Голосование

Нужно ли продолжение этой темы?

Да, это интересно и полезно.
263 (94.6%)
Нет, кому этот Гован сдался...
7 (2.5%)
Мне всё равно.
8 (2.9%)

Проголосовало пользователей: 278

Автор Тема: Гатри Гован. Теория  (Прочитано 32200 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн sterile_space Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2344
Гатри Гован. Теория
« : Апреля 03, 2012, 12:21:46 »
Фрагменты моего перевода обеих книг Гатри Гована "Гитара - творческий подход" (Guthrie Govan, "Creative Guitar 1 & 2"). Здесь всё самое интересное, что касается музыкальной теории применительно к гитаре. Содержимое будет пополняться.

Данный материал предназначен ТОЛЬКО для ознакомления, не для распространения, не для продажи или иного (в том числе коммерческого) использования, все авторские права принадлежат Гатри Говану, по прочтению убедительная просьба приобрести оригинал.




Содержание:


     •     Как подходить к теории.

     •     Чтение с листа. Высота звука.

     •     Чтение с листа. Ритм.

     •     Гаммы и аккорды. Часть 1.

     •     Гаммы и аккорды. Часть 2.

     •     Как слышать гаммы и аккорды.

     •     Ноты гаммы.

     •     Смена аккордов.

     •     Система CAGED.

     •     Минорная пентатоника.

     •     Мажорная пентатоника.

     •     Септаккорды.

     •     Арпеджио.

     •     Параллельный минор.

     •     Лады.

     •     Большие страшные аккорды.

     •     Игра на смену тональностей.



Выражаю огромную благодарность уважаемому eye за его помощь в качестве консультанта и цензора!



Параллельная тема в разделе техники:

Гатри Гован. Техника.

Полный текст моего перевода обоих книг Гована доступен по адресу: адрес будет скоро доступен.

P.S.: Завёл недавно кошелёк WebMoney. Если есть желание поддержать, можете кинуть деньги на R273540215601.
« Последнее редактирование: Июня 09, 2013, 16:46:18 от sterile_space »

Оффлайн sterile_space Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2344
Re: Гатри Гован. Теория. Гаммы и акорды. Часть 1.
« Ответ #1 : Апреля 06, 2012, 12:37:59 »
Гаммы и аккорды. Часть 1.

Давайте начнём с самой важной в рамках музыкальной теории гаммы –  мажорной.  Начинается она с тоники, то есть ноты, название которой совпадает с названием тональности данной гаммы (например, тоникой до-мажорной гаммы будет «до»). Прочие ноты гаммы образуются движением вверх от тоники в соответствии с заранее установленным порядком следования полутонов (это расстояние между двумя соседними ладами) и тонов (это два полутона). В Примере 4.1, приведённом ниже, показана до-мажорная гамма, записанная нотами:



Видно, что гамма следует формуле «Т(он) Т П(олутон) Т Т Т П», которая затем повторяется. Промежуток между двумя соседними нотами «до» равен октаве. Пример 4.1 охватывает вдвое больший диапазон и, таким образом, по существу представляет собой двухоктавную мажорную гамму. Теоретически данную формулу можно продолжать сколь угодно в любом направлении, при этом по-прежнему будут использоваться лишь ноты «до» (C), «ре» (D), «ми» (E), «фа» (F), «соль» (G), «ля» (A) и «си» (B). Таким образом, вся основная информация о гамме заключена в первой октаве, и, исходя из теоретических соображений, ноты в данной октаве нумеруются от 1 до 7. Несложно заметить, что до-мажорная гамма не содержит ни диезов, ни бемолей, однако всё будет по-другому, если начать, скажем, от ноты «фа-диез» (F♯):



Теперь знаков альтерации столько, что в глазах рябит! Как и в случае с до-мажорной гаммой, эта начинается с тоники и далее следует базовой формуле Т Т П Т Т Т П.

