Именно слух и спасает. Так как теорию изучают через слух. Весь вопрос и все наши споры возникают только вследствие того, что мы по-разному понимаем слово "теория" и "изучение теории". Если кто-то думает что Скотт Хендерсон и Холсфорд по книжкам теорию учили, то глубоко заблуждаются. Это все практическая работа. Они наработали связи и собственные идеи. Без книжек, конечно не обошлось (сами их читаем и и даже пишем))), но главное, выделить где важное и где второстепенное. В конечном итоге все это надо пропустить через себя (через свой слух и ощущения). Но и этого мало. Надо еще выработать навык. То есть можно знать как ходить по канату, но не уметь ходить по канату. А задача не только знать, но и уметь. Без знаний можно уметь (это доказывают тысячи самоучек, сочиняющий иногда шедевры), а вот без навыка знания мертвы. Так как челоек не может их применить. Узнать что-то можно за пять минут (прочитать в книжке), а чтобы уметь этим знанием пользоваться в реальной практике на это уходят десятилетия. И те только выработка ощущений, но и физическая сторона -- техника игры.
В личной беседе с Хендерсоном он мне говорил, что гармонию изучал, когда работал у Завинула. Что это самый крутой парень по части мышления (по его словам). Естественно учился он не на лекциях, а на репетициях, в реальной работе, где и вырабатывались ощущения и понимание ладо-гаромнияеских связей.
На мастер-классе, на котором я тоже был (и даже участвовал в его организации), он как раз и говорил о теории как ее изучать и как они пишут вещи. "Мы приходим на репетицию и начинаем просто играть, не договариваясь. И в процессе появляются интересные моменты, которые мы запоминаем. Потом эти наработки входят в новые композиции." Это своими словами, что он сказал. А потом люди покупают пластинки, слушают и начинают анализировать))) Строить свои теоретические догадки. А на самом деле все это плод ощущений и практики. Другое дело, что практика у них достаточно широкая, поиграли много где разной музыки, накопили багаж. Без этого багажа в этих жанрах делать нечего.
Вывод: гармонию, как и все другие музыкальные дисциплины изучают на слух. Выработка ощущений это есть знание гармонии.
Снимать "Холсофрда", зная три аккорда на гитаре - бессмысленно, так как это все равно, что пытаться решить задачу по высшей математике, не зная таблицы умножения. Это, конечно, касается музыкантов, которые хотят играть что-то подобное. Слушатели, которые просто слушают и получают удовольствие это не касается.