:02:10 »
Именно слух и спасает. Так как теорию изучают через слух. Весь вопрос и все наши споры возникают только вследствие того, что мы по-разному понимаем слово "теория" и "изучение теории". Если кто-то думает что Скотт Хендерсон и Холсфорд по книжкам теорию учили, то глубоко заблуждаются. Это все практическая работа. Они наработали связи и собственные идеи. Без книжек, конечно не обошлось (сами их читаем и и даже пишем))), но главное, выделить где важное и где второстепенное. В конечном итоге все это надо пропустить через себя (через свой слух и ощущения). Но и этого мало. Надо еще выработать навык. То есть можно знать как ходить по канату, но не уметь ходить по канату. А задача не только знать, но и уметь. Без знаний можно уметь (это доказывают тысячи самоучек, сочиняющий иногда шедевры), а вот без навыка знания мертвы. Так как челоек не может их применить.  Узнать что-то можно за пять минут (прочитать в книжке), а чтобы уметь  этим знанием пользоваться в реальной практике на это уходят десятилетия. И те только выработка ощущений, но и физическая сторона -- техника игры.
В личной беседе с Хендерсоном он мне говорил, что гармонию изучал, когда работал у Завинула. Что это самый крутой парень по части мышления (по его словам). Естественно учился он не на лекциях, а на репетициях, в реальной работе, где и вырабатывались ощущения и понимание ладо-гаромнияеских связей.
На мастер-классе, на котором я тоже был (и даже участвовал в его организации), он как раз и говорил о теории как ее изучать и как они пишут вещи. "Мы приходим на репетицию и начинаем просто играть, не договариваясь. И в процессе появляются интересные моменты, которые мы запоминаем. Потом эти наработки входят в новые композиции." Это своими словами, что он сказал. А потом люди покупают пластинки,  слушают и начинают анализировать))) Строить свои теоретические догадки. А на самом деле все это плод ощущений и практики. Другое дело, что практика у них достаточно широкая, поиграли много где разной музыки, накопили багаж. Без этого багажа в этих жанрах делать нечего.

Вывод: гармонию, как и все другие музыкальные дисциплины изучают на слух. Выработка ощущений это есть знание гармонии.
Снимать "Холсофрда", зная три аккорда на гитаре - бессмысленно, так как это все равно, что пытаться решить задачу по высшей математике, не зная таблицы умножения. Это, конечно, касается музыкантов, которые хотят играть что-то подобное. Слушатели, которые просто слушают и получают удовольствие это не касается.

Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Гармонический анализ пьесы "Облака"
« Ответ #11 : Марта 21, 2015, 15:01:31 »
Без знаний можно уметь (это доказывают тысячи самоучек, сочиняющий иногда шедевры)...
Но вот что касается таких ребят как Скотт Хендерсон, Гамбале, Холсфорд, то тут понятно люди хорошо подкованы теорией и без нее, не зная категорий которыми они оперируют, изучить эту музыку (принципы ее создания) невозможно.
Так можно или невозможно? :crazy:
Ваши слова: чем сложнее музыка, тем "больше" в ней теории.
Так вот и получается, что в какой-то момент без чисто теоретических "бумажных" знаний уже не обойтись. И терции пририсовывать придётся при гармонизации, на листочке, и т.п. И "момент" этот наступает у каждого по-своему, но наступает обязательно. И нет такого моцарта на свете, которому теория бесполезна (и самому Моцарту в т.ч.).

Теория нужна для того, чтобы услышать то, что не слышно интуитивно, и точка. Иначе теория не нужна вообще (зачем классифицировать то, что и так интуитивно понятно?). А человек, считающий, что для его песенок теория не нужна — это тупой доцент, из Райкина ("а вас?").

Человек, который рисует нотные головки на бумаге, и которому всё равно как они звучат — это воображаемый человек, таких не существует. Если же ему интересно, как они зазвучат — это то же самое, что тыкать в гриф наугад, ничем не хуже и не лучше. А тыканьем в гриф занимаются все.
« Последнее редактирование: Марта 21, 2015, 15:29:44 от MrLf »

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Гармонический анализ пьесы "Облака"
« Ответ #12 : Марта 21, 2015, 18:06:43 »
Я не буду спорить. удобно приписывать терции на бумаге и слушать потом что получится - ваше дело. То есть делать музыку глазами))) Я таких людей не встречал. Обычно сначала  на гитаре (или другом инструменте) что-то сыграют, послушают, а потом (если боятся забыть) запишут. (Если не брать исполнение записанных ранее произведений)

Исключения составляют только классики, лет с 4-х которые учились в ДМШ и вся жизнь, которых прошла с нотной папкой. В нашем цеху никто на ноты ничего не записывает и анализ идет через гитару и буквенно-цифровые обозначения.



Оффлайн MrLf

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Гармонический анализ пьесы "Облака"
« Ответ #13 : Марта 21, 2015, 18:28:40 »
В нашем цеху никто на ноты ничего не записывает и анализ идет через гитару и буквенно-цифровые обозначения.
А с чего Вы взяли, что здесь, на форуме, это "ваш цех"? А из других цехов сюда вообще не заглядывают, Вы уверены?

Я не буду спорить. удобно приписывать терции на бумаге и слушать потом что получится - ваше дело. То есть делать музыку глазами))) Я таких людей не встречал. Обычно сначала  на гитаре (или другом инструменте) что-то сыграют, послушают, а потом (если боятся забыть) запишут. (Если не брать исполнение записанных ранее произведений)
А делать музыку пальцами — это не смешно разве? Вы ведь сейчас предлагаете именно это.
Вы не допускаете, что есть люди, которые могут себе представить звучание, глядя в ноты?
И что это фактически то же самое, что "слышать гриф", например?
Вы можете предугадать звучание ноты, перед тем, как ваш палец опустится на гриф? Думаю, во многих случаях можете. Но ноты Вас сильно "раздражают" почему-то. Это ж то же самое, тот же навык.
Вы можете записать нотами знакомую Вам музыку, не беря в руки инструмента? Думаю, можете (и многие могут).
Ну и к чему тогда все споры-то?

Вопрос только в том, насколько полноценны слуховые представления человека. А слышать гриф и слышать партитуру, ведя по ней глазами — это одного поля ягода.
« Последнее редактирование: Марта 21, 2015, 18:31:08 от MrLf »

Оффлайн Дмитрий Малолетов Автор темы

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4463
  • www.maloletov.pro
    • www.Maloletov.pro
Re: Гармонический анализ пьесы "Облака"
« Ответ #14 : Марта 21, 2015, 19:20:23 »
Меня не раздражают ноты)))  Учебные пьесы я тоже записываю...
http://www.guitar-club.net/1school/Lesson_ONE/L2.htm

Просто вход/выход информации, где голова, а где хвост у вещи, не стоит путать местами.
Зачем мне записывать на ноты то, что я и так запомнил? Тем более, глядя в нотный текст, ноты надо все равно переводить в пальцы (в аппликатуры). Зачем лишнее движение то делать? Вот чего не понятно.