Автор Тема: Гармонизация мелодий  (Прочитано 7553 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Small music tower

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4100
  • Репутация: +946/-27
  • я только учусь
Re: Гармонизация мелодий
« Ответ #30 : Октября 01, 2015, 21:38:59 »
Насчет фа - согласен, что это скорее неаккордовый звук, в первом такте он волне подходит под вспомогательный.
Я вот только пока на понял, какое правило запрещает его дублировать удваивать в басу.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7823/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Гармонизация мелодий
« Ответ #31 : Октября 01, 2015, 21:40:32 »
yankeedudlizz, в целом я клоню вот к чему. Нужна какая-то золотая середина. Чтобы теория гармонии использовалась не только для построения красивых аккордовых частоколов на фортепиано по всем правилам, но и для ежедневной игры/аранжировки на своём инструменте. Но в то же время, использовалась не для того, чтобы сломать пальцы на широком расположении или убиться апстену из-за удвоения терции в трезвучии. Найти такую середину не всегда просто, это да.

... и добавил:

Я вот только пока на понял, какое правило запрещает его дублировать удваивать в басу.
Не то чтобы кто-то смертельно запрещает, но повтор хода Фа-Ми в басу и мелодии — это и есть то самое слипание голосов, превращение их в октавный дубликат друг друга. т. е. утрата пресловутой самостоятельности. Причём это крайние голоса, т. е. самые заметные.
« Последнее редактирование: Октября 01, 2015, 21:48:25 от MrLf »

Оффлайн Small music tower

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4100
  • Репутация: +946/-27
  • я только учусь
Re: Гармонизация мелодий
« Ответ #32 : Октября 01, 2015, 21:50:26 »
Но так ведь в четырехголосии и для трезвучий и для обращений трезвучий от удвоения никуда не уйти.
Это собственно стандартная практика.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7823/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Гармонизация мелодий
« Ответ #33 : Октября 01, 2015, 21:52:43 »
Но так ведь в четырехголосии и для трезвучий и для обращений трезвучий от удвоения никуда не уйти.
Это собственно стандартная практика.
Тут вопрос был об удвоении именно терций. Терция — самый яркий тон аккорда, обычно его удвоение считается приторным. Чаще всего удваивается основной тон.

Оффлайн Small music tower

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4100
  • Репутация: +946/-27
  • я только учусь
Re: Гармонизация мелодий
« Ответ #34 : Октября 01, 2015, 21:53:12 »
Если же говорить о направлении движения голосов, то в мелодическом соединени от 2 до 3 голосов идут в одном направлении и о несамостоятельности никто не говорит.
Все таки этот термин какой-то странный.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7823/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Гармонизация мелодий
« Ответ #35 : Октября 01, 2015, 21:54:54 »
Если же говорить о направлении движения голосов, то в мелодическом соединени от 2 до 3 голосов идут в одном направлении и о несамостоятельности никто не говорит.
Все таки этот термин какой-то странный.
Несамостоятельность — это параллелизмы, т.е. ход не просто в одном направлении, а в одном направлении чистыми квинтами или октавами.

Оффлайн Small music tower

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4100
  • Репутация: +946/-27
  • я только учусь
Re: Гармонизация мелодий
« Ответ #36 : Октября 01, 2015, 21:56:38 »
Тут вопрос был об удвоении именно терций. Терция — самый яркий тон аккорда, обычно его удвоение считается приторным. Чаще всего удваивается основной тон.

Это в секстаккордах только удвоение терции не приветствуется.
Да, там параллельно два голоса.
Но у меня же это не терция, это вообще неаккордрвый звук. Это просто интервал.

... и добавил:

« Последнее редактирование: Октября 01, 2015, 22:03:35 от Small music tower »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7823/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Гармонизация мелодий
« Ответ #37 : Октября 01, 2015, 22:03:20 »
Это в секстаккордах только удвоение терции не приветствуется.
Но у меня же это не терция, это вообще неаккордрвый звук. Это просто интервал.
Насколько я помню, удвоение терций в любых аккордах не считается достоинством (не только в секстаккордах). Удваивать терцию чаще всего действительно ни к чему — она очень ярко заметна и так. Мажор с минором не перепутаешь, даже если в шестизвучном аккорде всего одна нотка — терция.

