Автор Тема: Гармонизация гаммы  (Прочитано 3075 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн phill Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 13987
  • любитель внести сумятицу
Гармонизация гаммы
« : Апреля 21, 2019, 19:06:25 »
оставлю здесь,. чтобы потом на Ютубе не искать,,

https://youtu.be/gAkJJQPV_xQ

... и добавил:

https://youtu.be/SK7dkyBkCjA
« Последнее редактирование: Апреля 21, 2019, 19:20:13 от phill »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Гармонизация гаммы
« Ответ #1 : Апреля 26, 2019, 12:48:21 »
1) I, IV V ‘Basic’ Harmonisation.
2) I, IV V with  added dominant 7th.
3) Contrary motion using chromatic Bass line
4) Contrary motion #2
5) Stevie Wonder
6) Someday my prince will come/   wedding march
7) PEDAL harmony - exploring diminished chords

Ноты
Гармонизация восходящей мажорной гаммы
c d e f g a b c - Ascending major scale
----------------------------------------------------------------
C G C F C F G C - I, IV, V Basic
C G7 C7 F C D7 G7 C - Basic with dominants
C G7/B C/Bb F/A,Fm/Ab C/5 F#ø G/F C/E - Contrary Motion
C G7/B C/Bb F/A,Fm/Ab C/5 F#ø G/F C/E - Contrary Motion#2
C E11 A+7 G11 C2 B11 E+7 G11 - Stevie Wonder
C E7+5 F+7 A7+5-9 Dm11 A7+5 D13 G11 - Someday My Prince Will Come
C Bo/C C7-9 Fm6/C C2 F#ø/C Bo/C C2 - Pedal Harmony


Гармонизация нисходящей мажорной гаммы
c b a g f e d c - Descending major scale
-----------------------------------------------------------
C G F C F C G C - I, IV, V Basic
C G F C7 F D7 G7 C - Basic with dominants
C G/D D#o C/E F F#ø G7 C - Contrary Motion(Противоположное движение)
C E7 Am C7 F F#ø G7 C - Contrary Motion#2
C G/F Em11 A7-9 Dm7 G13-9 Fm6/C C - Stevie Wonder
F#ø B7 A7-9 G13-9 Fm6/C C - Someday My Prince Will Come
C2 Bo/C F+7/C C2 Fm6/C F#ø/C Bo/C C - Pedal Harmony

Ступени
Гармонизация восходящей мажорной гаммы
1 2 3 4 5 6 7 1 - Ascending major scale
-------------------------------------------------------------------------------------
I V I IV V IV V I - I, IV, V Basic
I V7 I7 IV I II7 V7 I - Basic with dominants
I V7/3 I/7 IV/3,iv/-3 I/5 #ivø V/7 I/3 - Contrary Motion
I V7/3 I/7 IV/3,iv/-3 I/5 #ivø V/7 I/3 - Contrary Motion#2
I III11 VI+7 V11 I2 VII11 III+7 V11 - Stevie Wonder
I III7+5 IV+7 VI7+5-9 ii11 VI7+5 II13 V11 - Someday My Prince Will Come
I viio/I I7-9 iv6/I I2 ivø/I viio/I I2 - Pedal Harmony


Гармонизация нисходящей мажорной гаммы
1 7 6 5 4 3 2 1 - Descending major scale
-------------------------------------------------------------------------------
I V IV I IV I V I - I, IV, V Basic
I V IV I7 IV II7 V7 I - Basic with dominants
I V/5 #iio I/3 IV #ivø V7 I - Contrary Motion
I III7 vi I7 IV #ivø V7 I - Contrary Motion#2
I V/7 iii11 VI7-9 ii7 V13-9 iv6/5 I - Stevie Wonder
#ivø VII7 iiiø VI7-9 iiø V13-9 iv6/5 I - Someday My Prince Will Come
I2 viio/I IV+7/I I2 iv6/I #ivø/I viio/I I - Pedal Harmony
« Последнее редактирование: Апреля 26, 2019, 12:50:56 от eye »

