Кажется, ещё Бершадская писала о том, что в разных источниках много разных определений тональности. Но я подразумеваю всегда именно организацию звуков, а не просто "звуковысотное положение лада".
Организация звуков - это, собственно, и есть лад. Не, даже просто гамма или любой звукоряд - это тоже
организация звуков. И квинтовый круг тоже.
Надо различать три контекста употребления этого термина (независимо от нюансов формулировок - по сути)
1. Тональность, как высотное положение лада (или, чуть сложнее, "абсолютно-высотное положение ладовой системы"). То есть, тупо, высота тона, который принимаем за тонику и наклонение.
В этом смысле модальная музыка тоже имеет тональность.
2. Тональность - классическая тональность, «организация, господство которой установилось в европейской профессиональной музыке конца XVII в. и продолжалось в двух последующих столетиях».
В этом смысле тональная организация отличается от модальной. То есть модальность не равно тональности, хотя они могут смешиваться в одном произведении.
3. Любая система организации - и как тональность мажоро-минорной функциональной (SDT) системы, так и нефункциональная "мелодическая" - что обычно у нас называют модальной системой (т.е. в основе монодийно-гармонические лады).
Но тогда я не совсем понял, что вы имели в виду, говоря "Лидийский лад относится к иной системе, хотя он может работать и внутри классической системы, как элемент, краска."
В свете вышесказанного - лидийский лад - это модальная система. Но модализмы могут встречаться внутри классической системы мажоро-минора. Например, в обороте | D | E| G | D | (The Beatles - Eight Days A Week) аккорд II может рассматриваться и как альтерированная субдоминанта (двойная доминанта) и как лидийская вторая. Это зависит от функционального или модального восприятия и трактовки этой музыки.
В чем отличие "режимов" До мажора от действительно другого лада? Это что-то вроде "временных тональных центров", которые используются при импровизации на последовательности аккордов, или что-то другое?
Я просто для прикола перевел "modes" и этого не подразумевал, но вы хорошо развили мысль. Действительно, когда говорят о дорийском (ii) , затем миксолидийском (V), затем ионийском (I) в функциональном обороте ii - V - I - мы же имеем общий натуральный мажор и некие "сублады" - режимы (modes) работы этого мажора. Это именно modes, а не лады в русском понимании, потому что лады должны иметь "тонику", тональный центр, относительно которого всё воспринимается. В функциональной музыке тоника - это первая ступень всей системы, то есть I, а не ii и V, которые суть S и D (иные функции, неустои, не тоники).
Так что вы правильно поняли мысль, а я только сейчас, после написания своего ответа, понял, что вы правильно поняли ))
Но вся эта неразбериха и многозначность основывается на разных значениях понятия тональность и неверном переводе или трактовке mode и лад. "Режим" - это просто тот же базовый мажорный звукоряд (замкнутый), но начинающийся от другой ступени (разомкнутый в другом месте) - просто звукоряд без определения функций (потому что в модальности функции "гуляют"), а лад - это mode наделенный функциями, как правило перенесенными (срисованными по аналогии) с классической функциональной системы.
Поэтому тональную систему определяют, как "Принцип лада, центральной категорией которого является тоника. Остальные категории и функции тональности (прежде всего, доминанта и субдоминанта) прямо или косвенно связаны с тоникой. «Система функциональных отношений иерархически централизована, и тоника пронизывает всю гармоническую структуру".
А модальную, как принцип лада, центральной категорией которого является звукоряд. (то есть весь звукорядный круг, где тоника может перемещаться на любой элемент звукоряда, поэтому нельзя точнее дифференциировать устой, как в тональной системе).
Хотя могут присутствовать различные иные факторы (не ладовые, а метро-ритмические, формобразующие, апперцепция и др) , которые в конкретном произведении будут строго указывают на тонику. Так что люди, недостаточно понимающие все эти нюансы думают, что блюз - это тональная система ))
Вот такая вот "возня" - игра в тональности и в биссер.