Гаммы и аккорды. Часть 2.Бытует ошибочное представление о гаммах как о сугубо технических упражнениях. На самом деле этим их роль не ограничивается; гамма – это набор нот, хорошо звучащих на фоне определённого аккорда или последовательности аккордов. Эти ноты можно играть в любом порядке, а также комбинировать их, создавая гармонические линии или аккорды.
Давайте рассмотрим, как можно использовать до-мажорную гамму для образования аккордов. В музыкальной теории наиболее фундаментальным классом аккордов является
трезвучие, которое, следуя названию, содержит три разных ноты. Трезвучия строятся на первой, третьей и пятой нотах гаммы; ниже можно видеть примеры до-мажорных трезвучий:
В Примере 4.3а продемонстрировано строение основного вида аккорда, тогда как в 4.3b-4.3d показано, что будет, если по очереди перемещать каждую ноту аккорда на октаву вверх. Эти аккорды известны как
обращения, и несложно заметить, что, добравшись до 4.3d, мы получим исходную форму, только на сей раз на октаву выше. Пример 4.3 демонстрирует две ходовых гитарных аппликатуры до-мажорного аккорда с разным расположением голосов – хотя в обеих задействованы все шесть струн, нетрудно убедиться в том, что построены эти аккорды всё на тех же трёх базовых нотах.
В примерах, приведённых выше, показаны только мажорные (большие) трезвучия, однако легко получить из них и другие виды трезвучий, просто изменив некоторые ноты. Взгляните на следующий пример (формула, записанная под каждым аккордом и демонстрирующая его строение, работает по принципу альтерации базовых нот мажорного трезвучия).
Безусловно, мажорные (большие) и минорные (малые) трезвучия используются в музыке чаще всего, поскольку состоят они из наиболее устойчивых звуков. Принято считать, что мажорные аккорды звучат весело и приподнято, в то время как минорные характеризуются грустным, печальным настроением.
Теперь, зная, что настроение аккорда определяется третьей ступенью его гаммы, несложно услышать некоторую неопределённость в характере звучания аккордов sus2 и sus4. И на самом деле, в контексте весёлого или грустного настроения эти аккорды занимают как бы выжидательную позицию, ведь в них терции вообще нет. Как следствие, в их звучании присутствует определённое напряжение: если сыграть сначала аккорд sus4, а затем – мажорное или минорное трезвучие, то можно услышать, как это напряжение разрешается. В качестве примера достаточно вспомнить вступление к “Pinball Wizard” Пита Таунсенда (
англ. Pete Townshend).
Между тем, уменьшённое и увеличенное трезвучия – это штука, скажем прямо, странная. Не то чтобы они были совершенно бесполезны, но попытаться написать песню, начинающуюся с 16 целых тактов на увеличенном аккорде «до» (Caug), – гиблое дело! Подобные трезвучия лучше всего употреблять дозированно, подкладывая между двумя более устойчивыми аккордами.
Пример 4.5 демонстрирует гармонизацию до-мажорной гаммы
диатоническими трезвучиями. Основная мысль здесь – это начать с до-мажорного трезвучия (как в Примере 4.3) и последовательно продвигаться по всем ступеням мажорной гаммы, перенося каждую ноту трезвучия на ступень выше. В результате данной процедуры должна получиться группа из семи разных аккордов, целиком состоящих только из нот до-мажорной гаммы.
Как видно из примера выше, получилась комбинация мажорных, минорных и уменьшённого трезвучий, что обусловлено характером расположения интервалов в данной гамме. Порядок распределения этих аккордовых структур будет одинаковым для любой мажорной гаммы, поэтому общую формулу (для любой тональности) можно выразить как…
I ii (m) iii (m) VI V vi (m) vii (dim)
…где вместо букв используются римские цифры (прописные – для трезвучий с большой терцией от примы аккорда, т.е. мажорных; строчные – для трезвучий с малой терцией, т.е. минорных и уменьшённого). Аккорды I, IV и V (мажорные) классики иногда называют
главными аккордами, тогда как ii, iii и vi (минорные) –
побочными, а vii (уменьшённое) –
аккордами третьего порядка (
в нашей стране принято несколько иное деление, в котором трезвучие vii ступени относят к группе побочных аккордов – прим. переводчика).
Иногда такую систему называют «Нэшвиллской нумерацией», в честь знаменитой на весь мир индустрии кантри-музыки родом из Нэшвилла. Ещё в незапамятные времена сессионным музыкантам, работавшим на сцене, часто приходилось сталкиваться с тем, что тональность песни менялась буквально на ходу – обычно для того, чтобы вокалисту было удобнее петь. Полагаю (собственно, и они пришли к тому же), что в данной ситуации лучшим решением будет обозначать аккордовые последовательности при помощи римских цифр, чтобы в любой тональности такие схемы не теряли своей актуальности. Во время совместных вечерних джемов иногда можно видеть, как один из музыкантов жестами обращается к своим коллегам по группе, показывая, к примеру, четыре пальца, что в переводе с принятого у них языка жестов будет означать: «А сейчас переход на аккорд IV». Это гораздо надёжнее, чем произносить название аккорда вслух, пытаясь перекричать барабанщика, колотящего в полную силу! Вот схема, демонстрирующая данный принцип применительно к другим тональностям:
В схеме, приведённой выше, я следовал квинтовому кругу, с которым мы познакомились в
предыдущей главе. Кстати, как вы, конечно же, заметили, тональности G♭ и F♯ звучат идентично, даже несмотря на разные названия. Можно очень круто сказать то же самое, назвав тональности G♭ и F♯
энгармонически равными, хотя, должен признать, что фраза «это одно и то же» передаёт практически тот же смысл!
Какой бы ни была тональность, аккорды, образующиеся при гармонизации соответствующей мажорной гаммы, при соединении друг с другом обычно звучат довольно неплохо, и время от времени в популярной музыке проскакивают некоторые устоявшиеся, уже классические аккордовые последовательности (или прогрессии), такие как:
I – IV – V (типичная блюз/роковая прогрессия, как в “Summertime Blues” или “Wild Thing”)
ii – V – I (характерная для джаза формула – вспомните начало “Autumn Leaves” или “I’ve Got You Under My Skin”)
I – vi – ii – V (на ум приходят “Summer Holyday” и “Blue Moon”)
I – ii – iii – IV – V (“Like a Rolling Stone” демонстрирует, насколько эффектно может звучать такая последовательность, – пожалуй, самая очевидная из всех возможных)
Почему бы теперь не взять какую-нибудь гамму и с помощью диатонических аккордов не построить свою собственную прогрессию?
Можно сначала записывать аккорды «Нэшвиллской нумерацией», а потом транспонировать получившиеся последовательности в разные тональности. Возможно, вам даже захочется поэкспериментировать с добавлением случайного недиатонического аккорда для создания эффекта неожиданности. Как насчёт того, чтобы вставить ♭iim (минорный аккорд на пониженной второй ступени), например D♭m в тональности C? Так, применение формулы по принципу «три правильных аккорда, а затем один левый», скорее всего, даст вам рифф в духе Nirvana.
Так или иначе, какой бы подход вы не избрали, вся эта система принесёт намного больше пользы, если пытаться применять её на практике, так что экспериментируйте!