Оффлайн Kranick

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3538
  • против войны
Re: Гармонизация гаммы
« Ответ #2 : Апреля 27, 2019, 14:27:20 »
coprozar, лады, это не аппликатуры. Аппликатура там одна и та же, так как набор нот в каждом ладе тот же, что в мажорной гамме. Ключевое в ладах - tonal centers, то есть основные ноты, на которые опирается лад. А раз так, для «запоминание аппликатур» достаточно просто знать названия нот на грифе. Ну и для визуализации можно выучить аппликатуры трезвучий из этих tonal centers. Правда, их такое число, что можно закопаться ??? По сути аппликатуры трезвучий - это то, что учить можно всю жизнь. К примеру, я часто в рамках одного занятия просто играю какие-то трезвучия - мажорные, минорные, мелодический минор итд. Раньше вообще заморачиваться тем, что целый час мог гонять трезвучия одного аккорда или какой-то аккордовой последовательности, играемой в разными трезвучиями с разными обращениями.

Оффлайн Kranick

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3538
  • против войны
Re: Гармонизация гаммы
« Ответ #3 : Апреля 27, 2019, 17:02:23 »
coprozar, tonal centers это нота, определяющая ноту лада (типа A Ionian или b Dorian). От них определяются characteristic notes - ноты, из которых состоит аккорд первой ступени обыгрываемого тобой лада. Если аккорды твоей гармонии все из одной тональности (одного лада), тогда твои первая, третья, пятая и почти всегда седьмая ступени.

К примеру, берём последовательность A-D-E. Эти аккорды все из ля-мажорной гаммы. Соответственно если здесь использовать эту гамму, и опираться указанные выше 4 ступени, получим ионический лад.

Теперь берём те же аккорды, но в последовательности D-A-E. Здесь tonal center на ноте ре. В ля-мажорной гамме ре находится на четвёртой ступени. Соответственно эту последовательность обыгрываем лидийским ладом, состоящим из нот гаммы натурального ля-мажора, но characteristic notes от ре-лидийского.

То есть ноты те же, аккорды такие же, но лад другой, а значит и характеризующие его ноты тоже другие, и фразы будут звучать иначе, с настроением, которое даёт лидийский лад (мажорней некуда :) ).

И по венгерскому минору. Если у этой гаммы есть первая, третья и пятая ступени, то они и будут составлять аккорд, который обыгрывается.

Вроде все ???
« Последнее редактирование: Апреля 27, 2019, 17:45:11 от Kranick »

Оффлайн Kranick

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3538
  • против войны
Re: Гармонизация гаммы
« Ответ #4 : Мая 02, 2019, 13:10:20 »
coprozar, я чесно скажу, что не представляю, что такое "венгерский минор". Равно как не представляю, как это может сказаться на чьей-либо игре на гитаре. ???

Поверь, у меня не было желания добиться от тебя любви и понимания. Ты задал вопрос - я ответил на него. Извини, если разочаровал тебя - поверь, я не хотел :(

Относительно того, можно ли рассматривать "венгерский минор он же лад" самостоятельно - я вообще не понимаю к чему этот вопрос. Выше сказано, что как правило в любой гамме есть первая, третья и пятая ступени. По ним и определяется аккорд, который ты берешь (он будет состоять из первой третьей и пятой ступеней гаммы). Если в гамме есть еще что-то очень харАктерное, тогда эту ступень (или ступени) тоже можешь добавить в аккорд. Возможно, с академической точки зрения этот лад обыгрывается чем-то более стандартным, но я повторюсь, что никогда не слышал ничего о венгерском миноре. Потому предложил тебе универсальный способ, которым можно построить аккорд первой ступени для гармонизации любой гаммы. Зная его, можно построить и всю аккордовую гамму, а дальше просто выбираешь ступени аккордов, под которые будешь играть. Это не догма, то в целом ничего сложного.

Ответ на вопрос "где подробно изложено про тональные центры итд" лучше задать в гугл. Русскоязычных источников я не знаю, а англоязычных могу набросать, но они все платные. Возможно есть на русском и бесплатно, но это уже в гугл.

