Автор Тема: как научиться быстро думать при импровизации?  (Прочитано 7394 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Borg Sex

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 281
  • Репутация: +10/-14
  • Шиндыр-дыр-машина
    • GuitarLine
Вот довольно интересный подход к импровизации от  Greg Howe http://www.borgsex.narod.ru/notes/greg_howe_chord_changes.pdf

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
2Oleg Merkuriev
Зачем тогда придумали сольфеджио (в которое входит помимо всего "пение связками"), если достаточно пения в голове. Но разница довольно велика, это как представлять образ человека и реально нарисовать его. так что правильнее, наверное, сказать, что слышишь образ импровизации, а не поешь конкретные ноты, а потом их играешь. В соответствии с твоим опытом и представлениями ты воплощаешь этот образ в звуки, при этом слух контролирует, что получаемый результат соответствует в общих чертах требуемому образу. Более того после того, как нота извлечена, т.е. образ как-то воплотился, ты можешь воспроизвести ее голосом (с задержкой в сот.доли сек. , так что кажется, будто поешь одновременно).
В общем процесс импровизации весьма загадочен и не у всех одинаково проходит. Есть полно людей (абсолютники), которые могут повторить за тобой любую ноту (хоть голосом, хоть на инструменте), но когда дело доходит до "импровизации"...
А по сабжу можно посоветовать играть по одной струне (лучше одним пальцем) и петь. При этом ты не будешь играть быстрее, чем хочешь, не будешь отталкиваться от пальцовок и боксов (по началу), не надо будет решать проблему выбора аппликатуры: услышал ноту - взял.
Потом - на двух струнах.
Так же полезно играть с пением мелодии, используя только опорные звуки. Затем добавлять к ним вспомогательные, проходящие и тд.
Потом можно попробовать петь, зажимая ноты, но не извлекая их. Первое время надо проверять себя - зажал струну - спел ноту - извлек звук.
По сути импровизация - это не выдумывание новых слов и языка в процессе игры, а говорение своих мыслей уже знакомыми словами, которые образуют твой словарный запас. Конечно это не абсолютная аналогия.
 Так что важно расширять свой лексикон, но с пониманием смысла слов, а то некоторые похожи на попугаев - слова говорят, а смысла нет.
Полезно учить чужие импровизации и вслух пропевать их. Если трудно, то помогать гитарой. задача - загрузить в память наибольшее количество интонаций, мелодий, импровизционных средств (арпеджио, пентат., гаммы, фигурации и тд) с тем, чтобы уметь быстро в голове индетифицировать услышанное.
Реально людей, которые могут слышать детально в голове импровизацию, а потом в точности могут играть ее - довольно мало. Я так думаю, потому что даже мастер импровизации Пэт Метини говорит в каком-то интервью, что он после гастролей сразу поехал в студию писать новый альбом, так как спустя несколько дней скорость реакции "слышу-играю" затупятся.

Оффлайн ёjё

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 9363
  • Репутация: +1598/-36
  • xxx
Цитировать
Автор оригинала Borg Sex
Вот довольно интересный подход к импровизации от  Greg Howe http://www.borgsex.narod.ru/notes/greg_howe_chord_changes.pdf

Да, переводец еще тот, видно промтом пользовались, типа, "импровизационные способности гитариста могут быть ограничены в дуэте...". Имеется ввиду, что если мы имеем две разных тональности, то импровизировать труднее.

А вообще основной смысл статьи - надо научиться плавно переходить от одного звукоряда к другому при смене тональности. Если ты можешь сыграть любую мажорную гамму в любом месте на грифе, то в этом нет никаких проблем.
То есть, если привязать к теме топика, то думать будешь так: "сейчас я играю Соль мажор, а в следующем такте начнется Си-бемоль мажор, и ноты будут такие". Вот такие сокровенные мысли при "импровизации". :)

Оффлайн Oleg Merkuriev

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1147
  • Репутация: +50/-5
  • Зарегистрированный
Цитировать
В общем процесс импровизации весьма загадочен и не у всех одинаково проходит

Во-во...
А я так - поделился из своего опыта, описать загадочный процесс, как мне он в моей голове представляется. Не настаиваю что так и надо делать и так всех учить. Сальфеджио не сомненно сильная штука.

Оффлайн kaimet

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 4
  • Репутация: +0/-0
  • Зарегистрированный
    • http://guitarock.narod.ru
В том же Band-In-a-Box есть такая фишка как солист. Пишешь гармонию, вибираешь стиль солиста и импровизация готова. Конечно это все тупо делает компьютер, но часто это очень даже не плохо звучит. Поучись у него. Можно взять оттуда множество красивых ходов. В конечном счете импровизация чаще всего и подразумевает обыгрывание и варьирование уже заученных фраз. А чтобы импровизировать полностью от балды, и при этом чтобы хорошо звучало - это нужно быть гением.

Оффлайн Серёга

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 91
  • Репутация: +1/-0
  • Теоретик
Цитировать
Автор оригинала Xenon
eye
Я играю 4 месяца, но в голове строятся серьезные соляки.

