Автор Тема: Jazz Standards - Джазовые стандарты  (Прочитано 31971 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Jazz Standards - Джазовые стандарты
« Ответ #105 : Апреля 11, 2009, 01:23:34 »
Цитировать
Я так понимаю, чт на протяжении всего стандарта крутится оборот VI-II-V-I в разных тональностях, при этом причудливо меняются типы ступеневых аккородов.. Ну для начала Bm7(b5) вместо Bbmаj?
Это очень интересный вопрос. Думаю, это тема диссертации, но выскажу свое мнение.

Во-первых, в джазовом миноре ход в басу 1-6-2-5 интервально скопирован из мажора. Думаю, тут постарались басисты, привыкшие играть свои квинтовые ходы с тритоновыми заменами. Если использовать шестую низкую, то любимая наигранная конструкция (Rhythm Changes - |d-c|h-f|e-bь|a-eb|d...) не работает оптимальным образом.
Так же, как и в мажоре vi - продолжение тонической функции. Второй пример это доказывает - там вообще нет Hø, но басист скорее всего все равно сыграет, типа, |Dm - Dm/c - Dm/h - Dm/f |Eø - Eø/bb - A7 - A7/c#| Dm

Во-вторых, расширенная вертикаль минора перенесена из излюбленного дорийского минора (ii-V в мажоре). Тоническая группа минора образует полиаккорд: Dm6/11=h-d-f-a-c-e-g и родсвенный лад, соответствующий тоническому аккорду - дорийский минор.

Таким образом, так же, как в классическом миноре нужды функциональной гармонии привели к использованию гармонического минора в определенных местах  (на доминантовой функции), так же джазовый минор - это сочетание натурального+дорийского+гармоничемкого миноров, которые включаются в определенных местах.

Стандартный оборот минора 1-6-2-5 составляют следующие аккордовые структуры: Dm7-Hø-Eø-A7(b9). Этими аккордами весь джазовый минор практически и выражен.

Dm7-Hø - дорийский минор (Hø=Dm/H)
Eø - локрийский лад, звукоряд натурального Dm, Eø - удобно обыгрывать Gm дорийским.
A7(b9) - гармонический Dm, можно использовать Bb фригийский (=Gm дор) с добавлением c#.

Если возникает необходимость обыгрывать минор одним ладом, то можно использовать натуральный Ре минор, но осторожно с его "подвижной" шестой ступенью - на тонике подходит как проходящая b6(bь), так и "устойчивая" бекар 6 (h) - для остановок, а на субдоминанте-доминанте - bь.
Так же использование дорийского минора в сочетании с вводным тоном дает звукоряд мелодического минора.

Вообще, для объективности лучше рассматривать разные варианты схем.
« Последнее редактирование: Апреля 11, 2009, 01:47:01 от eye »

Оффлайн Sharl

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 55
  • Репутация: +5/-0
Re: Jazz Standards - Джазовые стандарты
« Ответ #106 : Апреля 11, 2009, 15:05:11 »
eye, Приятно послушать умного человек  :)

Попробуем подвести первый итог. В первом такте стоит B7-5 для того, чтобы подчеркнуть Dm дорийский минор. В дорийском D миноре VI ступень B, поэтому аккорд VI ступени дорийского D минора будет именно B7-5. Обыгрываем Dm7 и B7-5 дорийским Ре минором.
Далее E7-5 - II ступень натурального Ре минора, обыгрываем натуральными Ре минором.
A7 - субдоминанта к Ре минору, обыгрываем Ре минором гармоническим, из-за появления #C
либо так, что одно и то же:
Если возникает необходимость обыгрывать минор одним ладом, то можно использовать натуральный Ре минор, но осторожно с его "подвижной" шестой ступенью - на тонике подходит как проходящая b6(bь), так и "устойчивая" бекар 6 (h) - для остановок, а на субдоминанте-доминанте - bь.
Так же использование дорийского минора в сочетании с вводным тоном дает звукоряд мелодического минора.

Поправляйте если что не так..

Идем дальше.. 5-6 такт - Dm c хроматическим движением баса от I к VI ступени. В первой цифровке, представленной eye, в этих тактах творится что то для меня непостижимое Dm - Eo/C# - Dm/C - G/H   Bb7-5 - Dm/A - Do/G# - F#7-5, прошу помощи в объяснении аккордовых замен!

Кстати не зря eye была затронута тема Rythm Changes. Заглядывая вперед это нам поможет объяснить бридж в 9-12 такте. Информация к размышлению о Rythm Canges http://en.wikipedia.org/wiki/Rhythm_changes

Но даввайте по порядку.