Оффлайн Kranick

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3538
  • против войны
Re: Гармонизация гаммы
« Ответ #5 : Мая 02, 2019, 15:06:18 »
coprozar, ну так пробуй, в чем загвоздка? :)

Могу набросать порядок действий:
1. выбрать один из стандартных модальных ладов. Для простоты я б предложил не парить мозг и взять что-то простое типа A Ionian
2. построить ля-мажорную гамму аккордами (правило major-minor-minor-major-major-minor-diminished тебе в помощь)
3. в лупере сделать петлю какой-то простой прогрессии (к примеру, стандартной I-IV-V, что в ля-мажоре буде A-D-E)
4. начать играть под эту петлю ля-мажорную гамму не выделяя ничего (желательно так, чтоб под каждый из аккордов сыграть всю гамму полностью туда и обратно)
5. теперь под ту же петлю играть три ноты из которых состоит каждый из этих аккордов (то есть под аккорд A играем ля-до-диез-ми, и так далее - под каждый из аккордов играем его три ноты). Так мы получаем characteristic notes, которые тебе будут нужны для обыгрывания этой прогрессии ионическим ладом;
6. теперь то же самое что и в пункте 5, но только добавляем еще любую другую ноту из гаммы. Эти другие ноты будут называться tension notes (что-то типа "напряженная нота" - не знаю как это по-русски :( )

Если все пункты пройдены, ты теперь знаешь (а) как строится ионический лад, (б) как он гармонизируется, (в) characteristic notes основные ноты, на которых нужно делать акцент при обыгрывании этой прогрессии и (г) tension notes, которые будут неустойчивыми в данной прогрессии, и которые будут тяготеть к устойчивым.

Дальше только играй в мере воображения.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Re: Гармонизация гаммы
« Ответ #6 : Мая 02, 2019, 15:44:53 »
Kranick, но дважды гармонический минор, венгерский минор он же лад который нельзя рассматривать самостоятельно или можно ?
можно
https://ru.wikipedia.org/wiki/Цыганская_гамма

По сути, гармонический минор в отличии от натурального содержит вводный тон к тонике, а дважды гармонический еще вводный тон к пятой ступени лада (к доминанте). То есть в тональной гармонической системе это всякие цыганско-еврейские "мурки" с опеванием 1 и 5 ступеней (♮7 и ♯4). Но не только, конечно.
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Цитировать
Где подробно изложено про тональные центры итд?
Да это синоним тоники. Просто само понятие тоники неоднозначно - зависит от контекста.
Имеется ввиду "центр притяжения", то есть то, что может как-то ощущаться.

Если в эту тему лезть глубоко, то там очень много придется раскапывать, так как англоязычные (mode) и русские (лад) понятия различаются в корне.

Цитировать
сколько устойчивых ступеней, например, в венгерском миноре?
Устойчивые те, которые входят в "тоническое" трезвучие (то есть 1, b3, 5). А дальше все зависит от типа музыки.


Цитировать
Или, чем будет отличаться Ионийский лад от натурального мажора, как будет отличаться гармония? 
По структуре ничем не отличаются, а по характеру внутренней организации и взаимоотношений отличаются. На основе натурального мажора строится тональная система, а ионийский лад - это один из модов модальной системы.

Хотя для современного слуха, воспитанного на тональной системе это практически ничем не отличается, так как слух по инерции переносит восприятие натурального мажора на модальный ионийский лад. Разве что функциональность становится менее определенной (а иногда и полностью стирается, тогда на форумах начинаются непримиримые споры о том, что является тоникой - проще согласиться со стандартным восприятием обученных в классической системе).

Цитировать
может там найдутся какие нибудь главные ступени, и соответственно, будет какая то гармония (функциональные группы), тогда этот лад можно как самостоятельный использовать.
Не совсем корректные рассуждения насчет "функциональных групп", но в целом - да. Опять-таки:
(нажмите чтобы показать/спрятать)
« Последнее редактирование: Мая 02, 2019, 15:59:24 от eye »