И снова каждая ступень гаммы нумеруется последовательно от 1 до 7. Если сравнить два выше приведённых нотоносца друг с другом, то будет очевидно, что второй выглядит намного аккуратнее. Принимая во внимание то, что данная гамма звучит как Пример 4.1, сыгранный в другой тональности, да и по ощущениям это почти то же самое (исходная аппликатура просто сдвинулась вниз на шесть ладов), становятся очевидны преимущества использования ключевых знаков – они подчёркивают эту общность и облегчают чтение гамм. Если требуется прочитать с листа материал, написанный в тональности «фа-диез» (F♯), то можно просто взять соответствующую аппликатуру гаммы и поместить её на гриф таким образом, чтобы все диезы легли так, как нужно.

Именуя ноты мажорной гаммы, любители теории, как правило, избегают повторения одной и той же буквы, отсюда и  наличие раздражающей глаз ноты «ми-диез» (E♯). Обычно эта нота называется «фа» (F), однако в данном случае эта буква уже занята «фа-диезом» (F♯), так что здесь должна быть «ми-диез» (E♯).

Кроме того, данный принцип наименования нот позволяет лучше понять смысл интервалов (промежутков между нотами). Если говорить более конкретно, то следующие термины как раз восходят к мажорной гамме:

Промежуток между 1 и 2 – это большая  секунда (равная двум полутонам)

Промежуток между 1 и 3 – это большая терция (равная четырём полутонам)

Промежуток между 1 и 4 – это чистая кварта (равная пяти полутонам)

Промежуток между 1 и 5 – это чистая квинта (равная семи полутонам)

Промежуток между 1 и 6 – это большая  секста (равная девяти полутонам)

Промежуток между 1 и 7 – это большая  септима (равная 11 полутонам)

Точно так же, как большой интервал легко превратить в малый, уменьшив его на полутон,  чистый интервал можно сделать увеличенным, добавив полутон, или уменьшённым, отняв полтона, таким образом можно определить и другие возможные интервалы меньше октавы:

Промежуток между 1 и ♭2 – это малая  секунда (равная одному полутону)

Промежуток между 1 и ♭3 – это малая  терция (равная трём полутонам)

Промежуток между 1 и ♯4/♭5 – это увеличенная кварта/уменьшённая квинта (равная шести полутонам)

Промежуток между 1 и ♯5/♭6 – это увеличенная квинта/малая секста (равная восьми полутонам)

Промежуток между 1 и ♭7 – это малая септима (равная десяти полутонам)

Может возникнуть мысль, что эти несколько последних интервалов никак не относятся к мажорной гамме, однако не следует забывать, что до сих пор мы рассматривали интервалы, взятые от тоники. Промежуток между 3 и 4 следует определить как малую секунду, равно как и промежуток между 7 и 8.

Кстати сказать, уменьшённая квинта также известна и под другими названиями. Иногда её называют тритоном (почему именно так становится ясно, если обратить внимание на то, сколько тонов составляют шесть полутонов), или Diabolus in musica. Последнее название, которое переводится как «дьявол в музыке», много веков назад дала церковь, полагавшая, что звучание этого интервала ровно в пол-октавы является менее «праведным», чем звук интервала в треть октавы, т.е. большой терции. Полагаю, что это как-то связано со Святой Троицей. Фактически же игра тритона могла причинить массу неприятностей, поскольку такое занятие воспринималось не иначе как способ призвать Сатану, и если вслушаться в диссонирующее звучание данного интервала, то позиция церкви становится более понятной! Случайно или нет, но одним из жанров современной музыки, возможно в наибольшей степени опирающихся на уменьшённые квинты, является death metal. Выводы делайте сами…

В любом случае, ноты должны правильно показывать количество тонов гаммы, заключённых между любой парой звуков, чтобы без труда можно было определить соответствующие интервалы.
« Последнее редактирование: Мая 19, 2013, 15:40:22 от sterile_space »

Оффлайн Mishok

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2470
  • ♠ ♣ ♥ ♦
Re: Гатри Гован. Теория
« Ответ #2 : Апреля 06, 2012, 13:15:27 »
sterile_space,
Информация от такого мастера, как Гован, интересна. Правда на первых порах - повторение элементарной теории.  ???Оглавление есть, кстати? Успехов.

Оффлайн sterile_space Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2344
Re: Гатри Гован. Теория
« Ответ #3 : Апреля 06, 2012, 13:19:23 »
Mishok, да, вначале идёт элементарная теория, куда же без неё, ведь материал рассчитан на "нулевой" уровень. Дальше будет интереснее.

