Короче на меня снизошло просвещение. До этого я редко использовал гармонический минор в импровизации ибо получалась восточность. Но, сегодня почитал на вики следующее:
"гармонический минор специфически окрашен благодаря увеличенной секунде (полуторатону) между VI и VII ступенями. В связи с этим в классической музыке XVIII — начала XX вв., написанной в миноре, мелодической ход на полуторатон как правило избегается — за исключением тех случаев, когда композитору необходимо стилизовать «ориентальный колорит»".
И действительно - если просто избегать интервала между этими двумя нотами в импровизации (т.е., в примере Am не брать последовательно F-G# или наоборот), то восточность напрочь пропадает, и остаётся лишь звучание гармонического минора. Почему-то раньше я до этого не догадывался
Обратил также внимание, что при сильном мелодическом акцентировании VII# можно получить мрачность звучания наподобие фригийского лада. Пример этого можно услышать во втором такте партии синтезатора на 0.13 этой песни, второй такт играет G# в ля миноре по ритм гитаре G#. Очень понравился такой ход - одновременно и мелодичность, добрость, и одновременно немного мрачности, ехидности.
https://www.youtube.com/watch?v=ONCbfxEmoVkА какие вы знаете интересные фишки с гармоническим минором?