2Oleg Merkuriev
Зачем тогда придумали сольфеджио (в которое входит помимо всего "пение связками"), если достаточно пения в голове. Но разница довольно велика, это как представлять образ человека и реально нарисовать его. так что правильнее, наверное, сказать, что слышишь образ импровизации, а не поешь конкретные ноты, а потом их играешь. В соответствии с твоим опытом и представлениями ты воплощаешь этот образ в звуки, при этом слух контролирует, что получаемый результат соответствует в общих чертах требуемому образу. Более того после того, как нота извлечена, т.е. образ как-то воплотился, ты можешь воспроизвести ее голосом (с задержкой в сот.доли сек. , так что кажется, будто поешь одновременно).
В общем процесс импровизации весьма загадочен и не у всех одинаково проходит. Есть полно людей (абсолютники), которые могут повторить за тобой любую ноту (хоть голосом, хоть на инструменте), но когда дело доходит до "импровизации"...
А по сабжу можно посоветовать играть по одной струне (лучше одним пальцем) и петь. При этом ты не будешь играть быстрее, чем хочешь, не будешь отталкиваться от пальцовок и боксов (по началу), не надо будет решать проблему выбора аппликатуры: услышал ноту - взял.
Потом - на двух струнах.
Так же полезно играть с пением мелодии, используя только опорные звуки. Затем добавлять к ним вспомогательные, проходящие и тд.
Потом можно попробовать петь, зажимая ноты, но не извлекая их. Первое время надо проверять себя - зажал струну - спел ноту - извлек звук.
По сути импровизация - это не выдумывание новых слов и языка в процессе игры, а говорение своих мыслей уже знакомыми словами, которые образуют твой словарный запас. Конечно это не абсолютная аналогия.
Так что важно расширять свой лексикон, но с пониманием смысла слов, а то некоторые похожи на попугаев - слова говорят, а смысла нет.
Полезно учить чужие импровизации и вслух пропевать их. Если трудно, то помогать гитарой. задача - загрузить в память наибольшее количество интонаций, мелодий, импровизционных средств (арпеджио, пентат., гаммы, фигурации и тд) с тем, чтобы уметь быстро в голове индетифицировать услышанное.
Реально людей, которые могут слышать детально в голове импровизацию, а потом в точности могут играть ее - довольно мало. Я так думаю, потому что даже мастер импровизации Пэт Метини говорит в каком-то интервью, что он после гастролей сразу поехал в студию писать новый альбом, так как спустя несколько дней скорость реакции "слышу-играю" затупятся.