Имеется ещё материал, посвящённый конструированию различных ладовых аппликатур и экзотическим ладам. Всё разжёвано донельзя подробно.

... и добавил:

Содержание добавляемых в данную тему материалов будет в первом посте темы. В общем, всё как всегда.
« Последнее редактирование: Апреля 14, 2012, 17:01:41 от sterile_space »

Оффлайн Mishok

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2470
  • ♠ ♣ ♥ ♦
Re: Гатри Гован. Теория
« Ответ #4 : Апреля 06, 2012, 13:22:05 »
sterile_space,
Интересно. А ссыль есть или она у тебя в бумажном?

Оффлайн sterile_space Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2344
Re: Гатри Гован. Теория
« Ответ #5 : Апреля 06, 2012, 13:32:05 »
Спасибо всем за голосование. Результаты меня убеждают в том, что надо продолжать. Скоро будут обновления.
« Последнее редактирование: Апреля 09, 2012, 20:21:51 от sterile_space »

Оффлайн Vikkk

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 13514
Re: Гатри Гован. Теория
« Ответ #6 : Апреля 06, 2012, 13:41:05 »
Любопытно. Подпишусь. :)

Оффлайн Fender Lover

  • Джемер
  • *****
  • Сообщений: 372
Re: Гатри Гован. Теория
« Ответ #7 : Апреля 06, 2012, 18:20:04 »
проголосовал - за :)
автору - удачи!

Оффлайн Anomaly

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2402
.
« Ответ #8 : Апреля 09, 2012, 12:56:45 »
.
« Последнее редактирование: Апреля 11, 2016, 18:03:15 от Anomaly »

Оффлайн valco

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 3038
Re: Гатри Гован. Теория
« Ответ #9 : Апреля 09, 2012, 13:19:25 »
Подписался  :)

Оффлайн sterile_space Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2344
Re: Гатри Гован. Теория. Как подходить к теории.
« Ответ #10 : Апреля 09, 2012, 18:38:40 »
Как подходить к теории.

Многие гитаристы всеми силами стремятся избежать ситуаций, когда может потребоваться знание музыкальной теории. Возможно, виной тому сухой и скучный стиль изложения, принятый во многих книгах, объясняющих устройство музыки (и, конечно же, взятый на вооружение учителями), или же дело в том, что мы ленивее музыкантов, играющих на других инструментах! Как бы то ни было, мне бы хотелось сделать несколько общих замечаний касательно теории.

Наличие базовых представлений об азах музыкальной теории позволяет легче общаться с другими музыкантами, причём делать это на одном языке, а ведь гитаристы, которые умеют обмениваться идеями друг с другом, как правило, рано или поздно становятся концертантами или сессионщиками. Кроме того, теория может сделать вас музыкально более независимым, поскольку она даёт вам средства, с помощью которых многие музыкальные проблемы можно решать чисто логически и делать это по мере их возникновения, а не откладывать в долгий ящик.

В конце концов, понимание того, как работают гаммы и аккорды, позволяет сэкономить массу времени. К примеру, представим, что для новой песни нам требуется подобрать гитарную гармонию. Можно случайным образом перебирать разные ноты, пока вдруг не посчастливится наткнуться на нечто благозвучное, или же можно найти гамму, которая будет соответствовать гармонии этой песни, и таким образом с первого раза придумать подходящее сопровождение. Ну, или, скажем, вы пробуете снять какую-либо музыкальную фразу с CD: малейшее знание теории поможет понять, почему именно эта фраза звучит хорошо на фоне того или иного аккорда, не говоря уже о том, что вы получаете ключ к пониманию того, как ещё можно применить эти же идеи.

Время от времени мне попадаются люди, утверждающие, что у них есть свой особенный, естественный стиль, и что они не хотят учиться «как нужно», чтобы его не испортить, в результате оставаясь при своём фирменном звуке, который на самом деле столь же безлик, как и у всех остальных противников теории.