Итак такт 5-6 в первой цифровке от eye  :o

Рискну предположить: Dm - Eo/C# - Dm/C - G/H роматическое движением баса от I к VI ступени. Eo - гармонический Ре минор. G - дорийский Ре минор. Получается что аккордовые замены сделаны для того, чтобы в рамках такта рзделить Ре минор на гармонический и дорийский, а также подчеркнуть движение баса. При этом нисходящее хроматическое движение баса хорошо звучит с восходящей мелодией в основной теме :)
« Последнее редактирование: Апреля 11, 2009, 21:15:42 от Sharl »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Jazz Standards - Джазовые стандарты
« Ответ #107 : Апреля 11, 2009, 23:53:47 »
Цитировать
В первом такте стоит B7-5 для того...
Цитировать
Рискну предположить: Dm - Eo/C# - Dm/C - G/H...
Цитировать
Поправляйте если что не так..
Прошу прощения за формальные замечания, но:
1. в рамках одной вещи надо придерживаться какой-то одной системы обозначений - Си - это либо B, либо H.
2. B7-5, E7-5  - так обозначается малый мажорный септаккорд с пониженной 5. А подразумевались Bm7-5, Em7-5 или Bø, Eø (ø - при англ раскладке набирать код символа на цифровой клавиатуре Alt0248). Вариант B-7b5
3. до кучи - не #C, а C#. ))
На эти замечания отвечать не надо, чтобы не тратить время.

Теперь по теме. Rhythm Changes все-таки не объсняет тот круг доминант - бридж в "Ритмах" начинается от другой ступени... разве что и там и там эллипсис - цепочка доминант, когда неустой разрешается в следующий неустой и тд..
Цитировать
Dm - Eo/C# - Dm/C - G/H, прошу помощи в объяснении аккордовых замен!
Цитировать
Рискну предположить: Dm - Eo/C# - Dm/C - G/H роматическое движением баса от I к VI ступени.
Совершенно верно - хроматическое движение. Правда намудрили они - для схемы слишком много аккордов. Вторая гармонизация "правильнее". И это не замены, просто вариант гармонизации.
Первая часть - это стандартная гармонизация хроматики в басу - вместо двух тактов Dm => Dm Dm+7 Dm7 Dm6=> Dm-A7-Dm7-G
Зачем написали там Eo/C# непонятно, если можно было просто - C#o

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Jazz Standards - Джазовые стандарты
« Ответ #108 : Апреля 14, 2009, 13:27:47 »
Bb7-5 - Dm/A - Do/G# - F#7-5, прошу помощи в объяснении аккордовых замен!
Выскажу свое предположение:
в 6 такте в теме ноты g#ahc - отклонение в гармонический ля минор
Исходя из этого Bb7-5 это тритоновая замена E7;
Do/G# это G#о это же E7b9 без тоники.
F#7-5 это это тритоновая замена С7;
Для соло я бы представлял эту гатмонию так: E7/B, Dm/A, E7b9/G#, C7/F#

Оффлайн Sharl

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 55
  • Репутация: +5/-0
Re: Jazz Standards - Джазовые стандарты
« Ответ #109 : Апреля 16, 2009, 11:37:00 »
Спасибо, с этим разобрались. Ну дальше вроде бы все просто E7 - A7(#5) - D9 - G13 - C9 - F13
эллипсис - цепочка доминант, когда неустой разрешается в следующий неустой
Можно ли ее рассматривать как VII-III-II-V-I к фа мажору? Пытаясь обыгрывать эту связку доминат, пришел к простому и безошибочному мнению - играть опорные ноты аккордов, остальные ноты такие, чтобы звучало  :p :)
Учитывая то, что аккорд звучит на протяжении 1 такта, таких нот должно быть немало. Упрощая, можно обыгрывать пентатониками..
И потом Bbmaj9 - Em7-5 - A7 это II - V - I к Ре минору.

Гуру, поправляйте  ;)

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Jazz Standards - Джазовые стандарты
« Ответ #110 : Апреля 16, 2009, 14:01:52 »
Цитировать
Можно ли ее рассматривать как VII-III-II-V-I к фа мажору?

А почему к Фа мажору? Последовательность ведь вроде разрешается Bbmaj7...  Этот Bb находится на стыке, поэтому может рассматриваться как I=bVI

Цитировать
Пытаясь обыгрывать эту связку доминат, пришел к простому и безошибочному мнению - играть опорные ноты аккордов, остальные ноты такие, чтобы звучало
Это хороший способ, особенно когда не можешь определиться с родственным ладом. Но тут вроде все просто - на D9 - G13 - C9 - F13 можно играть дорийские min от 5 ступени каждого аккорда (= миксолидийские от тоник). A7(#5) - ладом содержащим b6 (A7 доминантовый=Dm гарм, A7 фриг с add3, Bbm мелод, Dm пент с b1)

Цитировать
Упрощая, можно обыгрывать пентатониками..
Можно. Но какими? Лучше той, что с тритоном.

Оффлайн Sharl

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 55
  • Репутация: +5/-0
Re: Jazz Standards - Джазовые стандарты
« Ответ #111 : Апреля 16, 2009, 14:41:20 »
Написал к Фа мажору т.к. Bbmaj7 на мой взгляд вообще не звучит как тоника... Ну по крайней мере мне так кажется... А Фа мажор параллелен Ре минору, поэтому как то хорошо получается  :) Хотя формально к Bbmaj9 правильнее.. Может я не так слушаю..
И потом Bbmaj9 - Em7-5 - A7 это II - V - I к Ре минору.
Ошибся, имел в виду VI-II-V-I к Ре минору. Ну и Bbmaj9 отнес к VI ступени, почему написал выше..

