Kranick, но дважды гармонический минор, венгерский минор он же лад который нельзя рассматривать самостоятельно или можно ?
можно
https://ru.wikipedia.org/wiki/Цыганская_гаммаПо сути, гармонический минор в отличии от натурального содержит вводный тон к тонике, а дважды гармонический еще вводный тон к пятой ступени лада (к доминанте). То есть в тональной гармонической системе это всякие цыганско-еврейские "мурки" с опеванием 1 и 5 ступеней (♮7 и ♯4). Но не только, конечно.
Где подробно изложено про тональные центры итд?
Да это синоним тоники. Просто само понятие тоники неоднозначно - зависит от контекста.
Имеется ввиду "центр притяжения", то есть то, что может как-то
ощущаться.
Если в эту тему лезть глубоко, то там очень много придется раскапывать, так как англоязычные (mode) и русские (лад) понятия различаются в корне.
сколько устойчивых ступеней, например, в венгерском миноре?
Устойчивые те, которые входят в "тоническое" трезвучие (то есть 1, b3, 5). А дальше все зависит от типа музыки.
Или, чем будет отличаться Ионийский лад от натурального мажора, как будет отличаться гармония?
По структуре ничем не отличаются, а по характеру внутренней организации и взаимоотношений отличаются. На основе натурального мажора строится тональная система, а ионийский лад - это один из модов модальной системы.
Хотя для современного слуха, воспитанного на тональной системе это практически ничем не отличается, так как слух по инерции переносит восприятие натурального мажора на модальный ионийский лад. Разве что функциональность становится менее определенной (а иногда и полностью стирается, тогда на форумах начинаются непримиримые споры о том, что является тоникой - проще согласиться со стандартным восприятием обученных в классической системе).
может там найдутся какие нибудь главные ступени, и соответственно, будет какая то гармония (функциональные группы), тогда этот лад можно как самостоятельный использовать.
Не совсем корректные рассуждения насчет "функциональных групп", но в целом - да. Опять-таки:
"Применение в музыке
Цыганская гамма — распространённый модализм в музыке западноевропейских романтиков XIX века, особенно часто её применял Ф. Лист (в «Венгерских рапсодиях», в Сонате h-moll, в симфонической поэме «Битва гуннов»). У Ж. Бизе цыганская гамма широко используется в его опере «Кармен»: обе разновидности (минорная и мажорная) — в лейтмотиве судьбы (впервые в Увертюре). Другие примеры: Мазурка B-dur op. 7 № 1 (эпизод в тт. 45-52) Ф. Шопена. Цыганская гамма встречается и у русских композиторов (также в качестве модализма, часто в смешении с другими звукорядами). М. П. Мусоргский использовал цыганскую гамму в пьесе «Два еврея» (в цикле фортепианных миниатюр «Картинки с выставки») для характеристики богатого еврея, С.В. Рахманинов — во II части Третьего фортепианного концерта.
Цыганская гамма встречается в народной музыке Испании (в том числе, в музыке фламенко[11]), в клезмерской музыке восточно-европейских евреев, в музыке Польши, Румынии, Венгрии, балканских стран".