Автор Тема: Имеет ли смысл (и возможно ли) запомнить звучание ступеней, игнорируя интервалы?  (Прочитано 3371 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Мелодический ход До-Соль может быть как квартой, так и квинтой (ну, и само собой, ими же, но через октаву). Вопрос: имеет ли смысл начать тренировку (с нуля), пока забив на фактические интервалы?

То есть слушать всё вперемешку, пытаясь просто назвать ступень? Скажем, взять три хода До-До, До-Ми, До-Соль в двух вариантах каждый, и попытаться добиться уверенного ответа в этих шести примерах, но вариантов ответа только три — "первая", "третья", "пятая"?

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Цитировать
Вопрос: имеет ли смысл начать тренировку (с нуля), пока забив на фактические интервалы?
По моему убеждению, основанному на практике - да. Хотя интервалам все придают огромное значение, но на начальном этапе про них нужно "забыть". Если правильно заниматься и слух созреет, то потом они освоятся легко, практически "сами".

Сначала надо уверенно освоить ступени мажорного лада в одной октаве.  Хотя восприятие ступеней формируется относительно тоники тональности (желательно в одной тональности) и, по сути, это как бы виртуальные интервалы (если тоника звучит только в голове), но на этом этапе надо избегать других интервальных "подсказок". То есть стараться воспринимать ступени изолированно друг от друга, а не строить относительно предыдущей ступени.
Когда семь ступеней освоены в одной октаве, расширяете диапазон - октаву вниз, октаву вверх и тд. Если ученик все-таки пользовался интервальными подсказками, то в нескольких октавах ему будет сложнее. Октаву называть не нужно, только номер ступени.

Уже в выше описанном процессе можно слушать ступени в гармонических и мелодических интервалах в паре с тоникой. Но, все равно, слушается краска ступени, а не интервала (хотя это почти одно и тоже, в данном случае функциональная и интервальная краски похожи и дополняют друг друга. Тут можно спорить, но не об этом речь).

Далее, постепенно, добавляя по одной, осваиваете оставшиеся 5 черных ступеней.

В какой-то момент можно (нужно) добавлять слушание подряд двух нот - сначала мелодически, потом гармонически. При этом слышать опять-таки ступени, хотя их сопровождает интервальная краска, которая хорошо различается и запоминается.

Конечно, я описал крайне обще, по дороге есть много нюансов.

Во вложении видеоскрин работы в приложении с 2 звуками и гармоническими интервалами. Прошу прощения, почему-то во втором скрине телефон записал звук с искажениями, непонятно, почему он перенастроился. Но процесс понятен.
« Последнее редактирование: Мая 12, 2020, 15:29:28 от eye »

Оффлайн Pavle

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8618
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Вопрос: имеет ли смысл начать тренировку (с нуля), пока забив на фактические интервалы?

1. Зачем? Какой в этом практический смысл?
2. Это сложнее,и непонятно что дает, лучше плотнее заниматься тем что дает гарантированный крепкий результат, т е интервалами

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
По моему убеждению, основанному на практике - да.
Я пытаюсь использовать "задачи", находящиеся во вложении. Формулировка задачи: "Какая ступень лада звучит последней?"
Вопрос: этот материал годится для упражнений? (возраст подопытного для этого антигуманного эксперимента — около 6 лет.)

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Вопрос: этот материал годится для упражнений? (возраст подопытного для этого антигуманного эксперимента — около 6 лет.)
Не знаю, не использовал такой способ. Это надо вам попробовать - если результат будет, то годится. Обычно используется метод попевок. И попевок с функциональной гармонизацией.
Как здесь, например https://youtu.be/PF3kM5Hwx-w?t=1043

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Зачем? Какой в этом практический смысл?
Когда звучит До-Соль, не столь важно, квинта это или кварта. Гораздо важнее, что это "один - пять".

