Хонкингконгкоролкириллист, С обеих сторон, значит. Но bIII+ разрешается очень хорошо.
Да, "разрешается очень хорошо"; даже без "но".
Почти так же интенсивно, как и, например, небезызвестный Xdim7.
bIII+ содержит в себе тяготения (V, VII и II#/bIII) обоих направлений.
(см. ПРО УВЕЛИЧЕННОЕ ТРЕЗВУЧИЕ)
Является ли отсутствие диссонансного интервала в iii тоже причиной самой слабой разрешаемости или нет, или нет?
Напряжение (образующееся из-за определённого соотношения между собой и расположения в системе) составляющих созвучие тонов отвечает за его (созвучия, равно как и всей системы -- "тональности") инерцию ("тяготение") и "диссонантность".
В iii меньше (чем в bIII+) тяготеющих в тонику тонов и их тяготение слабее.
Основной тон аккорда iii (III ступень) "нейтрализует" инерцию VII ступени исходной тональности.
К чему тут родственность аккордов и напряжённость.
Определённые сочетания/последовательности тонов (и если говорить о трезвучиях, то большинство из них -- трезвучия, приходящиеся "неродственными" исходному) "периферизируют" (приводят к периферии) функции тонов исходного аккорда.
В обороте C-Em-F-C аккорд F "плагально" разрешается в тонику. Тон f аккорда F интенсивно тяготеет в аккорд С, а вот вводный тон b аккорда Em нейтрализуется основным тоном (e) данного аккорда.
ПРИМЕРЫ (на уровне поведения аккордов):
C -- Em -- D -- C#sus4 -- C#m -- G#m>Abm -- C;
C -- Em -- F#dim(7) -- G -- C; возможен и такой "острофункциональный" проходящий оборот.
C -- Em -- Esus2/b -- C; с тоном f#, который вы не считаете частью системы.
И др.
I-V-bVI-I -- очень утвердительный оборот.
Если схематически функционально отобразить гарм. оборот I-V-#IV-I (коему подобныи нек-рые др. обороты: напр., I-bII-bV-I), то он будет выглядеть так T-a1-a2-T(?), и на этапе перехода I-V-#IV он будет слушаться как последование созвучий с нарастающим напряжением в данном направлении (полярности a), и при переходе #IV-I (после I-V) произойдёт инверсия -- и оборот прозвучит "прерванно".
Перейдя же, напр., в IV после #IV (I-V-#IV-IV-I), мы более плавно функционально связано замыкаем данный гарм. оборот.
Можно играть любыми аккордами, правда, от различных их типов следует ожидать характерного им звучания. Напр., присущие переходам минорным трезвучий (имеющим малую терцию именно в своём основании [а не между терцией и квинтой]) связанные с тоникой диссонантные (три/полутора-тоновые) сети звучат напряжённее, нежели мажорные. Если допустить, что альфные переходы на слух "естественнее" (возможно, вообще всё время ощущаются ["предслышатся"] психикой) бетных, то это способно объяснить "мрачность" звучания малых трезвучий, отстоящих друг от друга на интервалы, отличные от кварто-квинтовых.
Кстати, рекомендую обратить внимание на то, как "функционально бессвязно" звучит гарм. оборот C-Em-Dm-C (хотя в данном гарм. обороте Dm и содержит в себе также являющийся неотъемлемой частью системы тон f, а в действительности же природа функционального процесса предписывает собой несколько иной вид движения [впрочем, можно и двигаться "против шерсти" -- но это отдельный разговор]), "сгладить шероховатость" коего можно, взяв, напр., C-Em-Dsus2(Dsus4)-C, либо C-Em-D-[G/A/Bb]-C.
ПРИМЕР (на уровне поведения отдельного тона):
0. После того как прозвучало трезвучие До мажор.
1. Взять тон e в басу.
2. Взять тон bb вверху -- услышится напряжение.
3. Перевести тон bb в тон b вверху -- услышится "разрешение".
Итого получится такая схема:
C-[e+bb]-[e+b]
Если из этого разрешённого интервала (e+b) повести тон b на полутон вверх, то произойдёт переход в изначально бывший тоникой c, но прозвучит он уже как большетерцевый/малосекстовый переход -- итого бывшая тоника предстанет bVI ступенью.
ПРО УВЕЛИЧЕННОЕ ТРЕЗВУЧИЕ
Если исходить из того, что увеличенное трезвучие -- это не некая теоретическая абстракция, а самобытный аккорд определённой структуры (что характеризуется его своеобразным опустошённо-диссонантным звучанием [при том, что отдельные составляющие его тоны, могут располагаться на позициях консонантных/устойчивых в данной системе ступеней]), то о нём можно рассуждать предметнее и придти к определённым выводам:
Увеличенное трезвучие -- это трезвучие, построенное из двух больших терций, что приводит к образованию в нём увеличенной квинты, что, в свою очередь, приводит к выходу за пределы данной диатоники. Это можно наглядно увидеть, построив его от клавиши bb (bb+d+f#) на фортепианной клавиатуре -- получится симметрия и "разрывание" пределов исходной 7-ступенной белоклавишной диатоники на один знак альтерации в обе стороны (бемольную/диезную -- bb/f#, соответственно).
