Вот ищо интересная цитата:
"Иногда играть произведение точно, соблюдая длительность нот, не меняя темпа взятого в самом начале - заведомо похоронить, т.е. лишить его дыхания и агогического развития (агогика – изменение темпа).
В силу природного дыхания, изменения внутреннего состояния и настроения исполнителя, произведение не должно звучать монотонно, за ускорением должно следовать замедление, за счёт чего кажущаяся темповая неровность уравновешивается, и общий темп произведения соответствует указанию автора – темповой баланс восстанавливается. Однако не всегда следует нарушать его при исполнении характерных пьес (похоронный марш). Музыкант должен знать, где разрешается свобода исполнения – Rubato. Этот термин характерен для музыки романтиков начала 18 века. Рубато (итал. rubato, сокращение от tempo rubato, буквально — похищенное время) в музыке, термин, обозначающий свободное в ритмическом отношении (не строго в такт) исполнение; обычно связано с ускорениями и замедлениями темпа."
Вот так вот ещё бывает. В классике самой различной фишка такая присутсвует (наскока я помню - в основном при исполнении части или всего произведения одним муз. инструментом. Видимо потому, что субъективно варьировать темп частей произведения и в то же время попадать в ритм, чтобы не было лажи, всему симфоничесому орекстру довольно сложно
)
Вообще красивая фишка. Иногда приходится очень к месту. Ну например, когда вначале играются в медленном темпе первые два-четыре такта, часто являющиеся окончанием периода, квадрата. А потом после этих двух-четырёх медленных тактов следует определённое ускорение, повышение темпа при игре остальной темы. Ну например, щас придумаю чё-нить от фанаря. Есть, допустим такая 8 тактовая гармоническая последовательность: Am, E, Am, C, F, Dm, E, E. Так вот, в начале играется в медленном темпе кусок мелодии на Е из 7 и 8 тактов. Ну и звук где-то ф районе пиано. Затем идёт игра в более высоком темпе и с большей громкостью, сильными акцентами первых 6 тактов мелодии на гармонию Am, E, Am, C, F, Dm. Затем опять замедление и понижение громкости на 7 и 8 тактах на Е. Т.е. медленный и более тихий каданс на Е идёт постоянно впереди, т.е. проигрывается сначала он, а затем - первые 6 тактов в более быстром темпе. Ну и естествено, шо тут речь идёт не о простом брынчании этих аккордов, а об обыгрывании их мелодией, подчёркивающей гармонию.