Очевидно, что подобная философия уходит корнями куда-то в кишечник собаки, откуда появляется известно что. Всегда полезно понимать, что именно ты делаешь, будь ты гитаристом или хирургом, который делает операции на головном мозге. К примеру, Стив Вай (англ. Steve Vai) (нравится вам его игра или нет) сумел развить один из наиболее новаторских и самобытных стилей в истории рок-гитары, причём сделал это «вопреки» знанию кучи разных аккордов и умению бегло читать с листа.

Зная базовые правила, вы в праве сами решать, использовать их или нет. Ведь на самом деле понимание того, что ты делаешь, – это не какое-то тягостное проклятие, высасывающее все жизненные соки из твоей игры и убивающее в тебе всю непосредственность; наоборот, усвоение любой новой музыкальной концепции в конечном счёте приведёт к тому, что по мере практики она настолько прочно войдёт в подсознание, что её применение станет таким же интуитивным, как всё, что ты знал до этого. Короче говоря, здесь уместно будет выражение «Учите правила, чтобы их забыть».

Точно так же, существует высказывание: «Учите правила, чтобы можно было их нарушать». И это ещё один дельный совет – музыканты-революционеры, начиная от И.С. Баха и закачивая Чарли Паркером (англ. Charlie Parker), получали большое удовольствие, нарушая правила. Хотя от этого их музыка становилась неизмеримо богаче, следует признать, что этим парням никогда бы не удалось достичь таких высот, если бы сначала они не узнали, как обычно делается музыка.

«Но как же насчёт таких пророков-самоучек, как Джими Хендрикс (англ. Jimi Hendrix) и Эдди Ван Хален (англ. Eddie Van Halen)?» – предвосхищаю я ваш вопрос. Должен признать, что эти люди, возможно, и не могли объяснить в терминах музыкальной теории, что именно они делают, однако у них была хорошая основа из гитарных стилей своих предшественников, и в этой основе уже был закреплен набор правил, которые они впоследствии и нарушали.

Здесь свою роль играет и ещё один фактор: все вышеупомянутые гитаристы, не получившие формального образования, отличались отменным слухом. Любой человек с природным талантом к музыке способен без труда развить хорошее понимание теории, основываясь только на том, насколько хорошо звучит та или иная вещь. И в самом деле, многие музыканты, учившиеся по слуху, интуитивно используют миксолидийский лад каждый раз, когда слышат доминантный аккорд, не имея при этом ни малейшего понятия о том, что могут означать эти два выражения. Теория позволяет людям с более скромными способностями развить столь же мощную музыкальную интуицию. Говоря об этом, стоит заметить, что даже если природа наградила вас хорошим слухом, познание инструмента – это безграничный и бесконечный процесс, ведь всегда можно узнать что-то новое, и обучение будет идти намного быстрее, если понимать суть вещей.

Самое важное, о чём бы мне хотелось сказать, – это то, что теория не является самоцелью, она лишь средство для достижения цели. Согласен, что бывает утомительно слушать гитариста, который играет гаммы по десять часов в день и при этом больше ничего не умеет, но ведь это как раз пример того, как человек вообще не разобрался, зачем нужна теория, и, следовательно, не знает, как её применять. Виновата ли в данном случае музыкальная теория? Полагаю, что нет!
« Последнее редактирование: Мая 19, 2013, 15:40:38 от sterile_space »

Оффлайн КОЗАК МАМАРЫГА

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 34
Re: Гатри Гован. Теория
« Ответ #11 : Апреля 09, 2012, 20:41:12 »

Оффлайн sterile_space Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2344
Re: Гатри Гован. Теория
« Ответ #12 : Апреля 09, 2012, 21:21:27 »
КОЗАК МАМАРЫГА, спасибо, про этот перевод я знаю. Но там есть только начало. У меня же есть и начало, и всё остальное. И всё в моём переводе.

Оффлайн amirkhanov

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 25731
  • IBANEZ - go now ©
    • myspace
Re: Гатри Гован. Теория
« Ответ #13 : Апреля 10, 2012, 00:04:55 »
 :popc1:

Оффлайн LinX

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 618
  • Djentleman
Re: Гатри Гован. Теория
« Ответ #14 : Апреля 10, 2012, 10:32:16 »
Познавательно, а можно всё оглавление увидеть?