И при внешней обманчивости насчёт того, что составляющие его тоны приходятся на данный звукоряд (напр.: в диатонике С: ab+c+e ([!ab-eb-bb]-f-!c-g-d-a-!e-b-[f#]); в диатонике Eb: eb+g+b (ab-!eb-bb-f-c-!g-d-[a-e-!b])), а два из составляющих его тонов располагаются относительно близко друг к другу (так, как это в большом трезвучии -- на 4 КШ), в то время как третий -- дальше (8 КШ. 2 раза по 4. выход за пределы данной диатоники); и, учитывая его симметрично, это относительно взятого за точку отсчёта любого из тонов.
Ввиду симметричности расположения составляющих увеличенное трезвучие тонов и обусловленной симметричностью равной "позицией" тонов в системе (выраженной в одинаковой функциональной роли и напряжённости), вытекает:
1)
Характерное неопределённое/неоднозначное диссонантное звучание увеличенного трезвучия.
2)
Склонность увеличенного трезвучия (и симметричных созвучий вообще) к модуляционному движению.
3)
Энгармонизм увеличенного трезвучия -- то, что на одну "ступень строя" приходится несколько разных тонов (с соответствующими им разными функциями) -- следовательно, при одних и тех же задействованных тонах увеличенное трезвучие звучит сразу в нескольких "позициях".
Поскольку увеличенное трезвучие строится на 3-х определённых ступенях строя и имеет симметричную структуру, заключающуюся в расположении тонов на расстоянии 4 полутонов между друг другом, то всего (в 12РДО строе) возможно 4 "вида" увеличенного трезвучия, каждый из которых может быть, по меньшей мере, в 3-х "позициях" (интервальный/тоновый состав каждого из которых будет индивидуален).
Итого образуется увеличенное трезвучие, допустим, вида 1 (#1aug), вбирающее в себя следующие позиции: Ebaug (eb+g+b); Gaug (g+b+d#); Baug (b+d#-f##) = Cbaug (cb+eb+g); и некоторые другие, которые после "энгармонизации" предстанут (в восприятии) "основными" вышеперечисленными.
(под энгармонизацией я подразумеваю: целенаправленное действие / закономерным образом возникающий процесс [при определённых мелодико-гармонических ходах {в 12РДО строе}] по представлению составляющих данный звукокомплекс интервалов/тонов другими [с последующими "манипуляциями" над ними])
ВИДЫ И ПОЗИЦИИ УВЕЛИЧЕННОГО ТРЕЗВУЧИЯ:
#1aug: Caug (c+e+g#) = Eaug (e+g#+b#) = Abaug (ab+c+e)
#2aug: Dbaug (db+f+a) = Faug (f+a+c#) = Aaug (a+c#+e#)
#3aug: Gbaug (gb+bb+d) = Bbaug (bb+d+f#) = Daug (d+f#+a#)
#4aug: Ebaug (eb+g+b) = Gaug (g+b+d#) = Baug (b+d#+f##) (= Cbaug [cb+eb+g])
ПРИМЕРЫ:
РАЗРЕШЕНИЕ УВЕЛИЧЕННОГО ТРЕЗВУЧИЯ В ИСХОДНОЙ ТОНАЛЬНОСТИ:
В До мажоре (натуральном [с альтерированной II ступенью]): Gaug (g+b+d#) > C (g+c+e)
В До мажоре (гармоническом [с низкой bVI ступенью]): Abaug (ab+c+e) > C (g+c+e)
В До миноре (гармоническом [с высокой VII ступенью]): Ebaug (eb+g+b) > Cm (eb+g+c)
В До миноре (натуральном [с альтерированной IV ступенью]): Fbaug (fb+ab+c) > Cm (eb+g+c)
Напр., в тональности До, увеличенное трезвучие в позиции b (b+d#+f##) звучит крайне напряжённо; диссонантность его звучания обусловлена не только увеличенностью одного из составляющих его интервалов, но и: 1. дальним сдвигом позиций составляющих его и тональность тонов, 2. расположением VII ступени в басу при соответствующем расположении тонов вверху.
ПЕРЕХОДЫ В ПРИМУ:
#1aug:
Gaug-G (g+b+d# > g+b+d)
Gaug-Gm (g+b+d# > g+bb+d)
Ebaug-Eb (eb+g+b > eb+g+bb)
Ebaug-Ebm (eb+g+b > eb+gb+bb)
Baug-B (b+d#+f## > b+d#+f#)
Baug-Bm (b+d#+f## > b+d+f#)
ПЕРЕХОДЫ В КВАРТУ:
#1aug:
Gaug-C (g+b+d# > g+c+e)
Gaug-Cm (g+b+d# > g+c+eb)
Ebaug-Ab (eb+g+b > eb+ab+c)
Ebaug-Abm (eb+g+b > eb+ab+cb)
Baug-E (b+d#+f## > b+e+g#)
Baug-Em (b+d#+f## > b+e+g)
И т.д.