... и добавил:

Не знаю, не использовал такой способ. Это надо вам попробовать - если результат будет, то годится.
Было сделано порядка пяти-семи подходов, результат пока нулевой. В частности, До-Ми вниз и До-До вниз уверенно путаются :(

Я пытаюсь "танцами" объяснить, что такое абсолютная устойчивость (I), крайняя неустойчивость (V) и "среднее между ними" (III).
« Последнее редактирование: Мая 12, 2020, 16:01:49 от MrLf »

Оффлайн Pavle

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8618
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Когда звучит До-Соль, не столь важно, квинта это или кварта. Гораздо важнее, что это "один - пять".

Мне кажется (исходя из лично моего опыта, в т ч попыток петь в хоре  :pozor:) - когда Вы действительно крепко натеребонькаете интервалы, у Вас подобных вопросов и странных желаний больше не будет, потому что 1-5 будет ощущаться ОЧЕНЬ надежно в обе стороны



... и добавил:

А Бережанские, ступени лада и т д, ну можно до бесконечности это осваивать, но изменились условия (типа какая-то там ступень, но на фоне другого аккорда) -и все по нулям
« Последнее редактирование: Мая 12, 2020, 17:07:39 от Pavle »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Я пытаюсь "танцами" объяснить, что такое абсолютная устойчивость (I), крайняя неустойчивость (V) и "среднее между ними" (III).
А это ступени или аккорды тональности?
Если ступени, то как 5я, входя в тоническое трезвучие, образуя совершенный консонанс с 1, а так же являясь его вторым обертоном, может быть крайне неустойчивой?
В ладу самая неустойчивая (хотя не уверен, что стоит раскладывать по ранжиру) скорее 7 ступень - "доминантовый тон", остро тяготеющая в тонику. И 4я, тяготеющая в 3 тонического трезвучия.


... и добавил:

Вообще, здесь речь не о Бережанском, а овладении ступеней - это первый подготовительный класс музыкальной школы. Все эти песенки, начинающиеся с разных интервалов - это все о том же - восприятие ступени в ладовом контексте.

А насчет
Цитировать
А Бережанские, ступени лада и т д, ну можно до бесконечности это осваивать, но изменились условия (типа какая-то там ступень, но на фоне другого аккорда) -и все по нулям
Может вы просто глухой или тупой, если у вас по нулям.
https://www.youtube.com/watch?v=C6G84KV2mWo

Здесь тоже контекст меняется и не "по нулям"  https://youtu.be/CqNNgJApdIg?t=608
« Последнее редактирование: Мая 12, 2020, 17:42:12 от eye »

Оффлайн MrLf Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8591
  • nylon fingerstyle
    • Martin Ludenhoff
Если ступени, то как 5я, входя в тоническое трезвучие, образуя совершенный консонанс с 1, а так же являясь его вторым обертоном, может быть крайне неустойчивой?
Верно, но я пытаюсь словесно объяснить, как искать ладовые физиономии ступеней, как ловить эмоциональную окраску :(

Сейчас подумал, надо I - IV - V попробовать (вместо I - III - V), чтобы I и III не "путались".

... и добавил:

Или I - IV - VII, I - II - VII?
« Последнее редактирование: Мая 12, 2020, 17:39:33 от MrLf »

Оффлайн Pavle

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8618
  • GuitarPlayer.Ru fan!
А насчет  Может вы просто глухой или тупой, если у вас по нулям.

У меня интеллект существенно выше среднего, звуки слышу, значит не глухой. Просто вот сложилось мнение что топикстартер хочет извернуться лишь бы не апгрейднуть качество восприятия интервалов. Потмоу что если путаешь квинту и кварту это оно и есть

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Цитировать
Верно, но я пытаюсь словесно объяснить, как искать ладовые физиономии ступеней, как ловить эмоциональную окраску 
Словесно невозможно объяснить, пока человек не услышит. Он должен попеть ладовые попевки ( их еще называют обороты, кадансы, мотивы с разрешением, интонации).
В общем видео с Брайниным об этом. Начать можно с двух нот - 1 и 2. Вторую разрешать в первую. Первую просто три раза повторить. Если начнет различать, можно снизу 7ю.
Вариантов много.


... и добавил:

Цитировать
У меня интеллект существенно выше среднего, звуки слышу, значит не глухой.
Это радует. Осталось только объяснить, почему у вас "по нулям".