Можно. Но какими? Лучше той, что с тритоном.

Имел ввиду просто мажорные пентатоники от I ступеней. Те что с тритоном, это как? Они же без тритона....
« Последнее редактирование: Апреля 16, 2009, 15:30:43 от Sharl »

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Jazz Standards - Джазовые стандарты
« Ответ #112 : Апреля 16, 2009, 15:47:08 »
Написал к Фа мажору т.к. Bbmaj7 на мой взгляд вообще не звучит как тоника... Ну по крайней мере мне так кажется...
Фа мажор здесть точно не звучит как тоника. Даже если бы пьеса начиналась бы с Фа мажора и заканчивалась в Фа мажоре. потому что в этом такте F7. А на мажорной тонике может быть F, Fmaj7, F6 чистые или с надстройками, но никак не F7.
(Разве что в блюзе и рок-н-роле на тонике берется малый септаккорд но это другой стиль и там используются другие звукоряды).

По поводу надстроек к септ аккордам в этой последовательности:
Я бы играя аккомпанимент к теме вместо
A7(#5) -D9 - G13 - C9 - F13 играл бы A7(ь9) -D13 - G9 - C13 - F9.
Смысл играть D9 если в теме висит ми и солист будет играть ми.
Играя аккомпанимаент к импровизации я бы играл
A7-D7 - G7 - C7 - F7.
И пусть солист сам решает каким ладом ему обыгрывать A7 как минорную доминату или как мажорную доминанту.

Оффлайн Sharl

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 55
  • Репутация: +5/-0
Re: Jazz Standards - Джазовые стандарты
« Ответ #113 : Апреля 16, 2009, 15:56:48 »
Смысл играть D9 если в теме висит ми и солист будет играть ми.
Согласен, но если солист поет а не играет, то D9 уместно играть мне кажется, т.к. поющему надо подсказывать как звучит ми, он существо нервное  :)

Оффлайн Taps

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 2017
  • Репутация: +509/-20
  • Пиво, бабы, джаз, латина
Re: Jazz Standards - Джазовые стандарты
« Ответ #114 : Апреля 16, 2009, 16:08:25 »
Согласен, но если солист поет а не играет, то D9 уместно играть мне кажется, т.к. поющему надо подсказывать как звучит ми, он существо нервное  :)
От уровня солиста зависит если ему нужна такая подсказка то святое дело взять здесь ми.
Я играю в любительском коллективе бывает вокалистке тяжело точно взять первую ноту в фразе если фраза начинается  +7 или 9. тогда саксофонист за четверть берет пидальным тоном нужную ноту.
А если вокалист попадает в тему точно, тогда красивее взять другую надстройку чем дублировать вокалиста.
« Последнее редактирование: Апреля 16, 2009, 16:11:19 от Taps »

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Re: Jazz Standards - Джазовые стандарты
« Ответ #115 : Апреля 16, 2009, 17:07:02 »
Цитировать
Те что с тритоном, это как? Они же без тритона....
D7=1-2-3-5-(6)-b7-1 (d-e-f#-a-(b)-c-d).

Это то же самое, что и пентатоника Am6: 1-b3-4-5-6-1 (a-c-d-e-f#-a)

Или F#ø = 1-b3-(4)-b5-b6-b7 (f#-a-(b)-c-d-e)

Тритон f#-c

Оффлайн Guitarsoundfreak Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1294
  • Репутация: +380/-16
    • https://www.facebook.com/alexkozmidimusic
Re: Jazz Standards - Джазовые стандарты
« Ответ #116 : Апреля 16, 2009, 22:33:43 »
eye правильно написал на эту тему можно было бы написать дисертацию. Да и вообще отлично все разложил.

лично я всегда расматривал этот ход как минорный I VI, II V. Очень люблю это звучание, иногда использую его как интро.
Так же его можно расмотреть как I IV(dur) т.е. Bø - как первое обращение G9 - мажорной субдоминанты, II V - Dm7   G9/B  Eø   A7b13.
Еще часто в этом ходу вместо полууменьшенных аккордов используются альтерированные, они же 7#9: Dm7 B7#9, E7#9, A7b13


Зы может создадим тему yesterdays, скопируем все месседжи туда, а я сделаю ссылку на первой странице этой темы?

Оффлайн Sharl

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 55
  • Репутация: +5/-0
Re: Jazz Standards - Джазовые стандарты
« Ответ #117 : Апреля 17, 2009, 10:21:35 »

Оффлайн Guitarsoundfreak Автор темы

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1294
  • Репутация: +380/-16
    • https://www.facebook.com/alexkozmidimusic
Re: Jazz Standards - Джазовые стандарты
« Ответ #118 : Апреля 17, 2009, 16:23:22 »

Yesterdays

Sharl, не забудь месседжи скопировать

Оффлайн Sharl

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 55
  • Репутация: +5/-0
Re: Jazz Standards - Джазовые стандарты
« Ответ #119 : Апреля 17, 2009, 16:26:06 »
Фууууфф! Готово  :)
Вроде красиво получилось  ;)