А ты до гитары на чём-нибудь играл? Это тоже важно

Оффлайн Night_Wolf

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 69
  • Репутация: +0/-1
  • Banned
    • http://
Вообще (ИМХО) импровизация состоит из модефицирнванных сыгранных рание кусков..........развить её можеть только практика....

Оффлайн Nails

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 330
  • Репутация: +2/-3
  • Человек-дельфин
как научиться быстро думать при импровизации?
« Ответ #22 : Апреля 01, 2005, 20:29:20 »
согласен с night wolf - мой препод из беркли в свое время (я к нему как только пришел - сразу сказал, что хочу импровизировать, жалуясь, что у меня не выходит) мне просто изрек - improvisation is all what you've learned before, that's all. Все англоговорящие поняли, остальные догадайтесь, что импровизируешь ты в зависимости от уже изученного багажа заученных фраз, которые вставляешь полностью или видоизменно, модифицированно. Не обязательно играть фразу полностью - сыграй начало из одной фразы, дополни другой или развей от балды. Импровизация живая тогда, когда примерно полована фраз спонтанны и идут в дополнение к заученным. Это говорю и из своей практики, да еще и дядька Блэкмор так говорил. Тоже любитель импровизации большой. Хаммет, например, советовал такое - если подкачало воображение - возьми ты старую фразу и сыграй ее другой ритмической пульсацией...Ходов много. В конечном итоге все зависит от конкретного знания позиций. Какие-то более удобные, какие-то менее, но надо уметь музыкально и вкусно вывернуься и перейти в любой - тогда будет умение и мастерство. Снимайте, снимайте, и еще раз снимайте, набирайтесь фраз. Ипредслышание в голове никто не отменял тоже. Удачи всем в импровизации - это живая штука, и если она проходит, то радуешься не меньше, чем как при сочинении хорошей песни или вещи.

Оффлайн Sphynx Автор темы

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 164
  • Репутация: +0/-1
  • Зарегистрированный
    • http://
как научиться быстро думать при импровизации?
« Ответ #23 : Апреля 02, 2005, 19:32:49 »
короче надо играть,а чувство гриффа как сбор нот придет с опытом.

Оффлайн Singer

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 67
  • Репутация: +1/-0
  • доиграюсь.
как научиться быстро думать при импровизации?
« Ответ #24 : Апреля 02, 2005, 21:03:10 »
...быстро думать при импровизации...
вот некоторые мои мысли:

1 - научиться сначала думать медленно при съеме: я, например, в EMP выбираю *мелодический диктант*, там выставляю лад(или гармонич. последовательность), количество нот в диктанте и т.д., слушаю несколько раз(если нужно), пытаюсь сразу без ошибок сыграть мелодию на гитаре; или можно просто играть(без подготовки, только определить тональность, есесно) любые мелодии, которые на слуху.
это одноголосный д.,
**никто не в курсе, в какой проге есть 2-х, 3-4-х голосные???**

 Для чего это: снять мелодию(БЕЗ ОШИБОК С 1-ГО РАЗА), которую слышишь ушами гораздо легче, чем ту, которую слышишь в голове во время попыток импровизировать, ИМХО.
И если не можешь выполнить эти элементарные вещи - какая, наф, импровизация.

2 - есно, научиться при съеме думать быстро.
3 - потом пытаться мееедленно импровизировать.
именно  ИМПРОВИЗИРОВАТЬ....а не просто наугад тыркать ноты из нужной тональности...  

развивать фантазию и творческое мышление.

снимать, снимать и снимать.

неплохо было бы прочесть работы Вая, Молоткова.

 А зачем вообще нужно дУмать при импровизации :) ??
м.б. это из-за несовершенства слуха(предслышания), техники и связи эмоции-голова-руки???...
 спооорный вопрос...

Оффлайн margund

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 472
  • Репутация: +1/-3
  • Гитарист
    • http://
как научиться быстро думать при импровизации?
« Ответ #25 : Апреля 08, 2005, 20:34:27 »
Цитировать
Гитарист вообще профессия не думающая, во время игры размыщлять некогда.

Вот это в точку.Во время игры нужно творить.
Шедевр понятие необъяснимое.Это скажет любой художник.

Оффлайн margund

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 472
  • Репутация: +1/-3
  • Гитарист
    • http://
как научиться быстро думать при импровизации?
« Ответ #26 : Апреля 08, 2005, 20:36:09 »
Цитировать
неплохо было бы прочесть работы Вая, Молоткова.

а ещё лучше использовать себя самого.

Оффлайн Labuh

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 525
  • Репутация: +25/-13
как научиться быстро думать при импровизации?
« Ответ #27 : Апреля 08, 2005, 23:34:17 »
Использовать самого себя - это извращение.
А по сабжу, так Сантана всю жизнь пытался научиться думать быстро, а играть медленно.
Ну, и научился, наконец...

Оффлайн margund

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 472
  • Репутация: +1/-3
  • Гитарист
    • http://
как научиться быстро думать при импровизации?
« Ответ #28 : Апреля 08, 2005, 23:41:07 »
Цитировать
Использовать самого себя - это извращение

Так думали инквизиторы и поэтому сожгли немало
хороших людей.
Суть любого интервью гитариста- я забил на все,
и стал тем,кем стал.