Ступени в воспитании слуха идут до интервалов. 100%. Могу доказать цитатами из научных и сольфеджийных работ (не говоря о своем опыте). Только не буду, потому что бесполезно,  никто никогда не признает своей неправоты на форумах.
« Последнее редактирование: Мая 12, 2020, 18:06:39 от eye »

Оффлайн Pavle

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8618
  • GuitarPlayer.Ru fan!
никто никогда не признает своей неправоты на форумах.

Я могу признать.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Попевки. Агажанов А. Курс сольфеджио. Выпуск 1 (1974 год издания.)
Стр 7 - самое начало, до интервалов
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Цитировать
Я могу признать.
Ну, и...? 
Я же бросил видео, где аккорды меняются, тональности меняются, а ноты так же определяются. Без настройки.
Цитировать
но изменились условия (типа какая-то там ступень, но на фоне другого аккорда) -и все по нулям
« Последнее редактирование: Мая 12, 2020, 18:34:07 от eye »

Оффлайн Pavle

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 8618
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Ступени в воспитании слуха идут до интервалов. 100%.

Если у топикстартера слабовато с интервалами, ему проще и надежнее будет подтянуть интервалы, чтобы достичь желаемого результата. Ступень же ощущается с тем расстоянием, которое до тоники, не? Соответственно если эторасстояние в сознании не железно забито, то и ступени гонять смысла не будет

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9361
  • xxx
Если у топикстартера слабовато с интервалами, ему проще и надежнее будет подтянуть интервалы, чтобы достичь желаемого результата. Ступень же ощущается с тем расстоянием, которое до тоники, не? Соответственно если это расстояние в сознании не железно забито, то и ступени гонять смысла не будет
Все с точностью до наоборот. Это распространенное заблуждение, поэтому, еще до того как вы вступили в дискуссию, я уже написал
Цитировать
Хотя интервалам все придают огромное значение, но на начальном этапе про них нужно "забыть". Если правильно заниматься и слух созреет, то потом они освоятся легко, практически "сами".
и далее:
"Но, все равно, слушается краска ступени, а не интервала (хотя это почти одно и тоже, в данном случае функциональная и интервальная краски похожи и дополняют друг друга).
И теперь вы спрашиваете "Ступень же ощущается с тем расстоянием, которое до тоники, не? ".
Вы не находите, что для высокого интеллекта глупо спрашивать вопрос, на который уже ранее давался ответ?


Далее еще. Цитирую

Ладовое воспитание слуха

В  музыкальной педагогике утвердился метод ладового воспитания слуха. В практике сольфеджио ступени лада усваиваются вначале на основе движения по гамме от нижней тоники к верхней и обратно, затем на основе тяготения неустойчивых ступеней к устойчивым; на последующих этапах обучения усваиваются мелодические скачки по устоям лада и на неустойчивые ступени, прилегающие к устоям лада, и, наконец, включается движение по звукам аккордов доминантовой и субдоминантовой функций. Таков распространенный путь ориентировки слуха учащегося в мажорном и минорном ладах. Не затрагивая пока хроматизма и модуляции, остановимся здесь на вопросах диатоники.

Достоинства упомянутого пути усвоения лада бесспорны. Он развивался как бы в борьбе против прежней интервальной методики сольфеджио, где наряду с усвоением гамм преобладал способ секвентного вдалбливания в слух учащегося интервалов от секунды до септимы и октавы, вне осмысления ладового значения ступеней. Кроме того,— и это сыграло решающую роль в предпочтении способа ладового усвоения ступеней гаммы — навык скачков с одной ступени лада на другую, отыскиваемую не только по ее месту в гамме, но и по ее ладовому колориту, значительно облегчал исполнение и осознанное восприятие больших, трудных интервалов. В самом деле, для того чтобы спеть, например, в До мажоре нисходящий интервал соль— си или ля — см, учащемуся даже не требуется вспоминать в данный момент, что речь идет о сексте или септиме: достаточно найти соль как V ступень по гамме или как квинтовый устой лада и от него отыскать слухом нижний вводный тон."

Все эти цитаты, еще не тяжелая артиллерия.  Мне просто лень сейчас погружаться в Теплова и книгу Уткина.