У тебя нисходящий ход Фа-Ми в крайних голосах (бас и мелодия), одновременно, октавой. Речь о том, что если в мелодии этот ход есть, в басу в нём нет никакой необходимости, бас не станет "интереснее" от того, что он продублировал мелодию.

Оффлайн Small music tower

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4100
  • Репутация: +946/-27
  • я только учусь
Re: Гармонизация мелодий
« Ответ #38 : Октября 01, 2015, 22:08:29 »
В трезвучиях там удваивается только бас по правилам. А для секстаккордов есть 10 вариантов расположений по 5 на удвоение квинты и примы. Но терцию тоже разрешается в секстаккордах удваивать, есть отдельные определенные правила.

А насчет интересности голоса баса не соглашусь - проиграй бас отдельно в моем варианте.

Оффлайн yankeedudlizz

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1175
  • Репутация: +73/-65
Re: Гармонизация мелодий
« Ответ #39 : Октября 01, 2015, 22:10:22 »
>> Это наводит на мысль, что изучение гармонии полностью оторвано от своего инструмента. Т. е. гармония — это некая абстракция, которую надо "пройти", сдать, и в основном забыть. А как эти знания использовать на практике, вообще непонятно. На практике мы всё делаем интуитивно, "по слуху"...

а музыка - это не только свой инструмент. мне гармония дала очень много в плане понимания музыки, прикладного и более общего. больше чем любой другой предмет. плюс слух, как и вкус, развивается. например я слышу разницу между правильным секстаккордом и неправильным. а до гармонии не слышал. также параллельные квинты становятся слышны только после того, как узнал что это вообще такое.

как прикладное применение, допустим, можно проходящим басом очень украсить какую-нибудь простую песню, из трех аккордов сделать двадцать, когда ты в дуэте с вокалом, либо расписать пачку дудок. проще снимать всякие баллады, где гармония более сложная. также много проходящих оборотов из гармонии используются в современной музыке.

>> Так можно или нельзя? ;)
"По сути" сыграть на классической гитаре можно конечно всё.

задачи по гармонии нужны для того, чтобы их решать и играть на ф-но :) если стоит задача в точности сыграть ноты задачи на гитаре, то наверное какие-то задачи можно так сыграть.

>>     Секстаккорды не должны употребляться в следующих случаях:
    1. В начале упражнения, если нет затакта...

тут мне нечего сказать, кроме того, что у меня другие сведения

>> Тогда получается, что если гитара играет не одна, терции уже можно удваивать? Но почему? Типа, гитару уже всё равно не слышно? :)

получается, что все (кроме дудок, например, у которых прописанная партия) кладут на это, если играется материал полным составом. обычно гитара играет аккорд, а бас играет бас. в основном такие аккорды являются проходящими, тут по своему вкусу каждый решает. я обычно играю голоса вниз, если бас идет вверх. если есть секстаккорд, то можно сыграть секст с правильным удвоением, а можно забить и сыграть трезвучие. я не считаю это таким принципиальным решением, но на автомате чаще играю секст

а есть еще предмет джазовая аранжировка, где на гармонию вообще смотрят под другим углом

и в академической музыке часто не соблюдаются "принципы гармонии". гармония - это не палка, которой бьют по рукам, если ты нарушил правила. допустим плавность голосоведения нарушается для более яркого эффекта или субдоминанта после доминанты идет. во всех правилах употребляется слово "желательно". мол желательно то, нежелательно это. допустим нежелательно делать расстояние между басом и тенором больше двух октав, но если нужно создать такое пустое звучание, большое расстояние от баса создает этот образ. или можно доминанту взять высоко, а потом тонику на октаву ниже (нарушить голосоведение) чтобы показать ощущение обвала и драматичности (1 тема Пимена в Борисе Годунове, например). просто все великие композиторы знали эти правила и нарушали их осознанно (или по своему развитому слуху) для решения своих задач.

русский язык тоже существует по правилам, которые можно нарушать (например есть понятие "авторская пунктуация"), но есть разница между тем, как их нарушал Хармс или Набоков и с другой стороны какой-нибудь школьник в ютубовских комментах.

... и добавил:

да, кстати. если мы говорим о неправильности удвоения терции в секстакккорде, мы говорим только о секстаккордах главных трезвучий
« Последнее редактирование: Октября 01, 2015, 22:18:28 от yankeedudlizz »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7823/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Гармонизация мелодий
« Ответ #40 : Октября 01, 2015, 22:22:49 »
А насчет интересности голоса баса не соглашусь - проиграй бас отдельно в моем варианте.
Я бы не хотел превращать эту тему в битву, у кого лучше или меньше ошибок и т.п.

Почему я изначально сказал, что меня не сильно волнует "супер-правильное фортепианное голосоведение в четырёхголосном складе". Голосов может быть вообще не четыре, а голосоведение бывает трудно сделать слишком правильным чисто из аппликатурных соображений. Вообще, на классической гитаре можно очень годно сыграть почти целую пьесу даже в двухголосии — мелодия и бас. Я считаю, самое интересное — это последовательности аккордов, функций, т.е. выбор самих аккордов. Ну, для меня ещё интересна и фактура (чисто для классической гитары), но это уже только для меня. В общем, предлагаю сильно не углубляться в голосоведение, а показывать друг другу, как можно выбрать аккорды.

... и добавил:

И как построить линию баса. Не обязательно шестнадцатыми, с мелодическим выделыванием :) Можно просто годного баса.
« Последнее редактирование: Октября 01, 2015, 22:28:53 от MrLf »

Оффлайн Small music tower

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 4100
  • Репутация: +946/-27
  • я только учусь
Re: Гармонизация мелодий
« Ответ #41 : Октября 01, 2015, 22:37:25 »
Но если честно, эту фа в басу я добавил исключительно для вас, с целью большей интересности баса - так я понял задачу. )) Как и все 16-е во втором такте.  Изначально вариант было по 3 ноты баса на такт.

Вообще тема полезная и интересная. Жаль только, что быстро не получается делать.
« Последнее редактирование: Октября 01, 2015, 23:23:19 от Small music tower »

Оффлайн yankeedudlizz

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1175
  • Репутация: +73/-65
Re: Гармонизация мелодий
« Ответ #42 : Октября 01, 2015, 23:22:15 »
если уж задача стоит сделать аранжировку для гитары, то может сразу взять какую-то более известную мелодию типа из крестного отца или из бумера :crazy:

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7823/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Гармонизация мелодий
« Ответ #43 : Октября 02, 2015, 07:53:36 »
если уж задача стоит сделать аранжировку для гитары, то может сразу взять какую-то более известную мелодию типа из крестного отца или из бумера :crazy:
Это будет уже не гармонизация, а чисто фактурная задача. Мне кажется, самостоятельный выбор аккордов интереснее.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • Репутация: +7823/-101
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Re: Гармонизация мелодий
« Ответ #44 : Октября 03, 2015, 08:34:13 »
Предлагаю очередную мелодию, из той же книги.



А вот цитата, оттуда же:

Цитировать
Гармонизацию предлагаемых ниже задач рекомендуется выполнять по следующему плану:
1. Определить и обозначить буквами все аккорды.
2. Наметить бас.
...

На мой взгляд, нельзя гармонизировать "последовательно", нужно всегда видеть целое заранее. Первой гармонизируется, имхо,  последняя нота :) Затем конец первого предложения (четырёхтакта) и т.д. Последними гармонизируются самые неясные изначально места, когда всё вокруг них уже определено.